Ильдар Хусаинов: «Дайте мне время, мне больше ничего не надо»
Это традиционное предновогоднее интервью с Ильдаром Хусаиновым, директором федеральной риэлторской компании «Этажи» получилось совсем не традиционным. Вопросы, которые были заданы, и ответы, которые были получены, позволяют совершенно по-иному посмотреть на человека и руководителя Ильдара Хусаинова. Оказалось, что он не считает себя успешным, готов покинуть компанию в определенный момент, не интересуется деньгами в общепринятом смысле, и ему не очень интересно, чем он владеет. Выяснилось, что один из самых дорогих ресурсов для господина Хусаинова — время. А ответственность за пятитысячный коллектив — это груз. Также он назвал человека, который, по его мнению, действительно счастлив. И к Ильдару Хусаинову это не имеет никакого отношения.
— В конце года мы традиционно подводим итоги года уходящего. Компания «Этажи», несмотря на кризис в стране, наращивает мощности, прирастая как филиалами, так и сотрудниками. В чем феномен компании?
— Сложный вопрос, да еще и с самого начала. Феномен компании, скорее всего, в том, что мы готовы к риску. В современных условиях для каждого следующего шага необходимо все досконально взвесить. Например, что значит открыть филиал в другом городе? Предварительно надо сделать серьезный анализ, который, как правило, покажет, что открывать филиал не надо (смеется). 2015 и 2016 годы были довольно сложными для экономики, и многие буквально сражались, чтобы остаться на плаву. Так в чем наш феномен? Скорее всего, в оценке понимания рисков. Каждая система соответствует своему времени, условиям, конкурентам. В общем, на ваш вопрос ответить практически невозможно. У меня, к сожалению, ответа нет.
— Или вы не хотите раскрывать секреты?
— Я просто уверен, что это никому и ничего не даст. Дело в том, что каждая новая ситуация формирует новую реальность. И действовать надо, в том числе, из ощущений этой реальности. Я считаю, что бизнес за последние 10 лет усложнился в 7-10 раз. Раньше можно было просто посмотреть и принять решение. Сейчас необходимо проанализировать массу факторов: цифры, схемы, ретроспективы, действия партнеров и конкурентов, финансы...
— Я, скорее всего, еще усложню вам задачу. Если феноменальна компания, однозначно феноменален ее руководитель. В чем ваша личная уникальность, Ильдар Борисович?
— Ну и вопросы у вас сегодня! Нет во мне уникальности. Хотя одна есть: я ни разу в жизни не пробовал алкоголь, не курил и не выражался нецензурно. Вот и вся моя уникальность как человека. А что касается рабочей уникальности, все как у всех: работаю, думаю... В школе, правда, быстрее всех отвечал. В классе часто говорили: «Хусаинов, постой за дверью, пусть другие отвечают на вопросы».
— А может, ваша уникальность в том, что вы очень быстро восстанавливаетесь после любых катаклизмов и кризисов? Я помню, как несколько лет назад вы после операции несколько месяцев ходили на костылях.
— Было такое, все из за футбола, но все равно ходил пешком по лестницам даже на костылях, лифтом не пользовался. Просто стремился встать на ноги как можно скорее. И помню, как в Тюмени тяжело было тогда инвалидам. Сам можно сказать временно побыл в этой роли.
— Но в настоящее время ситуация по отношению к инвалидам меняется?
— Да, действительно. Заметьте, места для инвалидов на стоянках почти не занимают. И дело не в штрафах, а в том, что мы меняемся ментально. Вообще считаю, что за время кризиса страна сделала резкий рывок во всех направлениях: в отношении к жизни, к здоровью, к воспитанию детей.
Что мы все время голову пеплом-то посыпаем? Все хорошо.
— Тогда давайте о хорошем. Что принес 2016 год компании «Этажи»?
— Отвечу стандартно: системный рост бизнеса. Сейчас действительно стало сложно развиваться, выбрать приоритетное направление. Огромное количество времени занимают структурные процессы. Надо анализировать вероятности, ходы, решения, ресурсности. Это занимает огромное количество времени. Если раньше пять процентов времени думали, 95% —делали, то теперь точка принятия решения сдвинулась: 40% времени анализируем, 60% — делаем. Решаются серьезные вопросы понимания добавленной ценности продукта, взаимоотношений с партнерами , определяются мотивационные схемы сотрудников . Еще три года назад я не думал, что будет так сложно. Но я к этому готов. И команда наша готова. Однако, не кривя душой, скажу, что, наверное, раньше я был счастливее. Внутренняя мера ответственности стала серьезнее. Чем больше зона неопределенности — а она лишь увеличивается, — тем легче сделать ошибку, и последствия ее будут глобальны. Это — затраты энергии. Вот все думают: сидит в кабинете, что он там делает? А у тебя в голове крутится анализ цифр, фактов. И все это мне нравится, но уже прихожу к мысли, что необходимо что-то менять. Возможно, в системе управления... Филиалы в 60 городах — к такой цифре мы подошли в 2016 году. Это вам не шутка! Рынки — междугородние, международные требуют огромное количество энергии. Сейчас вам официально объявляю, что мы вышли в Латвию. В зону евро.
— В Европу, как и планировали?
— В Прибалтику: Латвию, Литву и Эстонию. Там одна из местных компаний приобрела мастер франшизу на все прибалтийские страны, пока будем развиваться в таком направлении.
— Вы живете в самолете? Между городами?
— Нет. Но летаю очень много. В этом году давал себе обещание летать меньше — не получилось. Понимаю, что мое присутствие в филиалах и франчайзи партнерах необходимо. Тяжело управлять дистанционно. Видеоконференции, скайпы — все это, конечно, хорошо, но пока сам не приехал, собственными ногами не прошел, с людьми не поговорил...
Что такое сегодняшняя компания «Этажи»? Это реально большая федеральная система с центром управления в Тюмени. В ряде филиалов уже выросли свои крупные системы, в которых работают 100–300 человек: Сургут, Новосибирск, Екатеринбург. Саратов, Астана, многие другие
— Вы были в каждом филиале?
— Нет, я был в половине. В Белоруссии, Казахстане, собираюсь в Прибалтику. Надо бывать на местах, иначе дистанционно ты не чувствуешь...
— То есть виртуально пока управлять невозможно?
— Я считаю, что полноценно нет. И снимаю шляпу перед тем, кто этому научился. В этом мире слишком много вербального.
— Сколько человек сейчас работает в компании?
— Более 5000 сотрудников в филиалах и франчайзи. Это действительно много. И дикая, просто дикая конкуренция, чтобы сотрудник выбрал именно тебя. Так правильно, поскольку стимулирует компании повышать работникам зарплату. И сегодня хороший сотрудник действительно может диктовать работодателю условия.
— На что вы рассчитывали в 2016 году, но не получили?
— Мы увидели не самый лучший рынок. Первые три квартала прошли великолепно. А ноябрь-декабрь, стоит признать... троит . Но зато в сфере недвижимости год заканчивается спокойно. Вы вспомните 2014–201 5 годы, чем заканчивались? То рост ставок, то скачок доллара. А сейчас? Ставки низкие, доллар падает... Мы все стали эффективными! Мы эффективно инвестируем каждый рубль.
— Но при нашей эффективности покупательская способность падает. Люди отказываются от покупки квартир именно по этой причине.
— Что касается количества сделок, то здесь все нормально. Рост выдачи ипотечных кредитов по 2016 году составит до 30–32%. Компания «Этажи», безусловно, переросла эти цифры. Темпы прироста выручки по текущему году у нас составят до 70%. Рынок мы анализируем и понимаем, но наши ожидания были несколько выше. Ноябрь-декабрь в сфере недвижимости оказались ниже прогноза по спросу. Рынок недвижимости в этом году в целом поддержало снижение цен.
Средняя стоимость квадратного метра, который покупается (а не выставляется на продажу), на вторичном рынке снизился на 12–14%, на первичном 6,8–7%. Вы посмотрите: в регионе можно купить готовое жилье по стоимости 36 тыс. за кв. м! В 2016 году все подчиняется законам рынка!
— В прошлом новогоднем интервью, в конце 2015 года, вы говорили, что компания «Этажи» живет уже 2018 годом. Каким годом ваша компания живет сегодня?
— Я думаю, в 2020. Горизонты планирования распространяются именно на это время.
— Поскольку компания виртуально уже в том времени, расскажите, что происходит там, например, в риэлторской сфере?
— Очевидно, что резко увеличится конкуренция в риэлторской сфере. Но резко сократится конкуренция в девелоперской. Я не удивлюсь, если в 2020 или 2021 году отменят долевое строительство. В какой-то момент рынок сам начнет саморегулироваться. И после этого цена на недвижимость пойдет вверх. В нашей сфере сайты-агрегаторы будут делать все возможное, чтобы стать полноценными площадками и даже начнут завязывать на себе некоторые оффлайн-функции.
— А можно подробнее?
— Гипотетически можно представить совершение сделки без участия риэлтора? Можно. Каждый человек может себе найти конрагента и заключить с ним сделку о приобретении недвижимости. Но с другой стороны, вспомните крылатую фразу, что кинотеатров не будет, а будет одно телевидение. Не случилось же? Так же и риэлторская услуга. Наши прогнозы по развитию этой сферы благоприятны. И не потому, что мы этим занимаемся. Мы анализируем рынок, изучаем иностранный опыт, видим, как риэлторские услуги трансформируются. Но компаниям, работающим в сфере недвижимости, надо очень постараться, чтобы остаться ведущими на этом рынке. Надо так отпахать эти четыре года по всем направлениям... в ИТ, в интеграции с госсистемами, с банками, в автоматизации внутренних процессов, в сотрудничестве с сайтами-агрегаторами, в выстраивании клиентского сервиса космического уровня, плюс все это должно сопровождаться снижением ценообразования. Тогда будет результат. И уже сейчас мы активно работаем в решении всех мной перечисленных вопросов. Сегодня мы представляем то, что разрабатывалось год назад. Например, запускаем новую мобильную версию, которая активно тестировалась нами несколько месяцев
— Если бы вы искали себе компанию, с которой хотели заключить договор, как клиент, почему бы вы стали работать с «Этажами»?
— По ряду веских причин. Во-первых, из-за отношения к клиенту. Для нас клиент — это все. О нас хорошие отзывы. Есть и плохие, но когда начинаешь разбираться, понимаешь, что ничего серьезного не произошло, и проблему можно решить, только нужно разговаривать. Да, мы не отрицаем, мы делаем все возможное, чтобы негативных отзывов о нас не было. Конечная цель — чтобы все клиенты были довольны.
Во-вторых, у нас прекрасная база данных. Мы умеем профессионально подготовить и показать квартиру. Только в тюменском филиале 45 000 объектов. Попробуйте сейчас создать такую базу с более чем миллионом фотографий!
В-третьих, гарантия безопасности сделки. Мы отвечаем за сделку своими деньгами. Мы первые ввели условие: оплата после регистрации сделки. Это наша принципиальная позиция, которая позволяет снизить риски.
— В этом году вы выплачивали гарантийные суммы?
— Да, это открытая информация, и в этих случаях нашей вины, считаю, нет. В основе были криминальные действия мнимых продавцов, подделка документов и так далее. Однако суммы по гарантии мы выплатили более 10 миллионов. Клиенты в итоге остались с квартирами. Поэтому я бы выбрал «Этажи».
— Напомню прошлогоднюю ситуацию, когда мы пришли сделать фоторепортаж в «Этажи» и, несмотря на спад продаж в регионе, увидели здесь массу клиентов: комнаты для переговоров заняты, столы для обсуждения тоже. Нас потом обвинили в соцсетях, что мы специально заполнили зал переговоров риэлторами, чтобы показать, как активны покупатели в «Этажах». Вас задевают такие обсуждения?
— Лет пять-семь назад меня это очень задевало. Сейчас такой высокий уровень концентрации на внутренних процессах, что нет, на это нет времени. Дайте мне время, мне больше ничего не надо!
— То есть самый дорогой ресурс у человека — это время? Не деньги?
— После определенного уровня время — ценность. Меня это серьезно беспокоит. Я хотел выделить себе час, чтобы купить подарки близким. И пока не могу. Чувствую, что в субботу встану в 6 утра и пойду по магазинам за подарками.
— В одной из наших прошлых бесед вы говорили, что у компаний, которые стремительно разрастаются, есть опасность превысить точку возможной мощности (роста объема) компании. В таком случае огромные системы начинают поглощать сами себя и распадаются. Вы превысили точку 5000 сотрудников, у компании «Этажи» есть предел?
— Во-первых, никто не знает, что будет дальше. Во-вторых, руководитель часто живет иллюзией, что он все контролирует. Но у нас есть объективная система метрик, по которой бизнес более-менее считывается. Мы в начале 2016 года слегка подходили к этой опасной грани. Однако быстро перестроились. В третьем и четвертом кварталах немного сбавили темпы интенсивного роста. Перешли на усиленное укрепление системы изнутри. В том числе, снизили свою маржинальность. И я вижу, как система правильно развивается. Я и сам не знал, что на этих уровнях так. Но сейчас могу констатировать, что на высоких уровнях бизнеса ответственность и энергозатраты растут по экспоненте. Там становится так сложно, что либо нужно сказать себе стоп, либо... Но, позвольте, а как вообще можно не развиваться?!
— То есть 5300 сотрудников — это не предел. Вы продолжаете развиваться дальше?
—Тут возникает вопрос ответственности за людей, которые здесь работают. Можешь ли ты нести эту ответственность? По Сеньке ли шапка? Мы взяли небольшую паузу в динамике, примерно до середины 2017 года. И это даст свои позитивные результаты.
— Вы не хотите озвучить сумму капитализиции компании?
— Нет. И я объясню причину. Я сам не знаю.
— Вам не интересно, чем владеет Ильдар Хусаинов?
— Нет. После уровня некоторого количества рублей первичными становятся другие ценности, на которые ты делаешь акцент. Первая ценность — развитие.
В тот момент, когда я пойму, что не нужен рынку и компании как личность, я уйду. Второе — ответственность. Я ответственен за тех людей, которые работают в компании Этажи, они вложили сюда свои силы время, и я должен сделать все, чтобы им было хорошо.
— У вашей компании есть мечта или цель?
— Наша мечта — быть лидером в большем количестве городов. Если твоя система живая, она будет занимать все пространство. Мы чувствуем, что рынок ждет хорошего сервиса. И как мы можем на этот рынок не пойти? Сердце же разорвется!
— Как стать таким успешным, как Ильдар Хусаинов?
— Да кто вам сказал, что я успешный? Я вам открою секрет: я достаточно несчастный человек.
???(немой вопрос)
— Что такое счастье? Это некий баланс того, что ты хочешь иметь, и того, что имеешь.
Например, алкоголик, который нашел водку и выпил, он безмерно счастливый человек! А бизнесмен, который настроил себе планов и не все их реализовал ввиду сложной реальности, будет безмерно несчастлив! Ты становишься заложником своей должности и компании.
Тебе уже мало что надо, только бы твое дело развивалось. Немногие знают, но когда у Этажей был уже офис стоимостью более миллиона долларов, я ездил на старенькой шестерке — ВАЗ 2106. Потому, что все шло в развитие бизнеса, и больше ничего было не надо. Я и до сих пор довольно скромен в быту. И совсем не деньги или бизнес — мерило успеха. Порядочный врач, который честно делает операции, спасает сотни жизней, в сто раз больше заслуживает признания, чем я.
Блиц
Что вы цените в людях больше всего?
— Интеллект.
Чего вы никогда не прощаете сотрудникам своей компании?
— Обман.
С кем вы будете отмечать Новый год?
— В 36 раз с мамой (мне 36 лет), в 14 раз с супругой, в 10 раз с детьми. Это традиция.
Ваш личный план на 2017 год?
— Я должен трансформироваться в новую реальность, показать свою эффективность. И должен получать удовольствие от жизни.
А мечта?
— Есть! Недавно я травмировался и сейчас уже полгода не могу на должном уровне играть в футбол, играю только на тренировках. Хочу сделать пятую (!) операцию и играть в футбол, участвовать в соревнованиях!
Кто такой Ильдар Хусаинов?
— Это человек, который ничто не воспринимает серьезно в этой жизни.
Что я думаю о рынке недвижимости, насколько он отличается от других? Прихожу к выводу, что мы занимаемся нужным делом, резко выросло качество услуг. Мы выстроили уникальную систему, например, интегрировали банки и застройщиков, что очень сложно. Мы поверили в то, что эта брокерская деятельность может быть нужной, эффективной и недорогой для рынка. И еще очень хорошо, что у нас такой славный коллектив. Это дорогого стоит, за это надо бороться.