Какой бизнес открыть в кризис?
Евро и доллар бьют исторические максимумы, курс в некоторых регионах России на 16.12 — до 150 рублей за евро и 90 рублей за доллар. Стоят очереди перед обменными пунктами. И это только начало. Что делать в сложившейся ситуации?
Как поступить бизнесменам и тем, кто только хочет открыть бизнес?
Нужно правильно выбрать перспективное направление и решить, снижать расходы или вкладывать деньги. Какую франшизу выбрать? Насколько рационально вообще думать об открытии бизнеса?
Начнем с такого вопроса: кризис для бизнеса — это хорошо или плохо?
Давайте подумаем.
В кризис выживут не самые большие, не самые маленькие — а самые быстрые и гибкие! То есть те, кто быстро реагирует на изменения и адаптируется к ним.
Отношение к кризису
В обществе распространяется паника — люди представляют себе картины разрушения, разрухи, нищеты и т.д. И напрасно. Прежде всего потому что на кризис, санкции и экономику России никто из паникующих повлиять не может. Это совершенно неконструктивно.
Единственное, что мы можем сделать — изменить отношение к происходящему. Потому что на себя, свое мышление и образ действий мы влиять можем, а на ситуацию в стране — нет.
В новой ситуации нам нужен новый образ мыслей и действий.
Что будет с бизнесом в кризис?
Какие направления будут «умирать», а какие наоборот — прогрессировать? Ответить на этот вопрос на 100% точно невозможно. Но можно выявить тенденции. Рассмотрим нишу аутсорсинга рабочего персонала (грузчики, разнорабочие и т.д.), с кейсами из опыта работы компании «Персональное решение».
Практика показала, что рост продолжается даже в кризис. Вот как это происходит.
1.Спрос, потребность в услугах сохраняется.
Она скорее возрастает, так как аутсорсинг — это модель снижения непрофильных издержек. А в кризис именно этим и занимается большинство компаний.
2.Заказывать все так же выгодно.
В кризис организации сокращают персонал в штате и берут людей на аутсорсе — для конкретной работы. Это снимает с них издержки на найм, вынужденные простои, организацию рабочего процесса, налоги и т.п. Аутсорс сэкономит до 40-50% от их фонда оплаты труда.
3.Интерес со стороны работников также сохраняется — и становится выше со временем.
Риски для бизнеса: кто будет жить, а кто — умирать
Выживут прежде всего самодостаточные бизнесы, не привязанные к валюте и импорту. В этом плане «Персональное решение» выбрало максимально независимую от внешней политики нишу. Работники, грузчики, подсобники, линейный персонал для сетей гипермаркетов и т.п. организаций нужны всегда. Вне зависимости от кризиса магазины продолжают работать, продукты — поставляться. Все это надо разгружать. Расклейщики этикеток, расфасовщики, маркировщицы — эти люди нужны в любом случае.
Работа для них найдется всегда.
При этом начать бизнес можно без больших вложений.
Постоянные расходы минимальны — менее 15 000 руб./мес. Нужны только телефон, интернет и компьютер.
Как выживать в кризис: опыт работы в 2008-2009 годах
Компания «Персональное решение» основана в 2007 году. В 2008 (с мая по декабрь) оборот достиг 6 млн рублей при марже 40%. В тот момент компания состояла из 3 сотрудников, на объектах трудилось 35-45 грузчиков и рабочих.
Бизнес исправно работал, но в конце года произошел обвал:
— спрос упал,
— начались массовые увольнения,
— бизнесы сокращали издержки на все (прежде всего расходы на линейный персонал).
Первым обвалилось строительство — стройки начали массово «кидать», тянуть с выплатами и т.д. Спрос на заемный труд снизился (по крайней мере, у ряда бизнесов). Однако в целом усилилась тенденция перевода на аутсорсинг, на подряд.
Кризис как инструмент эволюции
Что происходило с рынком потом? Количество заказов уменьшилось, а конкуренция сильно выросла. Компании-конкуренты массово уходили с рынка.
«Персональному решению» пришлось:
— Избрать для себя модель с минимальными расходами, которые «тянут» бизнес вниз
— Существенно повысить эффективность бизнеса в целом и отладить все бизнес-процессы
— ОЧЕНЬ сильно прокачаться в области маркетинга и продаж и жестко конкурировать за заказы.
Так сформировалось «ядро», принципы бизнеса, с которыми теперь не страшно входить в кризис 2014 года.
Вот что произойдет и как: экспертиза выхода из кризиса в 2008-2009 году.
С 2008 по 2011 компания «Персональное решение» ежегодно удваивала свои оборот и прибыль, и делала это благодаря выработанному в кризис подходу.
Оборот по годам
2009 — 10 000 000
2010 — 17 000 000
2011 — 31 000 000
После этого «Персональное решение» заметил Форбс, «Деловой Петербург» и другие издания, компания получила «Газель бизнеса» за высокий рост оборота и прибыли.
Т. е. в кризис есть много возможностей для роста — особенно у компаний, которые
— выявят наиболее эффективные рекламные каналы;
— оптимизируют свою организационную структуру;
— проработают свой ассортимент.
В кризис люди особенно требовательны к эффективности
Это открывает окно возможностей для тех, кто создает продукты для автоматизации и экономии в сферах малого и среднего бизнеса:
— системы для документооборота,
— сервисы повышения качества продаж (CRM, системы повышения конверсий)
— аутсорсинг неключевых компетенций и т.п.
Что делать в кризис?
1.Не покупайте то, что вам не нужно!
Серьезно. Сядьте и подумайте, без чего вы сможете обойтись. Приберегите деньги, — сейчас не время для покупки огромного плоского плазменного телевизора. Не приобретайте пассивы.
2.Покупайте активы!
Сейчас самое время для приобретения «машины для зарабатывания денег». В связи с падением рубля она будет особенно выгодной. Единственное исключение — не вкладывать деньги туда, где у вас нет экспертизы. Но если вы чувствуете, что тема с арендой персонала — это ваше, то вперед!
Будущее — прекрасно!
И мы твердо в этом уверены.
Кризис, как рубанок, «снимет стружку» с российского бизнеса — останутся лишь самые эффективные и жизнеспособные. Это будущее надо создавать самим — идти впереди и работать на результат.
И при правильном подходе это принесет деньги и признание. Мы получаем множество подтверждений этой идеи.
Например, недавно Deloitte (лидер мирового бизнес-аудита и консалтинга) провел проверку на прочность компаний малого бизнеса. В конкурсе «Инновации» участвовало 300 компаний с выручкой свыше 15 млн рублей. Самым «продвинутым» оказалось именно «Персональное решение».
То есть эта бизнес-схема жизнеспособна, и развивается компания в правильном направлении.
Для тех, кто сейчас хочет открыть бизнес и выбирает между различными вариантами, — просто подумайте, какие из них будут актуальны в кризис. Бизнес по аренде персонала востребован и легко масштабируется.
«Персональное решение» выбрало схему построения франчайзинговой сети — то есть развивает компанию вместе со своими партнерами в других городах. Сейчас открыто 48 филиалов в регионах.
Это одинаково работает в городах по всей России.
Если потребителю нужно, то он БУДЕТ платить за конкретный продукт — в частности, за аутсорсинг рабочего персонала. И настоящие бизнесмены эту потребность увидят и закроют — получив прибыль и благодарность потребителей.
Выживут те, кто даже в кризис увидит для себя возможности и воспользуется ими.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КРИЗИС!