Развитие рынка общепита. Итоги и прогнозы
За 2018 год количество точек общественного питания побило рекорды по сравнению с предыдущим годом. По статистике агентства «Маркет Аналитика» цифра выросла на 24%. Исходя из этого очевидно, что рынок частично выходит из кризиса и близок к насыщению.
Что стало основным драйвером роста — рассказывает вице-президент по франчайзингу Сабвэй Россия Геннадий Кочетков.
В первую очередь, главным и очевидным импульсом к росту рынка общественного питания стала возросшая потребительская активность. На втором месте — улучшение экономической ситуации в стране. По мнению экспертов сюда можно внести чемпионат мира по футболу, который спровоцировал летнее оживление этого рынка. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.
Российский рынок общепита показал рост в 2018 году примерно на 5%. Какие факторы повлияли на его развитие, помимо ЧМ-2018?
С нашей точки зрения, не было никаких особых факторов, которые способствовали бы росту продаж в отрасли, кроме ЧМ-2018. Экономика продолжала стагнировать, доходы населения не росли, малый бизнес не получал никакой реальной поддержки, административное давление и налоговый пресс усиливались.
Число игроков в сфере общепита растет. Увеличивается доля крупных или небольших заведений?
Нужно понять, что подразумеваем под крупными/мелкими предприятиями в сфере общепита. Отдельные заведения общепита, по определению, в экономически развитых странах относятся к категории СМП. В наших условиях практически все предприятия общепита — малые и отдельные юридические лица. Структура собственности в отрасли — это также вопрос. Ее анализ требует применения специальных методов. Все, кто входит на этот рынок, планируют создавать «сети» заведений, но реализация таких планов остается открытым вопросом.
Составляет ли ресторанам конкуренцию формат To go?
Этот формат фактически заявлялся Макдональдсом, когда он в известном юридическом разбирательстве с налоговой утверждал, что он только продает продукты питания на вынос, и поэтому имеет право на НДС в 10%. И наш суд согласился с этим. Но, по существу, продажа «на вынос» не конкурирует с ресторанной формой, а дополняет последнюю, так же, как и «доставка на дом», объемы которой быстро растут.
Основные причины, по которым новые игроки и новые заведения быстро уходят с ресторанного рынка.
Все общественное питание связано с производством скоропортящегося продукта, и в силу этого достаточно сложно в технологическом плане. Готовый продукт не подлежит хранению. Этот фактор недоучитывается новыми игроками. В результате — большие потери и списания в производстве, низкая экономическая эффективность, особенно на начальных этапах становления бизнеса. Сильный негативный фактор — состояние арендного рынка недвижимости. В условиях длительного экономического спада, когда на всех нормальных рынках аренда недвижимости снижается, на нашем рынке аренда продолжает расти. Высокая аренда — это запретительный барьер при открытии новых заведений общепита и не допускает никаких, даже малейших, ошибок в ведении бизнеса.
Справочная информация
Subway — самая крупная сеть быстрого обслуживания в мире по количеству заведений. Российская сеть — третья по числу точек в Европе, после Великобритании и Германии, и включает почти 600 ресторанов, работающих под управлением 270 франчайзи.