«Хеликс»: будущее за глобальными медицинскими экосистемами
«Лабораторная служба Хеликс» объявила финансовые и операционные результаты за 2017 год и сформулировала основные тренды рынка лабораторной диагностики.
Показатели операционной деятельности, 2017 г.:
— общая выручка увеличилась на 30% в годовом выражении до 3,8 млрд. руб.;
— количество открытых точек составило 100 шт. (+ 50% к прошлому году).
Планы Компании на 2018 г.:
— сохранение темпов роста финансовых показателей (прогнозируемый рост выручки — 30% в годовом выражении);
— открытие 100 новых франчайзинговых точек;
— запуск технологических площадок (Лабораторий) в регионах;
— увеличение доли (до 11%) на московском рынке коммерческой лабораторной диагностики;
— расширение Лабораторного комплекса в Москве и добавление на московской площадке новых диагностических направлений;
— продолжение реализации проекта по автоматизации технологий и бизнес-процессов.
Важными факторами для Компании в 2017 году стали успешная реализация планов по открытию франчайзинговых точек, высокая динамика выручки в столичном регионе, рост продаж в секторе B2B, а также ввод новых исследований, услуг и сервисов как для розничных, так и для корпоративных клиентов.
На конец 2016 года под брендом «Хеликс» работало около 200 Диагностических центров (большая часть из них — по франчайзингу), а к концу 2017 года на территории РФ было открыто еще 100 точек под брендом «Хеликс». Наибольшую активность по запуску новых Диагностических центров продемонстрировал Северо-Запад, ему несколько уступает Центральный федеральный округ, что соответствует заявленным в начале года планам Компании по развитию сети, на третьем месте по количеству новых точек 2017 года — Северо-Кавказский федеральный округ.
Помимо отчетности Компания анонсировала основные тренды на отраслевом рынке на основании потребительского поведения и анализа запросов от медицинского сообщества:
— преобладание (24%) в структуре новых исследований 2017 года анализов, связанных с диагностикой, прогнозированием и мониторингом течения онкологических заболеваний (цитологических, морфологических, гистохимических, иммуногистохимических, генетических);
— увеличение количества аллергологических исследований;
— увеличение числа решений для персонализированной и превентивной диагностики.
Еще одна тенденция рынка — цифровизация медицинской отрасли— несмотря на свою актуальность, пока недостаточно реализована в РФ. Об этом свидетельствует статистика Компании — только половина (48,7%) корпоративных клиентов «Хеликс» (причем как государственные, так и частные больницы и клиники) используют современные медицинские информационные системы, при этом среди них преобладают московские и петербургские ЛПУ. Отказ от использования современных электронных инструментов в большинстве случаев мотивируется отсутствием кадров с должными навыками работы, недостатком средств на обеспечение технических требований (ПК, интернет-связь достаточной скорости и т.п.), нежеланием персонала переходить на новые стандарты работы.
Вместе с тем, Компания по-прежнему активно развивает сегмент ИТ-продуктов, реализуя цифровую стратегию, конечная цель которой — вывод «Хеликс» на лидирующие позиции среди пользователей современных ИТ-решений для здравоохранения. На сегодняшний день Компания является лидером в сфере применения информационных технологий на рынке лабораторной диагностики. «Мы надеемся, что помимо роста наших собственных показателей, наша деятельность в этом направлении будет способствовать развитию информационной инфраструктуры в российской медицине», — говорит Юрий Андрейчук, генеральный директор «Лабораторной службы Хеликс».
«Мы активно внедряем международные стандарты электронного обмена медицинскими данными, используем технологии машинного обучения, в том числе для задач систем поддержки принятия решений, — отмечает Ю.Андрейчук. — Также мы развиваем новые способы коммуникаций, включая телемедицинские сервисы, чатботы. Все это в совокупности позволяет нам быть на пике современных технологий и успешно развивать наш бизнес».
В планах Компании на 2018 год — открытие 100 новых точек, запуск технологических площадок в регионах, продолжение экспансии в регионы как в сегменте B2B, так и в сегменте B2C, усиление позиций на московском рынке, поиск возможных точек соприкосновения с государством и реализация проектов в сфере государственно-частного партнерства.
Еще одна стратегическая задача, которую Компания поставила перед собой на ближайшие несколько лет — автоматизация всех бизнес-процессов, которая позволит минимизировать влияние человеческого фактора и риск ошибок на каждом из этапов обслуживания клиентов — вне зависимости от локации: в Лабораториях Компании, собственных или франчайзинговых Диагностических центрах, партнерских ЛПУ. Проект полномасштабной автоматизации был начат в «Хеликс» в 2016 году, завершить его Компания планирует к 2020 году.