Осторожно, франшиза! Или 7 главных ошибок, которые совершает будущий франчайзи
Открытие бизнеса по франшизе — очень серьезное решение, которое требует от бизнесменов ответственности, внимательности и большого уровня компетенций. При кажущейся простоте процесса ведения бизнеса под известным брендом и по существующей бизнес-модели, такой путь может таить очень большое количество «подводных камней», о которых многие начинающие франчайзи порой даже и не задумываются. От всех возможных неожиданностей, безусловно, уберечь себя достаточно сложно, однако, основополагающие моменты грамотный владелец компании должен знать. Какие же ошибки не стоит допускать при выборе компании-франчайзера?
«Мне не важно, на чем зарабатывает компания-франчайзер»
К сожалению, зачастую будущий франчайзи не понимает и даже не интересуется, в чем источник прибыли его франчайзера — действительно ли это продажа готовой модели бизнеса, или же попросту эксперимент по расширению розничной сети за счет новых инструментов.
Помните, что, выбирая компанию-франчайзера, нужно четко понимать, в чем состоит его выгода в заключении с вами партнерских отношений — продажа ли это услуг, группы товаров или прибыль с оплачиваемого вами роялти. Оптимальный вариант — использование франчайзером франшизы в качестве источника прибыли продажи готовой модели бизнеса с целью минимальных инвестиций в розничные точки (как правило, основные вложения таких компаний направлены на развитие технологических площадок и развитие R&D департамента). Таким образом, франчайзер продает свои услуги, и на этом строит свой бизнес.
«Все вопросы перед покупкой франшизы я могу решить по телефону»
Зачастую франчайзи-партнер пренебрегает личным общением с франчайзером, предпочитая решать все существующие вопросы по телефону. Запомните, это очень грубая ошибка! Ведь, покупая франшизу, вы становитесь частью сообщества компании и очень важно понимать, что ее ценности, культура, корпоративный дух совпадают с вашими. Безусловно, для того, чтобы понять и почувствовать атмосферу компании-франчайзера, необходимо приехать в головной офис и пообщаться с сотрудниками, которые в будущем станут вашими коллегами и будут заниматься сопровождением вашего бизнеса. Если в компании есть производство, то его также нужно обязательно осмотреть, ведь это, в первую очередь, гарантия качества вашей работы и репутация вашей будущей компании в целом.
Так, например, перед заключением договора с франчайзи-партнерами, специалисты Лабораторной службы Хеликс обязательно приглашают бизнесменов посетить головной офис Компании и познакомиться с ключевыми сотрудниками, а также проводят экскурсию по лаборатории и учебному центру, показывая, как происходит процесс выполнения исследований и обучения персонала.
«Я быстро прочитал договор и мне все понятно»
Невнимательное чтение договора — очень серьезная ошибка, которую допускают начинающие франчайзи. Чрезвычайно важно перед подписанием документов и покупкой франшизы тщательно и детально изучить договор, ведь именно от него зависит судьба вашего будущего бизнеса. Каким пунктам следует уделить особое внимание?
Во-первых, необходимо изучить условия по возможным проверкам со стороны франчайзера (насколько гибкие или строгие требования по контролю франчайзи, каковы санкции за нарушения, насколько вы с ними согласны);
Во-вторых, договор должен обязательно быть зарегистрирован в Роспатенте. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране лишь 5% франчайзеров регистрируют договоры должным образом. Подписывая незарегистрированный договор, вы идете на очень большой риск, поскольку такой документ не имеет никакой юридической силы и в любой момент может быть отозван;
И, наконец, очень важно изучить условия вашего выхода из бизнеса и определить степень того, насколько вы на них готовы.
«Для обустройства своей точки мне достаточно фотографии»
Ситуация, когда будущий франчайзи, получая перед открытием бренд-бук, необходимые материалы и фото работающих точек, даже не планирует их посещение, достаточно типична. Однако, в этом тоже заключается большая ошибка. Ведь понять особенность бизнеса не в теории, а на практике, можно лишь, увидев, как он функционирует.
Посетите действующие точки (в идеале — в роли клиента), оцените, насколько работают предлагаемые вам инструменты ведения бизнеса. Пообщайтесь с успешными действующими франчайзи-партнерами компании, попросите рассказать о существующих трудностях, наиболее важных моментах, о которых надо знать, поделиться опытом. Именно тогда у вас сложится полная картина, что нужно и чего не нужно делать для того, чтобы бизнес был успешным и работал эффективно.
«У меня нет своего четкого бизнес-плана»
Каждая розничная точка сети — совершенно индивидуальный случай, развитие которой зависит, в том числе от региональных особенностей. Каковы особенности выбранного вами бизнеса никто не знает лучше, чем ваш франчайзер. Именно поэтому у него обязательно нужно запросить финансовую модель розничной точки и ключевые показатели: среднее количество посетителей, величину среднего чека, данные о сезонности, динамику выручки по мере развития центра. К примеру, Лабораторная служба Хеликс предоставляет свои потенциальным франчайзи-партнерам данные по затратам на выполнение анализов, персонал, расходные материалы и налоги, а также динамику чистой прибыли и рентабельность бизнеса в соответствии с годовыми показателями.
Обратите внимание на то, что на основе предоставленных данных вам нужно просчитать не только реалистичный, но и пессимистичный сценарий развития бизнеса, чтобы рассчитать не только сумму необходимых инвестиций, но и желательный запас прочности, необходимый для поддержания работы точки до ее выхода на самоокупаемость.
«Мне нужна финансовая поддержка франчайзера, а консалтинговая поддержка мне ни к чему»
Открывая бизнес по франшизе, очень важно осознавать, что это, в первую очередь, ваш бизнес. Крупные франчайзеры практически никогда не финансируют бизнес франчайзи-партнера, а вот если вам обещают «золотые горы», то надо очень серьезно задуматься о том, какие цели преследует компания, не планирует ли она быструю капитализацию с последующей продажей всего бизнеса. Обязательно изучайте договор, это сможет уберечь вас от попадания «на удочку» пустых обещаний.
Надежный франчайзи-партнер, в первую очередь, предоставляет франчайзи консалтинговую поддержку и именно на нее нужно обращать особое внимание. Выясните, что входит в такую поддержку, предоставляет ли франчайзер бесплатное обучение, рекламное сопровождение и т.д. Ведь самое главное, что есть у крупных франчайзеров — это опыт и набор эффективных инструментов для вывода бизнеса на самоокупаемость и возврат инвестиций.
Лабораторная служба Хеликс, к примеру, оказывает всестороннюю поддержку франчайзи-партнерам: перед открытием каждого Диагностического центра команда тренеров проводит базовое обучение линейного персонала и контролирует на местах первые дни работы; собственники бизнеса и управляющие проходят обучение на Школе франчайзи; персональный менеджер, специалист по маркетингу и бизнес-тренер постоянно помогают развивать и совершенствовать бизнес партнеров Хеликс.
«Я рассчитываю на полную свободу действий»
Будущий франчайзи обязательно должен четко понимать, что, открывая бизнес по франшизе, он открывает его со старшим партнером и становится частью крупной розничной сети, где для клиента все должно быть единообразно и подчинено общим стандартам. Помните, что вам обязательно придется:
Соблюдать все сложившиеся и утвержденные стандарты работы франчайзера;
Согласовывать все свои действия, которые касаются бренда и формата работы с компанией-франчайзером.
Степень существующей у вас свободы действий обязательно нужно выяснить до покупки франшизы. Узнайте, насколько гибко подходит франчайзер к принимаемым вами решениям и предлагаемым изменениям, а также насколько это приемлемо для вас. Только полностью ознакомившись с условиями и требованиями франчайзера, а также приняв их, вы сможете в дальнейшем избежать проблем и обеспечить себе ведение бизнеса в комфортных условиях.