Войти

Бизнес план производства грибов вешенок

• 5 комментариев

1. Краткий инвестиционный меморандум

Высокая рентабельность производства вешенок привлекает предпринимателей к созданию индивидуальных ферм по выращиванию грибов. Вешенка занимает второе место среди грибов по популярности после шампиньонов, при этом она дешевле и имеет превосходные потребительские качества. Для организации бизнеса достаточно иметь подвал, где в течение всего года поддерживается постоянная температура. В качестве дополнительных требований выступают: наличие приточной вентиляции; необходимость поддержания высокой относительной влажности, освещение в течение суток. При соблюдении технологии и налаженном сбыте производство вешенки будет прибыльным делом.

Если нет своего помещения, то его необходимо арендовать. Подойдет отапливаемое помещение площадью не менее 100 кв.м., предварительно нужно согласовать с собственником свои планы по выращиванию грибов.

Сумма первоначальных инвестиций — 340 000 рублей;

Ежемесячные затраты — 135 313 рублей;

Ежемесячная прибыль — 56 906 рублей;

Срок окупаемости — 10 месяцев;

Точка безубыточности — 2 месяца;

Рентабельность продаж — 49%.

Финансовый план вешенок
Финансовый план вешенок
  • Общие показатели
    Общие показатели
  • Оборудование
    Оборудование
  • Инвестиции
    Инвестиции

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Вешенка — один из самых потребляемых грибов в мире, ежегодно набирающий популярность в России. В мире производится более 2,5 миллиона тонн вешенки в год. Потребление грибов на человека в России составляет порядка 1,2 кг в год.

Розничные цены на вешенку достигают 350 рублей за кг, оптовые цены начинаются от 150 рублей для больших партий. Грибы для розничной продажи фасуют в упаковку по 300 — 500 грамм.

Основное требование потребителей к продукции данного вида — свежесть, которая определяет качество. Для транспортировки используются пластмассовые ящики.

Также вешенку подвергают переработке и: солят, консервируют, сушат.

Для производства вешенки крайне важно соблюдать технологию, иначе есть риск загубить весь урожай. В интернете можно найти много информации по этому вопросу, но она часто бывает недостоверна. Лучшим решением будет нанять технолога с опытом или купить курс очного обучения на действующем производстве.

3. Описание рынка сбыта

Основными производителями вешенки являются фермерские хозяйства. В России масштабное промышленное производство вешенки отсутствует. Его ежегодный объем не превышает 3,5-4 тыс. тонн плодовых тел. Однако потенциал данной культуры достаточно высок при правильной организации производства и его технологическом обеспечении. Среди отечественных производителей выделяют несколько лидеров:

  • ООО «Экопродукт» (Москва);
  • ООО «Ряжский погребок» (Рязанская область);
  • ООО «Грибная поляна» (Омская область);
  • «Каскад» из г. Миллерово (Ростовская область);
  • «Национальная Грибная Компания Кашира».

Потребление грибов неравномерно в течение года. Выделяются два периода активности продаж — весь декабрь с пиком продаж под самый Новый год и месяц перед Пасхой, опять же — с пиком во время строгого поста перед самой Пасхой. В начале мая спрос резко падает, весь май, июнь, июль спрос крайне низкий, потихоньку растет в августе и сентябре, стабилизируется в октябре.

4. Продажи и маркетинг

Грибы реализуются в свежем виде, в маринованном, соленые и в виде салатов. В число возможных потребителей продукции входят:

  • Частные клиенты. Реализовать грибы можно самостоятельно, с помощью аренды торгового места на рынке или через интернет;
  • Розничные магазины. Чтобы предложить вешенку розничным точкам и торговым сетям, необходимо зарегистрировать СПД и оформить необходимые сертификаты. Такое сотрудничество может быть со значительной отсрочкой платежа клиентом;
  • Оптовые закупщики. Предприниматели, владеющие оптовыми базами и торговыми предприятиями, часто закупают сельскохозяйственную продукцию для перепродажи;
  • Заведения общепита. Блюда с грибами часто включают в меню различных ресторанов, кафе и столовых — соответственно, их владельцы могут быть заинтересованы в регулярных поставках свежей вешенки;
  • Знакомые. Каждый человек имеет несколько десятков или сотен знакомых, среди которых наверняка присутствуют любители грибов. Расширению рынка сбыта в этом случае будет способствовать «сарафанное радио»;
  • Перерабатывающие предприятия. Предприниматели, производящие продукты питания, маринуют, сушат и замораживают вешенку, а также используют ее при приготовлении пиццы, вареников, паштетов, сыров.

Нефасованный гриб в основном востребован на рынках, где продажи происходят достаточно быстро и качество гриба еще сохраняется. Хранить грибы нефасованными можно только ограниченное время, так как они быстро сохнут и шляпки трескаются. Срок хранения нефасованных грибов составляет всего 72 часа.

Фасованные грибы сохраняют свое изначальное внешнее качество в холодильнике не менее 10 суток.

5. План производства

Понадобится два типа помещений — инкубатор и камера выгонки, так называемая двухзональная система. Соотношение инкубатора и помещения выгонки должно быть примерно 1:3. Сначала засаженный грибной блок для созревания помещается в инкубационную камеру. Грибной блок состоит из мицелия (это сама грибница) и пастеризованной соломы злаковых культур. Солома предварительно подвергается тепловой обработке, чтобы убить в ней всю патогенную микрофлору. После чего она остывает, мешается с грибницей и расфасовывается по специальным пакетам. Так получается субстрат, на котором будут расти вешенки.

Когда на грибном блоке появляется гриб, его переносят во второе помещение для доращивания. Там из примордиев (зачатков гриба) образуется плодовое тело. Затем грибы снимаются, и грибной блок опять переносят в инкубационное помещение. В таком случае с 1 кв. м. площади в месяц можно получить 12-15 кг грибов.

Важно найти поставщика качественного мицелия. Лучше заплатить дороже за фирменный мицелий, который делают с оригинальной маточной культуры, чем дешево купить пересеянный: он ослаблен, может иметь отклонения от культуры штамма. Все это вызывает задержку развития блоков, урожайность их будет невысокой.

Для получения хорошего урожая грибов важно поддерживать в помещениях правильные климатические условия. Только при соблюдении определенной температуры и влажности можно получить обильный урожай с хорошими вкусовыми качествами и товарным видом.

Поддержка постоянной температуры в помещении — обязательное условие. Вешенка не переносит ни жары, ни холода. В инкубаторе должно быть 14–16 градусов, в камере роста 16–18.

Помещение должно быть оборудовано системой увлажнения, способной поддерживать влажность на уровне 90 %. При этом важно, чтобы влага подавалась в виде тумана. Попавшие не плодовое тело капли могут инициировать процесс гниения.

В камере проращивания постоянное освещение не нужно, а в основном цехе, где формируется плодовое тело, светло должно быть не менее 12 часов в сутки.

Хорошая приточно-вытяжная вентиляция — одно из основных требований для получения урожая вешенки. Дело в том, что в процессе роста грибы выделяют очень много СО₂. При его застое форма плодового тела меняется, и оно со временем отмирает.

Этапы запуска:

  • Зарегистрировать ИП
  • Обучиться технологии
  • Арендовать помещение
  • Закупить оборудование и мебель, сделать ремонт
  • Нанять персонал
  • Закупить сырье
  • Разместить рекламу

Также необходимо получить разрешения и сертификаты. При продаже грибов понадобится заключение лаборатории и разрешение санитарно-эпидемиологической службы (СЭС).

Во время регистрации в качестве ИП нужно выбрать Код ОКВЭД 01.13.6 «Выращивание грибов и трюфелей». Форма уплаты налогов — ЕСХН с единой ставкой 6% от прибыли.

Для правильного обустройства помещения (размещения блоков, монтажа систем вентиляции и орошения для поддержания микроклимата) рекомендуется обратиться к специалистам.

Наименование

Количество

Цена за 1 шт.

Общая сумма

Увлажнитель воздуха

1

12 000

12 000

Термометр-гигрометр

1

1 000

1 000

Приточно-вытяжная вентиляция с рекуператором

1

100 000

100 000

Холодильник

2

20 000

40 000

Вентилятор

4

3 000

12 000

Монтаж инкубатора

1

50 000

50 000

Итого:



215 000

6. Организационная структура

Постоянные расходы

Оклад

Количество сотрудников

Сумма

Средняя з/п в месяц на сотрудника

Рабочий

15 000

2

30 000

25 251

Страховые взносы



9 000


Итого ФОТ



39 000


Предпринимателю, организующему небольшое производство вешенки, придётся взять на себя роль технолога и продажника. Основную часть физического труда можно поручить двум рабочим, проведя предварительно обучение. При увеличении объёмов продаж можно нанять технолога и сосредоточиться на продажах.

Франшизы
Франшизы в сфере производства прочие на нашем сайте
  • Реклама
    ИП Рагулин Александр Сергеевич ИНН:263519423007
    erid: 2SDnjc69JYi
    Франшиза НадоСрочно

    НадоСрочно

    Франшиза НадоСрочно

    Полиграфическое бренд-производство

    от 390 000 ₽ от 390 тыс ₽

  • Реклама
    ООО «Эйч Транс» ИНН:7802729471
    erid: Kra245Hg9
    Франшиза H-POINT

    H-POINT

    Франшиза H-POINT

    Изготовление, ремонт и продажа РВД

    300 000 — 6 000 000 ₽ от 300 тыс ₽

  • Реклама
    ООО «Камский кабель» ИНН:5904184047
    erid: Kra23pqWd
    Франшиза Камкабель

    Камкабель

    Франшиза Камкабель

    Магазин товаров для электромонтажа

    550 000 — 5 000 000 ₽ от 550 тыс ₽

  • Реклама
    ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА" ИНН:7838019490
    erid: 2SDnjebU1eh
    Франшиза Pompa

    Pompa

    Франшиза Pompa

    Женская одежда

    4 400 000 — 7 000 000 ₽ от 4.4 млн ₽

7. Финансовый план

Инвестиции на открытие


Регистрация, включая получение всех разрешений

30 000

Подготовка помещения

30 000

Закупка оборудования

215 000

Обучение технологии

40 000

Закупка сырья и расходников

25 000

Итого

340 000

Ежемесячные затраты


ФОТ (включая отчисления)

49 251

Аренда

30 000

Закупка сырья и расходников

14 351

Закупка мицелия

22 211

Коммунальные услуги

5 000

Реклама

10 000

Бухгалтерия (удаленная)

5 000

Прочие расходы

5 000

Итого

140 813

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

8. Факторы риска

  • Слабая урожайность. Закупка мицелия у другого поставщика, отладка технологии производства.
  • Низкий уровень спроса. Расширение клиентской базы, заморозка или переработка грибов.
  • Рост конкуренции. Налаживание долгосрочных отношений с оптовыми клиентами, повышение уровня сервиса.
Финансовый план вешенок
Финансовый план вешенок
  • Общие показатели
    Общие показатели
  • Оборудование
    Оборудование
  • Инвестиции
    Инвестиции