У ненасытных получается
Еще находясь на службе в вооруженных силах, я стал задавать себе вопросы о будущем: «К чему иду? Что будет после? С каким багажом я выйду на пенсию, которая у нас наступает рано?» Сперва служба — это романтика, кураж, но, когда экстрим приедается, начинаешь переосмыслять собственную жизнь и понимаешь, что все эти годы ты развивался в определенных рамках, а как это применить на гражданке — не совсем ясно. Я ни в коем случае не обесцениваю все то, что сделал. Вопрос стоял в другом: «А что дальше?» Именно он ближе к 38 годам встал для меня остро. Никто ведь за периметром части нас не ждет, и знания нужны совсем иные.
Переступить ворота части — пострашнее пуль. К этому шагу я шел года два: чем заняться, как правильно саккумулировать накопленный капитал? Самое главное желание было — стартануть с наименьшими потерями. Я очень боялся потерять все то, что зарабатывал всю жизнь, поэтому мне нужен был 100-процентный вариант бизнеса. Выбрал «Пив&Ко», потому что через знакомых знал — там не обманывают. Я был уверен, что это безопасный вариант, хотя многие друзья и знакомые говорили, что не справлюсь. Даже в «Пив&Ко» предлагали: «Начни с маленького по площади магазина. Так будет проще». Я же сразу хотел большой — формата «супермаркет». Безоговорочно поддержала меня только жена: «Знаю, что тебе море по колено. Если уверен, делай». На службе я был как молоток, который колол любой орех, неужели выстроенную модель франшизы не переварю? Да быть такого не могло. В феврале этого года я ушел со службы, а в начале мая уже открыл магазин.
Из одной системы координат сразу окунулся в другую. Здание, в котором нужно было делать капитальный ремонт, уже ждало меня.
Кстати, с помещением тоже интересная история вышла. Мы сели с менеджером «Пивзавоз» смотреть незанятые точки на карте Екатеринбурга. Магазинов «Пив&Ко» в городе много, найти место непросто. Как ни странно, пустой квадрат оказался в самом центре города. И именно в той точке, где у друзей моего тестя было старое отдельно стоящее одноэтажное помещение. Когда-то они в нем держали кафе, но потом заведение закрыли, и здание оказалось заброшенным. Все коммуникации, кроме электричества, отключены, двери внутри перекошены, батареи разморожены, трубы лопнули — разруха. Но местоположение — суперское. Договорился быстро по аренде, и начали ремонт. Глобальный. Мы сделали полностью реконструкцию здания, обновили все фасады, а о внутрянке вообще молчу: до последнего гвоздика все поменяли. Я каждое утро туда как на работу ездил, контролировал каждый шаг. Мог в шесть утра пригнать, чтобы побыть там одному, внимательно заглянуть в каждую щель. Для меня нет незначимых мелочей. Один плохо забитый гвоздь портит весь облик. Строил и продолжаю строить идеальный магазин — привычка.
Я ненасытный до достижения целей. Ставлю — достигаю, и уже когда вижу финиш, то ставлю новую. Иначе мне жить неинтересно. Когда еще служил, увлекался серьезно автогонками. Пока все награды в любительском спорте не собрал — не успокоился. Я вообще по жизни адреналинозависимый, вот только качество адреналина меняется с годами. В гонках он был одним, а сейчас — другой. Каждый день решать задачи, которые ты раньше не решал, рискуя собственными деньгами, волнительно, знаете ли.
Нет во мне спеси, которая тормозит многих людей. Если я чего-то не знаю, то не боюсь спросить совета, не стыдно мне учиться у подчиненных или молодежи. Это качество в бизнесе очень помогло. Когда пришел на стажировку, учился у продавцов — ребят, которые моложе меня почти в два раза, и ничего страшного в этом нет. Ну и что, что я на службе пару месяцев назад мог любую дверь с ноги открыть, в новом бизнесе я был нулем, поэтому свое эго засунул подальше и впитывал все и ото всех. Даже сейчас, если мой собственный персонал говорит дельные вещи, принимаю их точку зрения без смущения.
Подбор персонала — отдельная тема. Екатеринбург — мегаполис, но, когда взялся искать людей в магазин, оказалось, что найти свою команду — не так-то просто. Сначала хватался за всех подряд, лишь бы было кому работать. В моем магазине торговая площадь около 100 квадратов — нужны были люди. Но быстро понял, что только нормальные ребята захотят и смогут везти на себе весь магазин. Обратился за помощью в отдел персонала «Пивзавоз». Договорились, что они высылают мне анкеты, а все встречи провожу сам. Много анкет выкинул просто в мусорное ведро. Ну глупо думать, что 29-летний продавец обуви, который привык почти весь день сидеть без дела, вольется в наш цейтнот. Бесполезно хромую кобылу заставлять в скачках участвовать. Я искал трудоголиков, честных и приветливых. Нашел. Сейчас у нас нет текучки, все ребята знают, что я хочу от них и что они получат от меня, если будут делать свою работу на отлично, — все по-честному. Более того, если кого-то новенького и берем, то его, по моему мнению, должен принять в первую очередь не я, а коллектив — им с ним работать. Ребята в курсе, что я им доверяю, и для них это важно.
Уволил только единожды — за кражу. Весь персонал знает о моем прошлом месте работы, но этот парень оказался азартным игроком — болезнь сродни наркомании. Второго шанса за такие проступки не даю, да и это бессмысленно. Он ведь не только у меня украл, но и у тех, с кем работал. Доверие — штука, которую нельзя вернуть, даже если тебя простили. Любая недостача — все бы думали на него. В общем, мы попрощались.
Оглядываясь назад, могу сказать, что для меня самым сложным в бизнесе стало решиться на него, взять свои деньги и вложить их во что-то новое и малознакомое. Но теперь всем, кто начинает, я говорю — не сможет тот, кто не захочет. Разумеется, была масса проблем. Разумеется, я практически каждый день до сих пор провожу в магазине. Разумеется, пришлось многому научиться. Я сам могу стоять на кассе, сам могу наливать пиво, сам могу приготовить пиццу (у нас есть уголок общепита). И все это достижимо, если есть сильное желание. Даже менеджеры «Пив&Ко» сейчас признают, что сомневались, смогу ли я выплыть с таким большим магазином. Но мой магазин сейчас один из лидирующих среди франчайзи. Значит, все получается.
Прошло полгода, как я, по сути, начал новую жизнь, и эти полгода меня сильно изменили. Я стал на мир смотреть с улыбкой. То, что когда-то мне пытались вбить в голову на службе: «Вас за периметром никто не ждет. Свой бизнес — вообще неподъемная штука» — чепуха. Я больше не боюсь поражений. Даже если что-то с магазином пойдет не так, я найду для себя что-нибудь другое. Абсолютно точно я не пропаду. Появилась внутренняя свобода, что ли. Если работаешь, стараешься, стремишься — обязательно получится.
В ближайших планах — запустить еще магазины. Сейчас ищем помещение. Как только найдем, так опять закружится — ремонт, подбор кадров, выстраивание рабочих процессов... Но в этом и есть жизнь.