Как не сойти с дистанции? Начать бизнес с другом!
Александр: Делать бизнес на дружбе — слыхали, что опасно. Вроде как можно лишиться и друга, и бизнеса. Но, видимо, когда покупали франшизу «Пив&Ко», мы были настолько уверены в друг друге и в собственной зрелости, что даже не рассматривали вариантов строить компанию порознь. Одна голова — хорошо, а две — лучше. Там, где один не заметит, второй подскажет.
Руслан: Не будем лукавить, трудности были, особенно в самом начале. Часто расходились мнения, причем по мелочным вопросам: как делать ремонт, как расставить оборудование и мебель, какой ассортимент выбрать. Нам было чуть за 30, и ноль опыта ведения собственного бизнеса, то есть ни я, ни Саша не знали, как и что делать правильно или неправильно. Одному казалось, что правильно так, а другому — иначе, мы ведь не братья-близнецы, головы и представления — разные. Нашли помещение, зашли в него и началось: «Это будет стоять здесь». — «Нет, здесь». — «А я считаю, что здесь...» И понеслось, и так почти по каждому вопросу. Слава богу, Саша часто вовремя тушил пожар.
Александр: Да ладно, у нас у обоих хватало здравого смысла остановиться вовремя: замолчать на 15 минут, а потом уступить. Оба понимали, что каждому из нас пришлось вложить в бизнес все, что было, и если сейчас начнем ругаться, то совершим непоправимую ошибку. Знаете, эта мысль хорошо отрезвляет любого мыслящего человека. Когда ты в бизнес вкладываешь последнее, что есть у тебя и у твоего друга, — это прямо мегаответственность, которая постоянно молоточком стучит в голове. И дело ведь не только в деньгах, ответственность и за то, что рядом с тобой самый близкий друг, который тоже всем рискнул, и ты его не можешь подвести. Как бы пафосно это ни звучало, но, черт возьми, если на одну чашу весов ставить дружбу, а на другую — бизнес, то каждый из нас выберет первое.
Руслан: На самом деле вдвоем строить бизнес намного проще. Да, у нас франшиза, прописаны бизнес-процессы и стандарты, вроде можно и одному, но когда пробуешь работать на пару, то все трудности делишь пополам. Мы отлично дополняем друг друга. Саша гениальный продажник. Даже когда мы были на обучении в «Пив&Ко», это все подметили. В один из первых же дней нам поставили задачу — продать 20 шоколадок в прикассовой зоне за день. Саша продал больше. Он чувствует людей: кого можно поднагрузить доптоварами, а кого лучше не стоит, с кем и о чем заговорить. Со стороны его диалоги кажутся очень простыми: «Добрый день. Как дела?», но почему-то не у всех продажников простота срабатывает. «Пив&Ко» передают нам стандартные диалоги, которыми должны пользоваться продавцы, и это, безусловно, плюс, но вот настоящее мастерство продавца — когда эти стандартные диалоги он превращает в нестандартные, понимая и чувствуя, кому из покупателей что сказать. Саша чувствует и все подмечает: покупатель зашел с ребенком или хотя бы малейший признак есть на существование в его жизни ребенка — предлагает лимонад или шоколад, человек взглянул в зону сухарей, задержал взгляд на полсекунды, но на покупку не решился — надо дожать. При этом есть люди, которые не любят, когда им навязывают что-то плюсом, и Саша даже таких чувствует и никогда ничего лишнего не предложит им. У нас есть покупатели, которые честно признаются: «У меня магазин пива есть около дома, но я к вам езжу, потому что вы не просто пиво продаете, вы настроение поднимаете.
Александр: Зато Руслан очень целеустремленный. Он никогда не оставит дело недоделанным. „Мужик сказал — мужик сделал“ — вот это про него на все 100%. Первые восемь месяцев во многом благодаря его упертости мы в магазине впахивали с 8 утра до часу ночи каждый день и без выходных. Мы были и управляющими, и продавцами, и поломойками — абсолютно все делали вдвоем. Мы первого сотрудника наняли в конце сентября. Один бы я не выдержал такого графика. Это как в групповом марафоне: всегда легче бежать в команде, потому что когда все бегут, то тебе стремно сойти с дистанции поднимаете».
Руслан: Сейчас признаюсь, что в моей голове частенько возникали мысли: «На фига мы в это ввязались?» Вот в эти моменты как раз Саша и поддерживал, не давал расклеиться окончательно.
Александр: Для понимания: до «Пив&Ко» наша деятельность вообще никак не была связана с розничной торговлей и тем более с продажей разливных напитков. Честно говоря, мы даже не представляли, как работать с кассовым оборудованием, не то что управлять целым магазином. Мы работали наемными менеджерами в нефтяной компании. Сразу скажу, что нефтяные компании — это не золотой рай, там все весьма прозаично, нервно и очень много нюансов. Тем более мы были наемными сотрудниками, поэтому о миллионах и даже сотнях тысяч речи не шло. В общем, уйти в собственный бизнес — это выношенное и обдуманное решение. Мы решились на этот шаг в 2016 году, магазин запустили в феврале 2017-го.
Руслан: Чтобы закрепиться на рынке Сургута, нам нужно было удивить народ. В городе есть достаточно большая местная сеть, но с ассортиментом там все неважно — очень скудно. Все пиво — только одного производителя, поэтому людям он приелся. Плюс с сервисом там беда — он никакой. Когда же на рынке появились мы, то сразу шокировали яркостью, ассортиментом и приветливостью. А когда покупатели узнали, что мы абсолютно всем новичкам наливаем на пробу пиво, то это просто ошарашило город, никто до нас так не делал.
Александр: Если предельно честно, то даже при всех наших плюсах проблемы нам местная сеть доставила. Один из их магазинов находился в шаговой доступности от нас. Родной и привычный, с понятным пивом, к которому привыкли, а мы новенькие, пиво наше незнакомое — в общем городу нужно было время, чтобы нас принять. Мы понимали эти риски, когда открывались рядом с их магазином, но были уверены, что взорвем город. Да, для этого пришлось многим пожертвовать. Через месяц после открытия мне даже пришлось продать машину. Жалко было безумно, но тогда иного выхода не было, надо было вливать деньги и расширять ассортимент и товарные остатки. Но все было не зря, город мы все-таки взорвали.
Руслан: Вложения денег в бизнес — это перманентный процесс, а иначе движения вперед не будет. Например, у нас магазин прилавочного типа — старого образца. Недавно «Пивзавоз» разработали программу рестайлинга, чтобы обновить и сделать более современными магазины, подобные нашему. Конечно, мы согласились на нее. Где это было возможно, поставили открытые стеллажи, изменили прикассовую зону, установили паллеты — эффект получился хороший. Например, покупатели очень хорошо реагируют на акционный стеллаж.
Александр: Важный момент, в начале 2017-го буквально в течение месяца в Сургуте открылись четыре франчайзи «Пив&Ко». Трое — в январе, а мы в первых числах февраля. Как бы странно это ни звучало, но нам на руку стало открытие других партнеров — вместе проще было бороться с местной сетью. Покупатель ведь не разбирается, кто собственник того или иного магазина «Пив&Ко». Одинаковые цвета магазина, одна и та же вывеска, продавцы в одинаковой униформе, поэтому нас тоже быстро начали воспринимать в городе как сеть. Если бы другие ребята не открылись в городе, нам бы самим пришлось запускать как можно быстрее второй и третий магазины, чтобы динамичнее пошло узнавание бренда.
Руслан: Ремарка: когда несколько франчайзи открываются внутри одного города, очень важно каждому партнеру понимать — ты в ответе не только за имидж своего магазина, но и за имидж магазинов тех ребят, которые работают под такой же вывеской. Репутацию сети мы строим вместе. Поэтому мы не просто все знакомы между собой, а хорошо общаемся. Если к нам приходит покупатель и говорит, что на прошлой неделе заходил в «Пив&Ко» в другом районе города и там ему налили невкусное пиво, то мы обязательно звоним собственнику того магазина и просим, чтобы он созвонился с покупателем и исправил ошибку. Негатива у людей в городе не должно быть ни от одного магазина «Пив&Ко».
Александр: Возвращаясь к теме бизнеса с другом. Я сейчас понял единственный минус — нам не светит вместе съездить в отпуск. Хотя, может быть, это вопрос времени. Наступят времена, мы наймем управляющего и на недельку махнем.