В России на пиве не прогоришь
Максим Рамазанов и Ренад Абдулаев долгие годы работали вместе, а потом решили совместно открыть магазин по франшизе «Пив&Ко». В своем интервью они говорят о том, что усвоили в процессе обучения, как оптимизировали работу в соответствии со стандартами сети, и почему у входа в их магазин стоит «Запорожец», выкрашенный в черный и желтый цвета.
Максим: Мы с Ренадом долгие годы отдали «погонам». Там и познакомились. Это непростое место работы, поэтому желание сменить сферу деятельности появилось давно. Один из магазинов «Пив&Ко» находится недалеко от моего дома. Когда хотелось пропустить с друзьями по кружке пива — шел сюда. Мне нравился и сам магазин, и качество пива в нем. Я почти случайно зашел к ним на сайт, прочитал про франшизу. Что вообще такое франшиза? Незнакомое слово. Заинтересовался, начал узнавать. Когда вник, загорелся купить франшизу «Пив&Ко». Круто ведь, что люди дают возможность открывать такие же магазины, как у них самих, магазины, где постоянно очереди.
Ренад: Помню тот день, когда Максим предложил мне на двоих купить франшизу. Идея сразу понравилась. В России пиво идет, и будет идти так же хорошо, как хлеб. На пиве не прогоришь. В общем, мы решили копить на франшизу. Копили почти год и, когда в декабре нужная сумма у нас оказалась на руках, поехали в «Пивзавоз», а там нам сказали, что в Екатеринбурге открывать франшизу нельзя, и предложили выбрать любой другой город региона.
Максим: Мы как-то сразу решили, что будем открываться в Челябинске. Первое — начали искать помещение. Кстати, найти хорошее помещение — это совсем непросто. Нам предлагали какие-то ларьки за 80 тысяч рублей в месяц — с ума сойти. Только к концу января нашлось помещение в спальном районе за нормальные деньги, там и решили открываться.
Ренад: В конце февраля 2016 года мы открылись, и понеслось. Полгода сами стояли за прилавком, чтобы наработать клиентскую базу, чтобы лучше понять потребности клиента, чтобы самим узнать, что хорошо продается, а что не очень. Франшиза — это отличная возможность, но в любом случае это наш бизнес, а значит, наши деньги и наша ответственность.
Максим: Когда проходили обучение и стажировку в екатеринбургских магазинах «Пив&Ко», в глаза сразу бросалось — полки ломятся от товара. Нам и в «Пивзавозе» постоянно повторяли, что изобилие товара — главное условие высокой рентабельности магазина. На одной из конференций «Секреты «Пив&Ко» руководитель компании озвучил даже такую метафору: магазин без товара — «Феррари» без колес. Действительно, зачем тебе такая быстрая тачка, если на ней нет колес, все есть: бензин, двигатель исправен, кожаный салон, кузов блестит, а колес нет — никуда не уедешь. Когда только мы начали сами работать за прилавком, поняли, что ребята говорили все верно.
Полки магазина — они действительно должны ломиться от товара. Не будет товара — не будет заработка. Да, у нас магазин разливного пива, но у этого напитка масса сопутствующих товаров — снеки, рыба, сигареты, да даже тот же шоколад, «киндер» и сахарная вата для сына или дочки часто покупаются, поэтому они у нас лежат в прикассовой зоне. У покупателя должны глаза разбегаться, у него должно создаваться четкое ощущение, что его ждут в магазине, и через обилие товара мы это демонстрируем.
Максим: Покупатель для нас реально — это всё. Клиента нужно ублажить, чтобы он вновь зашел в твой магазин, чтобы мог купить что хочет. В радиусе километра у нас три конкурента — «Красное и Белое» и два пивных магазина местных сетей, но довольно быстро мы вышли на рентабельность. Покупатели сами признавались: идут к нам, потому что в нашем магазине позитивно.
Еще одна наша придумка — «Запорожец» прямо у магазина. Мы его купили и сами выкрасили в желто-черные цвета, сделали подсветку. Много кто из клиентов признается, что увидели наш раритет и только после этого решили зайти в магазин.
Ренад: Еще очень важный вопрос в управлении магазином — компетентность собственника. Для нас розница была новым видом деятельности. Как можно нанимать персонал и управлять им, если сам не разбираешься в работе продавца разливного пива? Как предлагать, что предлагать, как наливать — задач много, которые мы решили освоить сначала сами, чтобы потом спрашивать с сотрудников по делу.
Максим: Разумеется, нам во многом помогает отдел франшизы «Пивзавоза». Мы своему куратору можем звонить в любое время суток на мобильный, и он всегда отвечает. Как-то в двенадцать ночи позвонили — срочный вопрос по отчетности.
Ренад: Согласен, ребята нам действительно ощутимо помогают. Взять тот же ремонт помещения. Мы согласовали место, они быстро разработали дизайн, согласовали его с нами и запустили строительную бригаду (смету на ремонт тоже согласовали). Уже через две недели магазин был готов. Нам не нужно было искать дизайнеров и строителей, никого контролировать и пинать.
Максим: Спустя полтора года работы магазина мы можем точно сказать, что зарабатывать деньги с «Пив&Ко» — это вполне реально. Конечно, всегда хочется больше, но когда мы только открывались, злые языки вообще говорили: «Ребята, рядом с вами „Красное и Белое“, вы прогорите через пару месяцев». Мы не только не прогорели, но и видим постоянный приток клиентов, а значит, доходность бизнеса растет.