Парикмахерские «Прядки в порядке» из Ижевска делают $5 млн в год. Как?
На четвёртом курсе института Константин Сунцов подслушал, как одногруппницы жалуются: в Ижевске маловато соляриев. Студент прикинулся дистрибьютором, обзвонил салоны красоты, собрал заказы и отправился в Москву за кабинками. Накопив таким образом денег, он купил солярий и себе, арендовал угол в парикмахерской и стал наблюдать. Парикмахерскую посещали 150 человек в день, а солярий — около 50. Тогда предприниматель решил открыть свой салон красоты, дешёвый, но современный, чтобы конкурировать с советскими парикмахерскими. Через два года у него уже была сеть из десяти салонов в Ижевске, а в 2015 году Сунцов начал продавать франшизу в другие города, вдохновившись блогом Фёдора Овчинникова, основателя «Додо пиццы». «Секрет фирмы» поговорил с Сунцовым о том, как он построил федеральную сеть парикмахерских № 2 в России из Удмуртии — 84 салона «Прядки в порядке» работают в 33 городах.
Как появилась франшиза
Несмотря на то, что в России существовали тысячи парикмахерских, рынок оставался неконкурентным, вспоминает Сунцов. Половина салонов принадлежала жёнам состоятельных людей, которые не знали как себя занять, а вторая половина — мастерам, которые открывали место для творческой самореализации. Ни там, ни там не было места для бизнеса.
«Конкуренцию задают несколько крупных игроков. Мы знаем, что рынок потребительских товаров поделен между тремя корпорациями. Ресторанный бизнес в Москве и Питере закреплен за несколькими группами, а на пять авиакомпаний приходится около 80% пассажироперевозок в России. Сегодня парикмахерские сети составляют менее 1% от всех салонов в стране. Когда мы начинали, этот показатель был еще меньше. В 2009 году в Москве работала одна крупная сеть — „Персона“. Я решил, что моих знаний будет достаточно, чтобы построить сеть салонов красоты».
Сунцов пошёл на семинары Российской ассоциации франчайзинга, но на занятиях рассказывали об успешных примерах SubWay и McDonald's. «Я думал: где мы — маленькая ижевская сеть, а где эти мастодонты. Тогда всё это казалось очень устрашающим, поэтому я не стал ничего делать». К идее франчайзинга предприниматель вернулся лишь в 2015 году, когда прочитал блог основателя Dodo Pizza Фёдора Овчинникова: «Сыктывкарский предприниматель простыми словами описывал, как масштабирует свою модель. Я понял, что нам ничего не мешает сделать то же самое».
В начале 2015 года в Оренбуреге открылась первая франшиза «Бигуди». Партнёр сам вышел на Сунцова и предложил сотрудничество: он часто бывал в Ижевске и следил за ростом бренда. Сегодня сеть «Прядки в порядке» (сменила название в 2016 году) состоит из 84 салонов в 33 городах России, еще 11 точек в стадии подготовки к открытию. 23 салона принадлежат самому Сунцову, остальные — тридцати четырём партнёрам. У одного франчайзи может быть несколько салонов. Рекордсмен — Киров, там открывается девятая точка.
В ноябре 2016 компания решила сделать ребрендинг. «Бигуди» — избитое название для парикмахерской, сотрудникам службы качества стали поступать звонки от клиентов, недовольных услугами чужих салонов с тем же названием. Новое название придумали в питерском брендинговом агентстве.