БИБОСС
Войти

Когда есть бренд-директор: почему мы спокойны за Coffee Machine и наш каждый новый бренд

Представитель франшизы
Дарья Ан

Награды франшизы

Александр Левковец
17.05.2023

Главная по красивым смыслам в Coffee Machine — Анастасия Сивкова, наш бренд-директор.

Сегодня мы расскажем, как Настя попала в компанию и какой увлекательный путь прошла (это история роста не только отдельного человека, но всего маркетингового направления и двух отделов компании!), что скрывается за её загадочной должностью, что заряжает на творческую работу, даже приоткроем пару секретов о будущем бренда.

Ещё в университете Настя поняла, что в её жизни должно быть творчество. Получая высшее образование по специальности мировая экономика, параллельно отучилась на фотографа, — и три лета подряд оттачивала навыки во Всероссийском детском центре «Океан» во Владивостоке, а в Санкт-Петербурге работала с выставками современного искусства в лофт-проекте «Этажи». Вместе с подругой приняла участие в международном кинофестивале Pacific Meridian со своим стоп-моушн фильмом — девушки победили в номинации для начинающих режиссёров! Тогда же, в студенчестве, начала путешествовать и открывать для себя мир.

"Привет!" из Кросскультуры

К моменту окончания университета Настя всё ещё не знала, кем хочет стать, когда вырастет, и пошла работать по специальности. Следующие полтора года провела в компании Huawei — столько времени потребовалось, чтобы убедиться: профессия экономиста не для неё. А вот фотография по-настоящему её увлекала. Настя и её друзья решили открыть своё SMM-агентство. 

В то время социальные сети активно развивались, компании заводили свои страницы и были готовы отдавать их на аутсорс. Одной из таких компаний (и первым клиентом Насти!) стала Coffee Machine.

Это был 2015 год. Тогда ещё небольшая команда ещё молодой «Кофемашины» (2011 года рождения) запускала проект Grizzly Grill — и за 2 дня до открытия первого гриль-бара генеральный директор компании Дмитрий Лутченко попросил Анастасию сделать «бомбу» на открытии. В последний момент, но сделали! И через пару дней Настя пришла в Coffee Machine в качестве SMM-специалиста.

Компания быстро развивалась, появлялись новые задачи, и через полгода одного SMMщика было уже недостаточно. Настя стала работать в команде с дизайнером, вместе они создавали много макетов, потом много-много макетов и уже не только для социальных сетей — фотографировали и верстали меню, делали рекламные листовки, баннеры и многое другое. Всё это постепенно привело к тому, что Настя стала первым штатным маркетологом Coffee Machine.

Тогда компания была на стадии стартапа, не было той системности, что есть в современной «Кофемашине» (потребовалось много лет, чтобы описать и стандартизировать каждый процесс), поэтому свою первую должность Анастасия вспоминает как «мастер на все руки».

По мере того, как в Приморском крае открывалось всё больше кофеен, Насте потребовался помощник — так появился второй маркетолог, образовался отдел маркетинга, и Настя стала директором по маркетингу. Позже в команде появился специалист по маркетинговым коммуникациям.

Осенью 2020 года «Кофемашина» насчитывала уже более 50 кофеен по всей стране — с маркетингом большой сети по-прежнему справлялся отдел из трёх человек. Но надо было расширяться! В то же время Настя понимала, что ей самой пора двигаться дальше и заниматься тем, что больше всего по душе, — в маркетинге ей были интересны творческие и поведенческие составляющие, особенно — брендинг, создание тех самых смыслов.

Генеральный директор принял решение передать отдел маркетинга, а вместе с ним всю операционную и аналитическую работу, в руки тогда ещё маркетолога Дарьи Лалетиной, а Настя стала бренд-директором Coffee Machine.

Анастасия на рабочем месте

В качестве руководителя Даша собрала классную команду. Сегодня в компании большой отдел маркетинга (только в штате 8 человек, а ещё есть специалисты на аутсорсе) отвечает за локальное продвижение наших брендов, аналитику, ценообразование — под руководством опытного директора по маркетингу и продажам Александра Привалова.

Мы всегда были экспериментаторами — придумывали и делали. Разделение обязанностей между отделом маркетинга и отделом брендинга тоже происходило по ходу дела. Конечно, маркетинг и брендинг — это смежные сферы, границы между которыми очень размыты. Многие задачи выполняются сообща.

В своей работе Настя выделяет два направления:

  • создание и сопровождение всех брендов компании;
  • коммуникация бренда с гостем.

Пройдя вместе с коллегами все стадии — от мечты или спонтанной идеи до решения «брать и делать», — Анастасия с помощью своей команды (дизайнера, креатора, копирайтера) создаёт бренд — наполняет его визуальной и смысловой составляющей. На этом этапе решается всё: как он будет выглядеть (от оформления помещения до фартука на бариста и холдера на стаканчике), какие у него будут ценности и миссия, какое позиционирование, каким тоном бренд будет общаться с гостями — это касается сотрудников, социальных сетей, каждой вывески и этикетки.

Так, бренд автокофеен Coffee Machine уже существовал к приходу Насти, но она внесла значительный вклад в его становление и поиск правильного пути. А вот первая городская кофейня «Кросскультура» (сегодня их три), томямная мечты YAY THAI (есть во Владивостоке и в Хабаровске), готовые замороженные супы Svarenn — все эти бренды были созданы под руководством Анастасии. Отдельно стоит отметить запуск продукции Coffee Machine для ритейла и перезапуск бренда Grizzly Grill. Со временем мы закрыли гриль-бары, поменяли айдентику и позиционирование бренда — Gr!Gr! стал маркой кулинарных деликатесов, с которыми каждый может стать шеф-поваром на своей кухне.

Второе направление — коммуникация бренда с гостем. Все смыслы уже придуманы, дальше нужно придерживаться характера бренда и, конечно, продолжать улучшать всё, что можно улучшить. «Я — адвокат гостя!» — говорит о себе Анастасия. И это правда, внимание Насти всегда направлено на то, чтобы гостю было комфортно использовать продукт любого из наших брендов. Упаковка кофе должна быть приятной на ощупь, информация на любой табличке — дружелюбно-понятной, интерфейсы сайта и приложения — удобными в использовании. Каждая смена меню и ввод каждого спецпредложения должны сопровождаться свежими фотографиями и ярким дизайном — работу фотографа и дизайнера тоже курирует Настя.

Сюда же можно отнести PR бренда — участие в гастрономических фестивалях, сюжеты о компании и статьи о генеральном директоре на федеральных ресурсах. Есть ещё множество разных каналов, через которые компания может рассказать о себе, и Настя успешно использует их в своей работе.

Работу Насти можно сравнить с работой переводчика — между бизнесом и потребителем. Она заботится о том, чтобы через все образы, картинки, слова гость ментально, на уровне идеи, считывал все заложенные нами смыслы.

«Нам важно быть не просто красивым и дружелюбным брендом. Ещё мы хотим, чтобы гости выбирали сердцем, влюблялись, чтобы хотели вернуться и понимали: здесь они нужны и важны. Мы заботимся о гостях в дороге; заботимся о том, чтобы в супермаркете были готовые замороженные котлетки, которые любой сможет приготовить дома — и у него точно получится. Мы сделали кофе в дрип-пакетах, который можно с лёгкостью заварить в любом месте — и это точно будет вкусно. Это всё про заботу и любовь», — говорит Настя.

Каждый бренд придумывается не случайно, а когда у компании назревает такая потребность или когда мы понимаем, что пришло время развиваться в новом направлении. Например, первые кофеостровки появились, когда мы больше не могли предлагать нашим франчайзи открывать новые автокофейни в Приморье из-за слишком высокой плотности «Кофемашин». «Кросскультура» родилась, когда мы были готовы открыть первую кофейню с посадочными местами, к нам пришли такие же готовые к экспериментам франчайзи и попалось подходящее помещение в историческом центре Владивостока — кстати, это отличный пример того, как вместе с партнёрами мы создали новый формат! А продукция для ритейла стала появляться, когда мы нарастили достаточные технологические мощности в собственном производственном цеху.

Чтобы создавать красивые смыслы, нужно много видеть, слышать, знать, как бывает по-другому. Настя регулярно проходит обучение, например, в прошлом году получила диплом о повышении квалификации в НИУ ВШЭ по программе «Поведенческий маркетинг». Но всё-таки не менее важным считает собственный опыт и насмотренность — много путешествует, знакомится с другими культурами, даже для прогулки с собакой при любой возможности предпочитает сесть в машину и отправиться к морю. Продолжает фотографировать. Любит музыку, периодически встаёт за пульты в качестве диджея.

На одном из фуд-кортов Москвы вот-вот откроется проект «Завертон» и, по секрету (!), к запуску готовится «Сытозавр» — марка готовых обедов на полках супермаркетов.

Мы обещали намекнуть, что ждёт компанию в будущем. На одном из фуд-кортов Москвы вот-вот откроется проект «Завертон» и, по секрету (!), к запуску готовится «Сытозавр» — марка готовых обедов на полках супермаркетов. В планах ещё много интересного: например, небольшой ребрендинг Coffee Machine и создание нового формата — фуд-траков для пешеходов, ведь, развиваясь и двигаясь по всей стране, компания перестаёт быть сетью только для тех, кто за рулём.

Будет красиво — мы узнавали! Ведь наш (а в будущем, возможно, и ваш) бренд в надёжных руках Насти Сивковой.