Бизнес-план фермы по выращиванию шампиньонов и вешенок ориентирован на город с населением до 700 тыс. человек. Спрос на искусственно выращиваемые грибы неуклонно растет в России, достигнув уровня потребления не менее 60 тысяч тонн (с 25-28 тысяч тонн в 2014 году).
Увеличение спроса связано с тем, что фермеры научились выращивать грибы, а люди стали внимательнее относиться к тому, что едят.
В среднем житель России съедает 1 кг грибов в год. Европейцы съедают — 5-6 кг. Это говорит о том, что российский грибной рынок находится на стадии развития.
Технология выращивании грибов основывается на материальной базе, схожей с ведением тепличного хозяйства. Важно — следить за условиями среды и качеством рассады. Так, в Европе уже работают автоматизированные грибные фермы на возобновляемых источниках энергии.
Срок окупаемости — 8 месяцев;
Сумма первоначальных инвестиций — 2 500 000 рублей;
Точка безубыточности — на 3 месяц;
Средняя ежемесячная прибыль — 400 000 рублей.
-
Общие показатели
-
Оборудование
-
Инвестиции
Проект рассматривает 4 вида продукции:
- Свежие шампиньоны в сыром виде.
- Сортовые шампиньоны в упаковках по 1,5 и 10 кг.
- Сырые вешенки.
- Отборные сортированные вешенки в упаковках по 3 и 5 кг.
Продавать грибы предполагается: на рынках и в магазинах, предприятиям общепита и муниципальным организациям.
Лицензия на выращивание грибов — не требуется.
Российский грибной рынок существует 30 лет. За это время рынок вырос от примитивного выращивания на фермах до индустрии с крупными инвестициями.
Основные показатели рынка
С 2014 по 2019 гг. объём рынка вырос на 50% — с 28 000 до 56 000 тонн в год. Средний темп роста составляет 15-17%.
В 2019 году планируется запуск агрокомплекса по выращиванию шампиньонов и вешенок «Узловая» в Тульской области. Проектная мощность выпуска — 25 000 тонн в год.
По оценкам специалистов производство и потребление грибов будут расти на 6-7% в год. Это обусловлено трендом на здоровый образ жизни, экологичное питание, расширении торговых сетей, появление фермерских хозяйств и внедрение технологий, которые позволят за счет полной автоматизации сделать процесс более дешевым и рентабельным.
Общая характеристика потребления
Структура потребления грибов в России не отличается от европейской. Европейцы чаще едят шампиньоны и вешенки. В среднем житель России съедает 1 кг грибов в год, а европейцы — 5-6 кг. Это говорит о том, что российский грибной рынок находится на стадии развития.
Конкуренция на рынке производства грибов — умеренная. Еще не все крупные агрохолдинги и фермерские хозяйства перешли на освоение этого рынка.
В 2019 году больше всего грибов произвели в Московской области — 6 тысяч тонн, Курской области — 2000 тонн, Краснодарском крае и Ставрополье — 5500 тонн.
Самые крупные хозяйства по производству грибов в России: ОАО «Русский гриб», «Агрогриб» (Калужская и Тульская области); «Грибная радуга» (Курская область); Тепличный комплекс «Зеленая линия» (Краснодарский край); «Национальная грибная компания Кашира» (Московская область); «Орикс» (Самарская область, Татарстан) и др.
Объемная и динамическая оценка потенциальной емкости рынка
Максимальный объем продаж грибов для города с населением в 500 тыс. человек составит 500 тонн в год. Если вычесть сезонность и тех, кто не ест грибы — 50%, то объем составит 250 тонн.
Часть продукции будет поставляться на переработку предприятиям пищевой промышленности: для производства сухих смесей, пищевых концентратов, суповых наборов, пиццы.
Если учитывать минимальную оптовую цену — 270-300 рублей за 1 кг, то объем рынка может достигать 95-105 млн рублей в год, без учета сбыта коммерческому сектору.
Продажа продукции фермы, как планируется, будет осуществляться следующим основным группам потребителей:
- розничный рынок, частные клиенты — 30-40%. Реализация через сетевые торговые точки, магазины, на рынках.
- корпоративные клиенты — 50% продаж — рестораны, кафе, пиццерии, кулинарии, компании по изготовлению пищевых смесей и добавок.
- Муниципальные и государственные организации: больницы, школы, санатории, воинские части.
- Интернет-магазин или сайт компании.
Приоритетные методы продвижения:
- индивидуальные оптовые скидки крупным заказчикам;
- работа по индивидуальным заказам;
- доставка.
эффективные рекламные методы и инструменты:
- реклама в СМИ,
- реклама на буклетах,
- реклама в соцсетях,
- использование в рекламных целях участие фермы в различных региональных или муниципальных выставках — ярмарках сельхозпродукции, оказание помощи социальным группам — многодетным и малоимущим семьям, пенсионерам.
Система ценообразования и объемы продаж
Система ценообразования строится исходя из типов выпускаемой продукции. Ферма будет выпускать грибы в сыром виде и в сушенном фасованном. Фасованная продукция на 100-150% дороже продажи грибов в свежем виде.
Ценовые параметры базируются на статистике продаж по крупным сетевым магазинам страны, в разных регионах.
Регистрация бизнеса
ИП — оптимальный формат для регистрации бизнеса по выращиванию и продаже грибов в объёме 2-2,5 тонн в месяц.
Если бизнес будет вестись в сельском местности, то лучше использовать формат КФХ. Он даёт возможность получать субсидии, которые выдаются по итогам ежегодных конкурсов в рамках муниципальных программ поддержки сельхозпроизводителя.
В обоих вариантах предусмотрена упрощенная налоговая система и максимальная ставка налога на прибыль не превышает 6% в год.
Регистрация осуществляется в местном подразделении ФНС путем подачи соответствующего заявления, предъявления паспорта с местной регистрацией предпринимателя. Общий срок регистрации составляет 3 рабочих дня. Сумма необходимая для прохождения всей процедуры регистрации бизнеса, включая оплату государственной пошлины, составляет не более 10 тысяч рублей.
При подаче заявления в ФНС необходимо в обязательном порядке указать специальные коды ОКВЭД:
01.13 «Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей».
01.13.6 «Выращивание грибов и трюфелей».
Документы для оформления:
- Сертификат соответствия на каждый вид выращиваемых фермой грибов. Сертификат выдается местной инспекцией Роспотребнадзора.
- Санитарный сертификат на все помещения, используемые в хозяйстве для производства грибов, включая складские и другие подсобные помещения.
Если проектом предполагается прием в штат наемных работников, то нужно пройти сертификацию рабочих мест по линии муниципальной трудовой инспекции и застраховать работников в местном отделении ФОМС и региональном Фонде соцстрахования.
На все расходы по регистрации фермы и получении разрешений предусмотрена сумма 30 000 рублей.
Помещение и оборудование
Ферму можно разместить на любом участке. Площадь зависит от целей и объемов производства, а местоположение от рынка сбыта и основных клиентами, доступность ресурсов — электроэнергии и источника воды.
Для фермы подойдет земельный участок, расположенный в частном домовладении в 30 км от города.
Необходимая площадь для возведения фермы составляет 7 соток. Участок используется на правах долгосрочной аренды.
Помещение — это всесезонная теплица, построенная по каркасной технологии с применением полистирена. Теплица включает несколько функциональных зон.
- зона высадки грибных плантаций — 500 м²
- инкубационный сектор — 100 м²
- технологическая зона, где размещается установка климат — контроля, насосное и упаковочное оборудование — 30 — 40 м²
- складское и хозяйственно — бытовое помещение — 50 м²
Технология
Основная технологическая схема или карта выращивания грибов включает четыре этапа:
1. Подготовка удобрения и почвы — субстрата. Для этого необходимы растительные отходы, сено, солома, древесные опилки, подсолнечная шелуха, отруби и др.
2. На втором этапе хорошо перемешанный субстрат служит для формирования посадочных блоков — размером примерно 5 на 6 метров. Эти субстратные ячейки хорошо увлажняют до 55-60%. Затем в увлажненный субстрат вносится посадочный материал — мицелий, из которого начинает расти грибница. Температура почвы должна быть не ниже 22-24 С°.
3. После 5-6 дней после высадки мицелия и при появлении первых грибов производится охлаждение субстрата до 14-16 С°, а влажность субстрата увеличивается до 70-80%. Это продолжается 7 дней.
4. Начинается интенсивный рост, который обычно проходит в 3 волны. Сначала урожайность достигает 20-30%. Затем 15% и после дает выход урожая около 5-10%. Период сбора грибов составляет в среднем 10-12 дней.
Таким образом, полный цикл роста грибов составляет 30-40 дней. При соблюдении всех технологических требований, температурного и водного режима, производительность грибного субстрата составляет не менее 3000-4000 кг в месяц с площадью субстратных ячеек в 450-500 м².
После сбора производится сортировка, отбраковка, очистка, сушка, фасовка и складирование с дальнейшей поставкой непосредственно клиентам.
Оборудование
Состав и тип оборудования, которое может быть использовано для выращивания грибов по приведенной выше технологии, не отличается особой уникальностью и его можно пробрести, как новое, так и б/у.
Общий перечень оборудования для грибной фермы с заявленной мощностью до 3-4 тонн продукции в месяц, выглядит следующим образом:
1. Вентиляционная система (климат контроль).
2. Система гидропоники (полива).
3. Субстратные блоки (ячейки).
4. Смеситель субстрата.
5. Садовый инвентарь (компл.).
6. Упаковочный автомат.
7. Компьютеры и оргтехника (компл.).
8. Автомобиль — микрогрузовик (фургон).
9. Пожарный инвентарь.
Как правило, грибные фермы создаются небольшими фермами, где кроме самого владельца-управляющего трудятся члены семьи.
Персонал | Кол-во | Зарплата на 1 сотрудника (руб.) | Зарплата. Итого, (руб.) |
---|---|---|---|
Управляющий фермой (учредитель ИП) | 1 | 35 000 | 35 000 |
Технолог | 1 | 32 000 | 32 000 |
Рабочий фермы | 3 | 28 000 | 84 000 |
Водитель — экспедитор | 1 | 25 000 | 25 000 |
Бухгалтер (аутсорсинг) | 1 | 15 000 | 15 000 |
Общий фонд ЗП руб. | 191 000 |
1. Управляющий — организует общую схему работы предприятия, распределяет обязанности среди персонала, обеспечивает финансовые и материальные ресурсы в соответствии с предусмотренным планом производства. Занимается вопросами маркетинга и рекламы, устанавливает партнерские отношения с контрагентами, поставщиками и ключевыми клиентами.
2. Технолог — отвечает за соблюдение технологических условий и параметров выращивания грибов, начиная от подготовки компоста и посадочного материла, и заканчивая упаковкой готовой продукции, складированием, хранением и отгрузкой.
3. Работник фермы — выполняет необходимые функциональные задачи в соответствии с технологической картой выращивания грибов, выполняет указания технолога и управляющего.
4. Водитель-экспедитор выполняет задачи по доставке готовой продукции в соответствии с графиком отгрузок, обеспечения фермы необходимым расходным материалом, удобрениями. Подчиняется технологу.
Режим работы персонала, система оплаты.
Для управляющего фермой и технолога предусмотрен ненормированный рабочий день. Оплата труда комбинированная — оклад + процент от суммы ежемесячной выручки фермы.
Рабочие, водитель-экспедитор работают в режиме 6-дневной рабочей недели. Оплата труда комбинированная — оклад + премия по результатам работы фермы за каждые 3 месяца.
Для выполнения функций по ведению бухгалтерского учета привлекается специалист на базе договора возмездного оказания услуг (аутсорсинга).
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 30 000 |
Возведение блочного модуля фермы — каркасная технология | 800 000 |
Расходы на первые 2 месяца работы фермы | 300 000 |
Реклама на открытие | 30 000 |
Расходы на аренду участка в первые два месяца | 45 000 |
Закупка оборудования | 1 305 000 |
Прочее | 20 000 |
Итого | 2 530 000 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 239 964 |
Аренда земельного участка | 22 500 |
Амортизация | 31 944 |
Коммунальные услуги | 10 000 |
Реклама | 30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 15 000 |
Закупка удобрений и расходных материалов | 155 533 |
Расходы на логистику | 20 000 |
Итого | 524 942 |
Основные экономические, финансовые параметры
Показатель | Значение |
Дисконтированный срок окупаемости, мес. | 9 |
Чистый дисконтированный доход, руб. | 4 203 389 |
Индекс прибыльности | 2,66 |
Внутренняя норма рентабельности,% | 131,42 |
Рентабельность продаж, % | 75% |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
- Технологический риск. В условиях российского климата это требует определенных капитальных затрат и квалификации персонала.
- Конкуренция со стороны крупных агрокомплексов. От хозяйства требуется использование широкой диверсификации каналов сбыта, применение новых технологий по продвижению товара, в том числе и использование техники интернет-продаж;
- Риски, связанные с финансированием операционных затрат, особенно если используются банковские кредитные ресурсы. Выращивание грибов и их продажа в России, поставка на экспорт, несмотря на то, что характеризуется высокой маржинальностью (соотношение прибыль затраты), все же в периоды сезонного спада продаж, или в период выхода проекта на окупаемость, потребуются определенные заемные средства. Поэтому при реализации сбыта компании следует внимательно отслеживать платежеспособность бизнеса по краткосрочным обязательствам.
- Повышение цен на электроэнергию, моторное топливо, что может повысить издержки на весь процесс выращивания грибов, включая логистику.
Комментарии •1
Хороший бизнес, через месяц прогорел, теперь на балансе в сбербанке -(1000-7) млн рублей
Сообщение удалено
Ответить