«Извините, нету» – самое ужасное, что можно ответить покупателю.
Получив от «Пивзавоза» предложение «перезагрузить» чужой магазин в Тагиле, Евгений почти сразу согласился. Было страшно. Но закалка папы-бизнесмена и четкое понимание, что даже франшизный бизнес — это «мой бизнес и мне за него бороться», сделали свое дело: с первых месяцев работы — магазин в нарастающем плюсе.
Я работаю с 13 лет. Сначала зарабатывал как многие подростки — промоутером, а когда стал постарше, то к себе меня взял отец, у которого был бизнес по производству пластиковых окон. На примере отца я видел, что компания требует постоянной включенности. Поэтому когда решил открывать свой собственный бизнес, пусть даже по франшизе, пустых иллюзий не питал.
Остановившись на «Пив&Ко», я прицеливался на Тюмень. Даже начал искать помещение там, но неожиданно от «Пивзавоза» поступило предложение: «Есть магазин в Нижнем Тагиле, хозяева им заниматься не хотят. Попробуешь?» Я туда съездил, поговорил с продавцами, и решил попробовать. Не буду скрывать, что было страшно: показатели у магазина были минусовые. Надо сказать, что прежние хозяева владели другой франшизой — «Разливной», и она все-таки не такая раскрученная, как «Пив&Ко». Поэтому я решился на выкуп этого магазина и ребрендинг — перезагрузку, если так можно выразиться. Слава богу, мы открывались в сезон, поэтому с первого месяца работы вышли в плюс.
Когда мы открылись, покупатели поначалу сравнивали нас с прежними хозяевами. Скудный ассортимент, мало кранов пива, и некоторые из них были периодически пустыми — базовые ошибки. «Извините, нету» — самое ужасное, что можно ответить покупателю. Это сразу негатив, которым человек пойдет и поделится со своими знакомыми. Мы себе такого никогда не позволяли и не позволим. Нам, конечно, было приятно, что нас хвалили.
Ошибка прежних хозяев магазина: они жили в другом городе, и им было невдомёк, что появляться в собственном магазине чаще одного раза в два месяца — это запредельно мало. Первые четыре месяца работы моего магазина я не просто часто ездил в Тагил, я снял там квартиру и жил. Разумеется, и сам стоял за прилавком. Ну а иначе не получится. Чудес не бывает, и звезды с неба не падают. Наемный работник, какой бы он хороший не был, не будет делать для вашего бизнеса того, что вы сами для него сделаете. Отдача иная. Я сам был наемным работником и понимаю разницу: собственник отвечает головой, кошельком, а значит и душой за свой бизнес. Да даже на уровне общения с клиентами. Зайдите в любой розничный магазин, и если наряду с наемными продавцами за прилавком окажется собственник, вы сразу увидите разницу в общении. Дело не в образовании людей и не широте улыбки, а в энергетике и включенности в процесс. Особенно это будет заметно в какой-то нештатной ситуации: собственник проблему будет решать всегда в пользу покупателя. Он не побоится признать собственную ошибку, всегда постарается пойти на контакт.
Сталкивался с мнением: «Я купил франшизу, деньги заплатил, поэтому вы должны мне обеспечить доход». Смешно. Это то же самое, что вы купили машину, и она у вас должна сама по себе ездить. Ну, ребята, даже самую крутую тачку как минимум нужно заправлять бензином, периодически возить на ТО, а еще желательно мыть и аккуратно с ней обращаться. С франшизой точно так же. Покупка франшизы не гарантирует стопроцентный успех. Ошибочно думать, что купив франшизу «Пив&Ко», вы сразу получите обороты екатеринбургских магазинов, не приложив собственных усилий. Кстати, благодаря отцу я с детства усвоил еще одну важную вещь: «тебе никто ничего не должен, тем более, если это касается бизнеса». Твой бизнес — твое счастье, и тебе за него бороться. Насколько хочешь быть богат, настолько и работай.
Франшиза, разумеется, сильно облегчает старт. Я до «Пив&Ко» вообще мало представлял как работать в рознице, но меня быстро всему научили. Мне не просто продали бренд, но и модель управления бизнесом, инструменты зарабатывания в рамках этого бренда. Но нужно понимать, что франшиза — это в любом случае ваш бизнес и ваша ответственность, и не нужно перекладывать ее на плечи продавца.
Сейчас ищу помещение уже для третьего магазина «Пив&Ко». И я думаю, это говорит о многом.