МНЕНИЕ: Есть ли будущее у oфлайн-бизнеса
У стремительного роста онлайн-торговли по всему миру есть обратная сторона. Богатые люди уже начали бояться экранов и хотят платить за человечность. То, что у офлайн-бизнеса есть будущее, не вызывает сомнений, просто оно несколько трансформированное.
Российский рынок e-commerce на сегодняшний день все еще сильно отстает от мирового. Например, по количеству заказов еды на душу населения Россия отстает от Турции в 12 раз, а от Китая — в 31 раз. Несмотря на это, согласно данным исследования Data Insight, доля интернет-торговли в ВВП России в 2018 году составила 2,5%. Это довольно высокий показатель, учитывая, что цифра еще растет.
Первая и самая важная причина развития интернет-продаж — простота заказа и экономия времени. Теперь, сидя на диване или за рабочим столом, человек делает пару кликов — и желаемый товар уже спешит к нему. Но так ли все просто в онлайн-бизнесе на самом деле?
Перенасыщенность рынка
Что в XXI веке определяет стиль жизни? Современные технологии. Digital прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Каждый второй пользуется интернетом, что неизбежно влияет на любой бизнес.
Удобство и динамика интернет-технологий позволяют совершать онлайн-операции даже подростку. Согласно данным компании Nielsen, онлайн — приоритетный канал для тех, кто хотя бы раз заказывал что-то в интернете. Более 50% таких потребителей склонны продолжать делать онлайн-покупки этих товаров в будущем.
С другой стороны, пишет The New York Times, богатые сегодня начали бояться экранов. Они не хотят, чтобы их дети играли в онлайн-игры на смартфонах. На этом фоне быстро развиваются частные школы, в которых не используются технологии. Общение с людьми дороже, и богатые люди готовы за него платить. Жизнь без телефона в течение дня, выход из социальных сетей и отсутствие ответа на электронную почту стало символом статуса. Все это привело к новой любопытной реальности: человеческий контакт становится роскошью.
Интересным фактом также поделился Дмитрий Кристакис, педиатр детской больницы Сиэтла. Он утверждает, что малыш, который учится строить с помощью виртуальных блоков в игре для планшета iPad, не приобретает способности строить из реальных блоков. Согласно ранним результатам исследования развития мозга более чем 11 тыс. детей, которое поддерживает Национальный институт здоровья, дети, которые смотрят в экран более двух часов в день, получают более низкие оценки по мышлению и языковым тестам. Таким образом, минусы нахождения детей у смартфонов вынуждают их родителей отказываться от гаджетов и проводить больше времени со своими детьми, нежели занимать их виртуальными играми.
Что касается еды, то здесь история неоднозначна. Например, за последний, 2018 год, по данным консалтинговой компании NPD, рынок доставки еды в России прибавил 19%. Что же за этим стоит?
Плюсы онлайн-заказа в мире информатизации очевидны: диджитализация, смартфонизация, уберизация. Согласно данным NPD за апрель 2017 — март 2018 года, более половины россиян — 58% — заказывают готовую еду онлайн. Одна из причин такого выбора — изменение их потребностей. Кроме того, теперь потребители чаще всего заказывают доставку еды на мероприятия.
Доля интернет-заказов быстро растет. К примеру, в первом квартале 2018 года она выросла в среднем на 7,5% по сравнению с первым кварталом 2017 года. А данные по крупным городам еще показательнее: в 2017 году их жители сделали на 60% больше заказов онлайн, чем в предыдущем. Чаще онлайн-заказами в России пользуются жители городов-миллионников.
Что касается рынка общественного питания во всем мире, то здесь показатели высоки, и они продолжают расти. Например, в США в марте 2016 года люди впервые в истории потратили больше денег на питание вне дома, чем на покупку продуктов. К концу 2018 года показатели продолжали расти.
Что же происходит в офлайн-торговле
Несмотря на активное развитие торговли в интернете, российские потребители сегодня не утрачивают внимания к розничным магазинам и ресторанам. Они выбирают баланс между онлайн- и офлайн-каналами.
Многие россияне видят преимущества покупок в Сети и доставки еды на дом, но испытывают опасения по поводу качества товаров и безопасности данных при оплате. В связи с таким дисбалансом многие компании перешли на совмещение онлайн и офлайн-торговли. В индустрии еды тот же симбиоз.
Рынок доставки однозначно начал диктовать правила рынку питания вне дома. Тем не менее в основе визитов в рестораны лежат прежде всего впечатления. Гости ждут уже не просто вкусный продукт и качественный сервис, им необходимо дарить особые впечатления, которые складываются из вкуса, гостеприимства, персонализированной коммуникации, атмосферы заведения и ценностей, которые несут бренды.
Кто ходит в рестораны
Сегодня некоторая часть потребительской аудитории развернулась вокруг своей оси на 180 градусов. Несмотря на то что покупатели нового поколения зависимы от гаджетов и всю жизнь проводят в них, есть процент потребителей, которым все же важны факторы, от которых мы ушли с проникновением в массы онлайн-зависимости.
Несмотря на плюсы онлайн-продаж, потенциальный покупатель постепенно снова разворачивается к офлайну. К примеру, людям всегда будет важно удобство заказа, но у офлайна остается дополненная стоимость, по сравнению с онлайн — атмосфера, возможность общения, социализации.
Человек, который идет в ресторан, платит за сервис и атмосферу. Ресторан — это третье место после дома и работы, где можно посидеть с друзьями, встретиться с деловыми партнерами. Вот почему в рестораны продолжат ходить именно с этой целью.
Кроме того, в ресторанах растет доля относительно взрослых посетителей. На сегодняшний день это люди 35–40 лет, которым не чужды новые технологии, гаджеты и прочее, но они уже не фанатеют от них и задумываются, что едят, при этом не желают переплачивать за модные названия.
Сейчас потребитель требовательнее как к продукту, так и к сервису. Современный гость хочет получать наслаждение и удовольствие от еды, при этом ему интересны экзотические вкусы, контрастные сочетания, качественные премиум-ингредиенты. В фастфуде появляются красная рыба, сливочный сыр, авокадо.
Растет также количество людей, которые выступают за «умное», здоровое питание. Это не те, кто постоянно сидят на диетах и считают калории, а уделяют внимание потребляемой пище, роли, которую она играет. Им важно привлекательно выглядеть и хорошо себя чувствовать. Они включают в рацион продукты с высоким содержанием полезных веществ, исключают или снижают потребление определенных веществ, например сахара, глютена.
Мы все еще идем по пути западного общества, до трендсеттеров нам далеко, поэтому логично предположить, что через некоторое время маятник качнется в обратную сторону — вернется ценность живого контакта, а следовательно, и посещение офлайн-заведений.
Офлайн-операторы рынка общепита должны быть рады росту сегмента доставки, ведь в среднесрочной перспективе он существенно увеличивает их целевую аудиторию. Очень большая доля населения России по-прежнему предпочитает готовить самостоятельно и пользуется услугами общепита крайне редко. Переход с самостоятельного приготовления ужина или обеда на готовую, доставленную на дом еду может через какое-то время привести этого человека в точку общепита.
Справочная информация
Subway — самая крупная сеть быстрого обслуживания в мире по количеству заведений. Российская сеть — третья по числу точек в Европе, после Великобритании и Германии, и включает почти 600 ресторанов, работающих под управлением 270 франчайзи.