Восемь вопросов юристу
Руководитель юридического отдела Управляющей компании «ПиццаФабрика» отвечает на популярные вопросы франчайзи
1. Что открыть? ООО или ИП?
Главное отличие ООО от ИП — юридический статус. Индивидуальный предприниматель — это человек, получивший право заниматься коммерческой деятельностью, ООО — это организация.
ИП может свободно распоряжаться своей прибылью, но, увы, отвечает за долги личным имуществом. Вместе с тем ИП проще регистрировать: достаточно придти в налоговую инспекцию с паспортом и заявлением. И штрафы для ИП в разы ниже, чем штрафы для ООО.
Но. Ответственность учредителей ООО ограничена суммой уставного капитала (как правило, 10 000 руб.). А долги с ИП могут списываться бесконечно. Кроме случаев, когда предприниматель прошёл процедуру банкротства.
Замечание важное для общепита. ИП не имеет права продавать алкоголь крепостью более 6%. Значит, из алкогольных напитков в меню будет только пиво и сидр. А это значительные суммы упущенного дохода.
2. На что обратить внимание при заключении договора аренды или предварительного договора аренды?
На правоустанавливающие документы потенциального арендодателя, на арендные каникулы и условия повышения арендной платы.
Права конкретного лица на предлагаемое в аренду помещение можно проверить, купив в Росреестре независимую выписку из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Важно, чтобы в отношении помещения не было установлено никаких обременений в виде прав третьих лиц.
Если документы в порядке, в договоре прописываются арендные каникулы. Этот пункт позволит не платить аренду, пока предприятие готовится к запуску. Представим. Франчайзи въехал в помещение. Ему нужно месяца три, чтобы сделать ремонт, и тут важно, чтобы эти три месяца с франчайзи не требовали денег. Предприятие же еще не начало зарабатывать. Арендодатель начнет получать деньги, но только после арендных каникул.
По завершении ремонта необходимо оформить новый технический паспорт арендуемого помещения с указанием на все нововведения в помещении (новые перегородки, новые проемы и т.д.), так как это влияет на размер площади зала обслуживания посетителей и в конечном счете на размер уплачиваемого единого налога на вмененный доход.
Далее оцениваем условия повышения арендной платы. Нормально: повышение аренды не чаще одного раза в год, не больше чем на 5 — 10%. Можно привязать этот показатель к ключевой ставке банковского процента — это хороший вариант. Плохой вариант, когда в договоре совсем ничего не прописано. Если арендодатель начнет неадекватно повышать цену, в конечном счете придется судиться.
Именно при заключении договора аренды возникает больше всего вопросов: у сторон появляются требования (адекватные и не очень). Чтобы защитить франчайзи сети «ПиццаФабрика», юристами компании разработан типовой договор аренды. Если арендодатель отказывается его подписывать и предоставляет свой, условия проверяет юридический отдел Управляющей компании.
3. Зачем оформлять Электронный документооборот?
Это обязательное требование. ЭДО ускоряет документооборот между Управляющей компанией и франчайзи. Задачи, которые раньше занимали пару недель, теперь выполняются за 3 — 4 дня.
4. Зачем подписывать договор для прохождения обучения?
База знаний (Пакет франчайзинга) — набор документов, составляющий коммерческую тайну компании. Доступ к системе выдается только после подписания соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. Еще один обязательный документ — извещение о вступлении в систему «ПиццаФабрика». Извещение выдается, при условии, что сотрудники филиала прошли курс обучения и допущены к стажировке. Если пакет документов не подписан, сотрудники не прошли обучение и стажировку, предприятие не открывается.
5. Почему район исключили из зоны доставки?
Зона доставки определяется временем доставки. Маршрут от предприятия франчайзи до клиента должен занимать не более 30 минут. Даже в час пик. В противном случае клиент рискует получить холодную еду, а компания — негативные отзывы. Если курьерская служба не успевает доставлять заказы за полчаса, юротдел направляет франчайзи предупреждение. Франчайзи должен либо ускорить свою доставку, либо отключить слишком удаленные или затрудненные для своевременной доставки районы.
6. Управляющая компания регистрирует договор коммерческой концессии в Роспатенте. Обязан ли я компенсировать стоимость госпошлины?
Регистрация договора дает франчайзи исключительное право на работу под брендом «ПиццаФабрика» в выбранном регионе и стоит 14 800 рублей (госпошлина). Эти затраты компенсируются Управляющей компании за счет франчайзи.
7. Вы гарантируете, что в своем городе под брендом «ПиццаФабрика» буду работать только я?
Да, при соблюдении договора коммерческой концессии и правил развития сети. Согласно договору, темп развития филиалов — одно стационарное предприятие (точка) открывается каждые полтора года примерно на 150-200 тысяч человек населения города. Так, например, в городе с населением 400 001 человек через четыре с половиной года после старта должно работать три предприятия.
Если франчайзи отказывается следовать плану развития Сети, руководителю предприятия выносится предупреждение. Предупреждение не сработало — договор коммерческой концессии изменяется, установленная территория обслуживания закрепляется за франчайзи, остальная часть города выставляется на продажу. Франчайзи лишается эксклюзивности в городе.
8. Сколько времени займет получение лицензии на продажу алкоголя?
Лицензию на розничную торговлю алкоголем выдают региональные органы власти, поэтому франчайзи получает ее самостоятельно. Согласно закону, заявка на лицензию рассматривается 30 дней. О чем это говорит? О том, что о лицензии нужно подумать заранее. Ведомство, выдающее лицензию, должно прийти на открытое предприятие и проверить условия хранения и торговли алкоголем. Но не нужно ждать, пока предприятие будет построено. Договор коммерческой концессии подписан — пора готовить документы. Идеальный вариант — подать заявку в день открытия предприятия или на следующий день. Упущенные дни торговли — упущенная прибыль.