Почему франшиза пивной розницы «Пив&Ко» сегодня наращивает темпы роста, а не жмет по тормозам? В чем потенциал бизнеса
Любое бурление на рынке — новая возможность для сильных, смелых и настырных. За последний десяток лет таких случаев выдалось немало — к счастью или сожалению. Но факт остается фактом: если задумывались о покупке бизнеса по франшизе и думали-гадали, то сегодня — именно то время, когда пора выбрать, купить и уже открыться. Потом — будет дороже и конкурентнее. Комментирует Наталия Шаймухаметова, начальник управления единой концепцией ГК «Пив&Ко».
Без надрыва и суматохи! Выбираем с холодным расчетом и четким пониманием ситуации.
Вот на что смотрим в первую очередь:
- На каком рынке существует этот бизнес? Чувствителен ли он к кризисам или актуален при любом политическом, экономическом… раскладах.
- Изучаем историю компании, которая продает франшизу. Главное — как она чувствовала себя в кризисные времена. Прирастала или сжималась?
- Как «грузится» франшиза товаром для продажи в точках? Могут ли нарушиться логистические цепочки и каков объем импорта, который может враз исчезнуть.
- В чем «зарабатывающее зерно» франшизы? Проверенная бизнес-модель и география уже работающей франшизы. Да, новое и без оперения — рискованно, особенно сегодня.
Давайте трезво про последние пару месяцев: если отсеять эмоции, то каких-то сильных структурных изменений в нашей с вами повседневной жизни не произошло. Базовые куски пирамиды Маслоу никуда не делись, они в основе, с ними все хорошо. У нас есть крыша над головой, мы ездим на авто, мы хорошо питаемся, у нас есть одежда, мы получаем медицинскую помощь, у нас безопасно — все как обычно. Да, поднялись цены на определенные товары. Да, изменился уровень свобод в плане выбора соцсетей, СМИ и появились санкции. Да, отпуск за границей под большим вопросом. Но это не катастрофические изменения. Если говорить честно, то изменился только информационный фон. Он стал крайне негативным. У большинства людей сегодня — большое беспокойство за будущее.
Статистика: после 24 февраля продажи антидепрессантов возросли в четыре раза. Люди тревожатся, а значит возросла роль такой ценности, как положительные эмоции. Человек не может существовать без них, поэтому интуитивно всегда ищет праздника.
В силу ограниченности материальных возможностей и напряженности, люди ищут для себя, во-первых, способы расслабиться, а, во-вторых, выбирают места, где стабильно — цены, сервис, ассортимент и даже до боли знакомое лицо вечно улыбающейся Маши за прилавком.
Что касается первого: преимущество конкретно нашего бизнеса — розничных пивных маркетов «Пив&Ко» — заключается в том, что мы торгуем слабоалкогольными напитками. Пиво позволяет устроить небольшой праздник, но при этом остаться в ресурсе. Наш бизнес — про удовольствие, причем за вполне умеренные деньги. Мы в своих магазинах не наблюдаем падения покупательской способности. Более того, чем ярче светит солнце, тем оно будет нарастать — такова особенность пивного бизнеса. И если человек все-таки начнет экономить на барах и ресторанах, то к нам он все равно зайдет, потому что встречи с друзьями и хоккейный матч по телевизору в пятницу вечером точно никто не отменял и не отменит. У нас вкусно и не нужно сильно тратиться. Плюс в это лето значительно меньше людей уедет в отпуск, а вот дач и шашлыков будет больше..
Теперь про стабильность
Сейчас, как и в любое другое кризисное время, в разы возрастает ценность стабильности. Это касается и B2C, и B2B бизнесов. Любой сервис, любой магазин, любая компания, которая будет сегодня транслировать стабильность и привычный комфорт, получит высокую оценку со стороны клиента. Поэтому бизнес должен прилагать максимум усилий на поддержание сервиса.
Что еще важно? Львиная доля разливного пива на рынке — отечественный продукт, который на сегодняшний день подорожал всего на 10-15%. И это уже к вопросу о росте цен, который сегодня клиентом воспринимается болезненно. Спросите у винников — каково им было из-за постоянных скачков курса?
Да, пиво тоже подорожало. Повысилась стоимость акциза и есть дефицит сырья. Еще в прошлом году случился неурожай солода, плюс сейчас возникли проблемы в логистических цепочках. А если брать хмель, то он полностью импортный, поэтому цены подросли. Но вполне сносно и планомерно. Максимальный рост цен в наших магазинах на основной маржинальный товар составит к сезону, по экспертным оценкам, не более 20%.
Вывод №1: розничный рынок разливного пива устойчив к кризисам. Более того, он перспективен для роста в кризисные моменты.
Растем или падаем в кризис
Любое бурление на рынке — новая возможность для сильных, смелых и настырных. Если вспомнить, то во все кризисы 2000-х «Пив&Ко» всегда прирастал. Мы занимаем хорошую нишу: между продуктовым ритейлом и HoReCa. Мы событийный ритейл, плюс про «вкусно поесть каждый день». Когда снижается некий привычный уровень материальных свобод, и люди ограничивают себя в отпусках и походах по ресторанам, а потребность в празднике остается, то мы здесь как нельзя кстати. И на каждый вечер купить свежий вкусный хлеб, кондитерку, сок — мы тоже рядом. Это устойчивая модель ассортиментной политики.
Нельзя упускать из виду еще один важный момент: сейчас у кредитных организаций возникают сложности с ликвидностью, что негативно сказывается на крупном сетевом ритейле. Их давление уже начало снижаться, они поставили на стоп открытие новых точек. Для нас — это перспективы в плане открытия магазинов в хороших локациях. Плюс болтание цен – в этот момент люди легко переключаются на другие магазины. Когда в привычном магазине у дома на товар-якорь повышается цена — это стимул зайти в соседние точки. Мы точно приобретём новых покупателей, потому что у нас много уникального, которого не сравнить в других магазинах. И все это по адекватной цене.
Вывод №2: каждый новый кризис «Пив&Ко» растет. Накоплен большой опыт сопротивления и наращивания оборотов тогда, когда другим сложно и страшно. С нами растет и наша франшиза.
Вся франшиза грузится с нашего склада
Три года назад мы выбрали путь наращивания собственных торговых марок во всех продуктовых категориях — от пива до кондитерских изделий. Уклон — не низкая цена, а качество и вкус. Если кратко: мы находим продукт-эталон и производителя, который сможет сделать так же вкусно, не химича с составом. Десятки дегустаций, доработка рецептуры и вывод на полки. Многие наши СТМ обгоняют по продажам даже федеральные известные бренды. Все эти СТМ, разумеется, стоят и на полках франшизы.
Плюс у нас контракты со всеми востребованными федеральными и локальными производителями по пиву и продуктам питания, чтобы грузить франшизу качественным и быстро оборачиваемым ассортиментом по ценам очень крупного опта.
Александр Санаев, франчайзи в Каменск-Уральском: «Цены подросли — факт. Но это было в моменте и сейчас мы видим откат, что радует. Но важнее и удобнее то, что мне не надо бежать и искать поставщиков всего того, что стоит у меня на полках и в витринах. Я знаю, что достаточно оформить заявку и мне все отгрузят с одного склада. В этом еще и безопасность».
Вывод №3: уход Pepsi или Heineken с рынка на нас и наших франчайзи никак не отразится. У нас разработана собственная ассортиментная матрица — главный зарабатывающий фактор любого продуктового ритейла — очень широкая и в большей части состоящая из СТМ.
Почти 600 работающих магазинов «Пив&Ко»
Почти 600 магазинов «Пив&Ко», открытых и успешно работающих от Калининграда до Владивостока — цифра, которая говорит сама за себя. В планах на 2022 — плюс 100 новых точек.
Сейчас к нам приходит много инвесторов, которые понимают, что ритейл работает на марже в 3% с оборота. В абсолютных величинах этот показатель вырастит за счет инфляции. Элементарно: капитал, вложенный в товарные остатки и оборудование, поднимется в цене. Магазин и продукты питания — это высоколиквидные материальные активы сегодня, которые будут прирастать. Хранить рубли в кубышке — вот, что сегодня не самое лучшее решение. И поток заявок, который к нам сейчас идет от потенциальных франчайзи, целиком и полностью подтверждает наши слова.
Дмитрий Десятов, франчайзи в Нефтеюганске: «Будет чистка рынка — однозначно. Кто играет в одиночку и не имеет свободных активов, скорей всего не справится с ситуацией. Для меня франшиза — не просто известный, красивый и яркий товарный знак. Для меня франшиза — это постоянная идейная подпитка и поддержка со стороны франчайзера».
Во времена инфляции стоимость товарного остатка увеличивается. Чтобы закупать тот же объем товаров, надо больше денег. Нужны дополнительные вливания. Кроме того, надо хорошо разбираться в рынке и во всей происходящей ситуации, чтобы сберечь заработанное и выжать то, что можно из сложившейся ситуации. Мы все это понимаем, так как имеем собственную розницу и успешно развиваем проект «Франшиза Инвест», где все управление точки франчайзи ложится на нас. Все, что проходит наш франчайзи, переживаем и мы сами. Мы плывем в одной лодке. А в помощь франшизе — огромный штат спецов, которые анализируют рынок, ассортимент, цены, маркетинг и кучу других факторов, важных для бизнеса. В одиночку сегодня практически не реально развиваться в рознице, здесь давно все очень плотно.