БОДРИМ БЛАГОДАРНЫЙ СЕВЕР
Дмитрий: Знаете, в чем самый кайф строить бизнес вместе с другом, которого знаешь с 1-го класса? В доверии. Когда мы сели обсуждать, как будем делать вместе бизнес, вопросы в голове крутились разные. Какие деньги вкладываем? Что будет, если прогорим? У нас не было никаких сбережений, да и какие сбережения могут быть у парней, которым по 23 года? Но как раз в таком возрасте на жизнь и деньги смотришь легко. Без особых раздумий мы со Стасом решили, что будем открывать свой первый «Пив&Ко» на кредитные, а если прогорим, то ничего страшного: 2 млн — это платеж порядка 25 тыс. в месяц, с голоду точно не умрем. Если же все пойдет, как надо, то вся прибыль — поровну. Никаких нотариальных договоров — даже в мыслях не было, мы же друзья.
Станислав: Мы дружили всю школу, а потом каждый из нас уехал из Нефтеюганска искать себя. Я — в Израиль, Дима — в Екатеринбург. Общались только в мессенджерах. Когда в Израиле не срослось, я прилетел к Диме в гости в Екатеринбург и тогда-то увидел впервые магазин «Пив&Ко». Концепция сразу понравилась, а когда узнали, что продается франшиза, то серьезно задумались о перспективах.
Дмитрий: У меня в это время как раз решались зацепки по работе в Екатеринбурге. Договорились, что если я все-таки вернусь в родной город, то купим эту франшизу на двоих. В общем, в Екатеринбурге у меня не сложилось, и в декабре 2015 года я вернулся. В день моего приезда сразу сели и все обговорили. А 2 февраля 2016-го мы уже взяли кредит, оплатили паушальный взнос и поехали на обучение в головной офис. Еще через месяц открыли первый магазин.
Станислав: Мы отличаемся по темпераментам, отчасти это и спасает дружбу и помогает бизнесу. Я — кипишь, а Дима — более спокойный человек. Конечно, были ситуации, на которые мы смотрели по-разному, бывало, что и реагировали остро — элементарная притирка. Со временем научились рационально подходить к любым разногласиям — без эмоций в диалоге искать компромисс. Всем же понятно главное — каждый хочет, как лучше для бизнеса, поэтому стоит прислушаться, а вдруг ты на самом деле не прав. У нас была масса моментов, когда в диалоге выяснялось, что первоначальные идеи обоих не катят, и тогда мы сообща придумывали третий вариант решения, который в итоге выстреливал. Например, когда у нас уже было два магазина, и строился третий, то остро встал вопрос — где хранить кеги? Мы находимся далеко, машина с «Пивзавоза» каждый день к нам ездить не может, плюс это дорого, поэтому нужно было придумывать место для хранения. Каждый из нас настаивал, что именно его гараж самое безопасное место, но в диалоге решили арендовать хороший теплый склад, который охранялся. Кстати, через некоторое время и от него отказались — муторно и невыгодно отгружать весь товар на склад, а потом со склада развозить пиво по магазинам. Проще разгружать 20-тонную фуру сразу по точкам.
Дмитрий: Мы были первыми франчайзи, кто открылся на Севере. Марку «Пив&Ко» здесь никто не знал и даже не слышал о ней. С точки зрения раскрутки никому не известного бренда аналогично было бы открыться под своей собственной вывеской, но мы не ради этого франшизу покупали. Во-первых, три года назад в Нефтеюганске никто о сервисе в розничных магазинах не слышал, а в «Пив&Ко» это было, и они учили, как в головы продавцов положить правильные диалоги. Во-вторых, сама модель бизнеса, товарные матрицы, вообще вся концепция — это не придумаешь одним днем и не обкатаешь за пару месяцев. Мы же понимаем, что она выстраивалась годами и на опыте нескольких десятков магазинов в разных регионах страны. Самим такое сложно и дорого сделать. Наконец, нам само название «Пив&Ко» и фирменные цвета вывески и интерьера магазинов очень понравились — понятно, красиво, легко. Все это вместе и определило выбор франшизы.
Станислав: Чтобы рассказать всему городу о нашем магазине, все-таки пришлось напрячься. Мы задействовали все возможные инструменты маркетинга. Все акции, которые предлагал «Пивзавоз», плюс множество собственных — проводили регулярно. Разнообразные конкурсы — тоже часто. Крутая штука — на старте магазина делать акцию «1+1». У нас на нее очень много народу пришло. В продолжение мотивации — бонусная карта, на которую тоже неизбалованные сервисом северяне неплохо клюнули. Плюс отличное качество напитков и снеков. Все в целом и сложилось в привлекательную для покупателя картинку, и народ пошел. Уже в первое лето мы ставили рекорды по продажам.
Дмитрий: Акции и конкурсы — бодрят. «Счастливая пятница», «Бинго», «Клад Пив&Ко» — те акции, которые народ до сих пор помнит, а некоторые просит повторить. Активности подогревают интерес клиентов. Мы и так в городе на голову выше всех конкурентов благодаря множеству плюсов — от ярких интерьеров торгового зала до умной бонусной системы. Единственный минус — к тому, что доступно изо дня в день, человек быстро привыкает. Активизирует интерес только то, что запускается на короткий период — как вспышка. Удачные акции — это позитивная вспышка для покупателей, которые привлекают и бодрят. А они благодарно приходят к нам снова и снова.
Станислав: В Нефтеюганске есть крутая ментальная фишка: люди в городе отдыхают. Основная часть население — вахтовики, которые уезжают из города на неделю, две, месяц на месторождения, а потом на такое же время возвращаются. Вот и получается, что дома они отдыхают после вахты, поэтому у них каждый день может стать поводом что-то отметить. К тому же вахтовики — люди с деньгами. Не будем лукавить, что эта черта нашего рынка — золотая жила. Кстати, у нас летом продажи хуже, чем с осени по весну, потому что летом полгорода уезжает на море.
Дмитрий: В силу ментальной специфики населения и матрица по напиткам строится не как у всех. Многие вахтовики — это не коренной народ Нефтеюганска, они откуда-то приехали ради заработка, поэтому вкусы у них разные. Забавно, но кто-то настолько сильно скучает по родным местам, что хочет пиво пить то, которое было популярно у него дома — воронежское, тверское, краснодарское и т.д. Поэтому приходится выбирать сорта под запросы, а для этого тесно общаться с покупателями.
Станислав: Нас в городе уже воспринимают как сеть, и это здорово для имиджа и позитивных слухов. Не хочется хвастаться, но мы очень грамотно подошли к выбору локаций для своих четырех магазинов. Наши торговые точки образуют что-то типа квадрата на карте города. С одной стороны, это позволяет каждому магазину нарабатывать свою клиентскую базу, не отнимая часть у имеющихся магазинов. С другой стороны, такая география очень удобна покупателям — свой «Пив&Ко» у всех в комфортной доступности. Наша цель на ближайшее время — открыть пятый магазин, чтобы наконец-то покрыть весь город.