Купил франшизу, чтобы собственных ошибок избежать
Евгению и Наталье, как и всем нормальным предпринимателям, конечно же, хочется побыстрее увеличить чистую прибыль, но они ребята терпеливые и понимают один очень важный закон в любом торговом бизнесе: если сегодня выводишь оборотные средства, то завтра нечем будет торговать, значит, послезавтра к тебе покупатель не зайдет. Это путь в никуда.
Евгений: Впервые о собственном бизнесе мы задумались с женой 5-6 лет назад. Выбирали разные: франшизы, но в основном смотрели в сторону магазинов по продаже одежды или зоотоваров. Однажды даже чуть не заключили договор, но какое-то шестое чувство подсказало — не наше. В итоге решили, как нам казалось, пойти более беспроигрышным путем: купили грузовую машину и начали заниматься перевозками. Так проработали два года, но потом случился кризис, и нам пришлось все продать — клиентов не стало. Все это время мы с Наташей параллельно работали: я на химическом предприятии (продолжаю там работать по сей день), а она в сфере банковских услуг.
Пару лет назад у нас родилась дочка, жена ушла в декрет, и мысли о собственном деле снова начали появляться в голове. Когда же малышка подросла и пошла в детский сад, супруга стала посвободнее, и мы начали снова искать варианты покупки франшизы. Год назад случайно на сайте БИБОСС мы увидели «Пив&Ко». В городе у нас ничего подобного не было, поэтому стало интересно. Сначала съездили к франчайзи в Краснокамск — за честной, так сказать, оценкой. Он был доволен и дал контакты «Пивзавоз Group». Мы созвонились и приехали в Екатеринбург. Нам провели небольшую экскурсию по сети «Пив&Ко», свозили на центральные склады компании, откуда отправляется пиво по всей России. И мы загорелись.
Наталья: Формат «Пив&Ко» действительно нас удивил. Березники — небольшой город, около 150 тыс. жителей. Алкогольных магазинов много, но вот таких специализированных достойных магазинов — максимум два на весь город. Поэтому мы были уверены, что сразу зайдем успешно. Так и получилось. Первые пару месяцев очень многие покупатели говорили и писали в книге отзывов о том, что наш магазин не похож на остальные точки продаж пива. К нам приятно зайти, потому что чисто и красиво. Я знаю лично нескольких покупателей, которые любят приходить просто так, даже не покупая ничего. Здесь, конечно, большая заслуга и продавцов, но интерьер магазина тоже многое значит.
Евгений: Решение о покупке франшизы мы приняли в ноябре прошлого года, а открылись только в апреле 2017-го — долго искали подходящее помещение. Парковка, трафик, метраж — масса нюансов, которые нужно было учесть. В итоге аренду так и не нашли, поэтому пришлось купить помещение в собственность — затраты немаленькие для нас, но мы верили в это дело. В торговле до того никогда не работали. Первый опыт, поэтому учились по ходу. Больше, конечно, занималась и занимается бизнесом жена, хотя поначалу после основной работы, вечерами, я тоже пропадал в магазине. Выходные — в нем же.
Наталья: Особенно в первые месяцы за магазином должен быть жесткий контроль. Не нужно надеяться: вы купите франшизу, и ребята из «Пивзавоз Group» придут и все за вас сделают. Так не бывает. Или еще хуже: отправим продавцов на обучение, их всему научат, и они с нуля самостоятельно поднимут наш магазин. Так тоже не будет. Мы всегда понимали, что ответственность за бизнес в первую очередь на нас с Женей. Это наше дело, поэтому мы должны быть локомотивом. Мы в магазине пропадали с утра до ночи. Сами продавали, сами формировали заявки, сами стояли на приемке товара — включались в каждый процесс. Спустя полгода только стали посвободнее, но и то я каждый день в магазине, только в выходные позволяем себе отдохнуть. А на телефоне остаемся круглосуточно, потому что вопросов до сих пор возникает много.
Евгений: Мы ведь работаем с людьми и для людей. Ситуации с покупателями бывают разные. Вот недавно был случай: произошел технический сбой, в результате которого перестала работать касса. Как раз в это время в магазине один молодой человек совершал покупку. Он расплатился картой, но вышел только первый чек, где была указана общая сумма, а второй — с детализацией товара — нет, касса зависла на этом моменте. Было 23.00. Парень простоял в магазине до двух ночи, снимал продавцов на камеру, требовал чек и грозился выложить все в Интернет, чтобы испортить репутацию магазина. Видимо, нам сильно повезло с продавцами, они вели себя очень достойно. Итог — в два часа ночи покупатель сказал, что все они молодцы, что чек ему никакой не нужен, и пригласил ребят попить с ним пивка.
Наталья: Некоторые наши особо активные продавцы время от времени предлагают внедрить в магазине что-то новенькое, отступить от правил, прописанных в стандартах «Пив&Ко», но мы пока держим оборону. «Пивзавоз» продают не просто франшизу, а отработанные алгоритмы ведения бизнеса.
Евгений: Мы понимаем, что с нуля нам самим такой магазин было бы не открыть. Это в миллион раз сложнее. Во франшизе продумано абсолютно все: от того, как расставить снеки на полках, до системы автоматизации продаж и бонусной программы. Не нужно изобретать собственный велосипед. И лично для нас это неплохо. У «Пивзавоза» в Екатеринбурге сотня собственных магазинов, которые отлично зарабатывают. Кстати, когда мы приезжаем в Екатеринбург, мы всегда заезжаем в несколько магазинов «Пив&Ко» — чтобы самим приметить что-то интересное.
Вот недавно ездили в командировку и увидели интересные для нашего магазина рекламные решения, которые можно внедрить для удобства покупателей, — плакаты. Во-первых, пока человек стоит в очереди или даже просто у кассы, он, чтобы скоротать время, читает информацию, которая попадается на глаза. Во-вторых, эти плакаты смотрятся стильно, украшают пространство. Хотим теперь поставить задачу своему менеджеру отдела франшизы «Пивзавоз Group» и заказать себе такие же.
Наталья: Нашему магазину всего восемь месяцев, но мы довольны, как идут дела, поэтому решили открывать вторую точку. Уже нашли помещение. Мы искали просторное, так как есть идея поставить столики в торговом зале. В работающем магазине у нас только барная стойка, за ней не очень удобно попить пивка с друзьями. А потребность у покупателей такая есть. Нам даже в отзывах писали: «У вас все отлично, только столов и стульев не хватает». Поэтому мы решили прислушаться к пожеланиям клиентов во втором своем магазине. Еще есть мысли в новом магазине поставить фритюрницу для изготовления собственных сухариков, но пока на 100% решение не приняли — хотим посмотреть, как у коллег из Екатеринбурга это работает.
Евгений: Нас ведь никто не может обязать выполнять все стандарты «Пив&Ко», и я знаю, что не все франчайзи им следуют, некоторые пытаются развивать бизнес своим собственным путем. Например, многие отказываются поддерживать запас сигарет. Мы на них практически не зарабатываем, поэтому франчайзи считают, что в сигаретах они замораживают деньги. Но мы с Наташей осознаем, что это необходимость, что с помощью этого товара мы генерируем покупательский поток, который в итоге приходит к нам за высокомаржинальными позициями — пивом, снеками и рыбой.
Скажу больше, мы точно знаем, что некоторые наши постоянные покупатели появились только благодаря тому, что в магазине они нашли свои любимые сигареты (мы их добавили в матрицу специально по их просьбе). Так что фишка с широким ассортиментом сигарет — работает. Также по просьбе ценителей пива в наш ассортимент бутылочного пива мы добавили крафтовые напитки от частных пивоварен. Еще один спорный вопрос — поддержание товарных остатков. Всем хочется побыстрее увеличить чистую прибыль, но мы понимаем, что выводить оборотные средства из бизнеса — путь в никуда. Если нечем станет торговать, то и продаж не будет. Мы не хотим набивать собственные шишки, когда все ходы давно отработаны на других магазинах. Грех этим не пользоваться.