Как создавалась команда разработки "ПиццаФабрики"?

Отдел разработки за 7 лет жизни «ПиццаФабрики» претерпел немало изменений в своей структуре. Что мы с ним только не делали!:) Он то разделялся на подотделы или направления, то вновь укрупнялся, а в результате сейчас состоит из Scrum-команд. Но одно оставалось неизменным всегда — руководитель нашей команды разработчиков Сергей Грушин. Сегодня IT-директор «ПиццаФабрики», а до 2016 года — руководитель технического отдела компании (в нем объединялись будущие отделы разработки, маркетинга, администрирования).

Техотдел компании 2014 год

IT-директор компании «ПиццаФабрика» Сергей Грушин
Рассказывать о формировании IT-отдела отдельно от развития нашей единой системы автоматизации (ЕСА) сложно, потому что она всегда задавала курс и продолжает это делать сегодня. Так первое расширение команды разработчиков произошло в 2014 году именно в связи с работой над системой. До этого времени у нас в штате было всего два веб-программиста, а в 2014 мы серьезно поменяли свои планы — решили развиваться по франшизе. Наши айтишники сразу заключили: для масштабирования нам нужна новая система автоматизации (к тому времени первая версия уже работала в наших предприятиях). Мы начали разрабатывать ее абсолютно «с нуля», полностью под себя, а делать это силами двух разработчиков значило бы растянуть процесс на несколько лет. Требовалось подкрепление!
Сначала пригласили одного нового специалиста в команду, потом еще и еще... А к концу 2015 мы уже активно набирали сотрудников, потому что стало очевидно, что мы будем не только постоянно расширять функционал системы (а новые идеи мы подкидывали разработчикам постоянно), но и непрерывно обновлять текущий.

Немногочисленная команда разработки 2014 год

Отдел разработки 2018 год
2016 год — запускаем филиал в Рыбинске и на нем тестируем новую, полностью собственную облачную систему автоматизации. Наша крутая ЕСА начинает работать на реальном производстве, и формируются два новых IT-направления (которые вскоре выделяются в самостоятельные отделы) — тестирование и техподдержка. Первый проверяет и контролирует качество нашего ПО, второй — занимается поддержанием работоспособности системы, консультацией франчайзи по работе ЕСА.

Модуль повара во второй версии ЕСА

Вторая версия ЕСА дала крутые возможности контроля и управления
В это же время вырисовывается самостоятельный отдел системного администрирования, а внутри отдела разработки происходит деление на backend и frontend-разработчиков. Так некогда единый отдел «породил» сразу четыре новых: разработки, тестирования, техподдержки и администрирования. Впрочем, уже в 2017 начался обратный процесс! Возвращаем тестировщиков снова в отдел разработки, позже — объединяем системных администраторов и техподдержку (об этом, возможно, мы когда-нибудь поговорим отдельно).


Если говорить о настоящем, то сейчас мы перешли на двухмерную структуру — все разработчики делятся по-прежнему по направлениям frontend, backend и тестирование, плюс Сергей Грушин разбил всех специалистов на Scrum-команды. Углубляться в методологию Scrum в контексте данного поста смысла нет (об этом можно почитать в нашей группе Вк «ПиццаФабрика IT»), но, если охарактеризовать ее в двух словах: каждая команда сама планирует свою работу и выдает готовый продукт. Такая структура на сегодняшний день самая эффективная из всех, что мы успели протестировать!


Сегодня я попробовал «выжать» основные моменты из истории наших структурных экспериментов с IT-подразделением. Как видите, проб было сделано немало, но все они — это поиск оптимальной структуры. Структуры, которая позволяла бы нам работать максимально эффективно и создавать крутые сервисы в короткие сроки! Ждут ли отдел разработки еще какие-то метаморфозы? Думаю, да. Ведь все течет и изменяется, и мы всегда готовы подключиться к этим изменениям, чтобы стать еще лучше!