Знаете, каковы два краеугольных камня любого бизнеса? Первый из них — это необходимость знать всё о своих клиентах: их предпочтения, пожелания, впечатления от нового товара или услуги. Второй — желание сэкономить, особенно в сложные для экономики времена. Идеальный вариант для любого бизнеса — сочетать одно с другим, то есть получать всю важную информацию о вкусах потребителей, не тратясь на дорогие маркетинговые исследования.
Нужно отметить, что стремятся реализовать такой вариант не только небольшие компании с ограниченным бюджетом, но и крупные сети. Так почему бы не помочь им, создав сервис для проведения онлайн-опросов?
Как и многие другие бизнес-идеи, онлайн-сервисы для проведения опросов пришли на российский рынок из-за рубежа. Самые известные представители этого вида сервисов — Google forms и SurveyMonkey. Все они так или иначе помогают компаниям в проведении маркетинговых исследований рынка или настроений потребителей.
А вот на российском рынке аналогичных проектов работает не так много. Конечно, Google forms и SurveyMonkey работают и в России, но есть здесь и свои локальные игроки, например, Anketolog.ru, Agelon и Oprosso. Стоит отметить, что все сервисы — не точные клоны друг друга, они имеют ряд различий.
директор по продукту Oprosso
В России подобные проекты делятся на ряд категорий:
— saas-конструкторы опросов
— saas-конструктор + онлайн панель
— коробочное ПО конструктора опросов
На наш взгляд, рынка saas-сервисов онлайн-опросов для маркетологов и исследователей микро- и малых предприятий в России пока нет, или он еще только формируется. Почти год мы экспериментировали на этом рынке, размещая рекламу в Яндекс.Директе и Google adwords, использовали партнерские программы других saas-сервисов в России. Но рынок такого же продукта для средних и крупных предприятий есть. И большинство компаний конкурентов в России идут именно на этот рынок.
Одним словом, ориентироваться при создании такого сервиса лучше на малый бизнес.
Кому подойдёт этот бизнес?
Запуск и курирование такого технологически сложного бизнеса требует от основателя определённых компетенций. В идеале руководитель должен иметь опыт работы в сфере маркетинговых исследований, ведь в том, что делаешь, нужно разбираться. Ещё один важный навык — умение продавать подобные продукты, поскольку никто лучше основателя на первом этапе работы компании этого не сделает.
Что нужно для старта?
Главное в таком деле — это сотрудники. В первую очередь вам понадобятся хорошие программисты, которые умеют работать с большими данными, а также системные администраторы, умеющие создавать «правильную» инфраструктуру для работы с большими нагрузками.
Если же основатели не имеют никаких компетенций в сфере маркетинга и маркетинговых исследований, то в команде обязательно нужны специалисты, владеющие такими знаниями.
Финансы
Высококлассные специалисты помимо всего прочего станут основной статьёй расходов для вашей компании. Кроме того, потратиться придётся на аренду серверов и привлечение профессионалов в сфере онлайн-исследований. Именно люди — ваш основной ресурс, на котором не стоит экономить.
директор по продукту Oprosso
При большой сложности исполнения подобных технических продуктов нужны еще компетенции в сфере проведения онлайн-исследований и продаж на этом рынке. Заработать эти компетенции долго и дорого. По собственному опыту могу сделать вывод, что для входа на этот рынок потребуется не менее 12 млн рублей и около 2-х лет.
А вот монетизировать такой проект сложнее. Сделать доступ к нему полностью платным — не лучшее решение при наличии полностью бесплатных сервисов. Поэтому основной упор рекомендуется сделать на два возможных канала монетизации:
— Продажи подписок для микро- и малого бизнеса на месяц-год. При этом нужно предусмотреть дополнительные опции, которые действительно нужны бизнесу.
— Продажи лицензии на продукт и ежемесячное обслуживания для среднего и крупного бизнеса.
Конечно, чтобы иметь возможность продавать всё это, необходимо привлекать клиентов. Для этого можно использовать стандартные методы: Яндекс.Директ, Google Adwords, продвижение в социальных сетях. По словам Вадима Шавлюкевича больше «продают» личные продажи целевым клиентам. Кроме того, можно также использовать партнерские программы с сервисами, которые работают на смежном рынке.
Комментарии •0