БИБОСС
Войти

Как по салону одного из франчайзи понять, комфортно ли вам будет работать с франшизой

Представитель франшизы
Наталия Онищук
Карина Гудова
12.09.2023

Сегодня эта модель ведения бизнеса настолько популярна, что для многих компаний она стала лишь способом быстрого заработка. Такие франшизы называют «пустышками»: они не предполагают продуманного бизнес-плана, отшлифованного многолетним опытом работы франчайзера, и не могут гарантировать успех франчайзи. Именно поэтому очень важно тщательно подходить к вопросу выбора руководящей компании, под брендом которой планируется развивать бизнес по франшизе, а также понимать, что львиная доля работы в партнерстве будет на стороне франчайзи. Ведь франшиза не работает за партнера, а лишь предоставляет необходимые инструменты и поддержку.

Информацию о франчайзерах и об условиях работы с ними можно получить из открытых источников, официальных сайтов или по запросу. Однако для наиболее объективной оценки перспективности бизнеса не стоит пренебрегать «живыми» примерами – действующие точки по франшизе, а также их владельцы могут раскрыть важные особенности ведения бизнеса, которые позволят судить об эффективности реализации франчайзинговой модели конкретного бренда.

Специально для тех, кто в перспективе рассматривает возможность покупки франшизы, Карина Валерьевна Гудова, руководитель департамента развития каналов продаж фабрики «Кухонный Двор», рассказала о том, как по салону одного из франчайзи можно понять, насколько комфортной и продуктивной будет работа с франшизой от выбранной компании.

Исследовательский подход

После того как была выбрана сфера деятельности будущего предприятия по франшизе, определены компании, предлагающие развитие в рамках франчайзинговой модели, изучены условия сотрудничества и отобраны наиболее интересные предложения, процесс выбора не завершается, а переходит на новую и очень важную стадию пристального изучения уже действующих на рынке предприятий по франшизе. К этому процессу стоит подходить как к своеобразному исследованию, от грамотного исполнения которого будет зависеть дальнейший успех бизнеса.

Прежде всего, нужно запросить у франчайзера список действующих франшиз и контактную информацию. Не будет лишним и уточнить информацию по закрывшимся точкам и узнать о причинах закрытия. Затем необходимо выбрать одно из действующих предприятий и рассмотреть его с разных перспектив: изучить присутствие салона в инфополе, оценить его внешнее исполнение (расположение, презентабельность интерьера, качество обслуживания, компетентность сотрудников), а также попытаться разобраться во внутренних особенностях, по возможности пообщавшись с действующим владельцем бизнеса.

Дальний план: изучаем инфополе

Присутствие бизнеса в информационном поле – ключевой элемент формирования его репутации. И франшиз это тоже касается. Разумеется, громкое имя управляющей компании играет большую роль и избавляет от необходимости «раскручивания» бренда. Однако одним именем не обойтись – важно, чтобы информация о салоне или точке франчайзи также была доступна в сети.

В качественных бизнес-моделях франчайзер предоставляет маркетинговую и рекламную поддержку франчайзи, поэтому сведения о франшизе могут быть представлены на официальных сайтах бренда, например, в разделе контактов, где на карте будут отмечены адреса всех действующих салонов в стране.

Кроме того, поисковые запросы с привязкой к конкретному региону и указанием товаров или услуг, предлагаемых франшизой, позволят оценить степень присутствия бизнеса в информационном пространстве. Важно, чтобы в результате поиска можно было найти конкретные адреса точек и салонов. Позитивные упоминания в региональных новостях будут особенно ценным показателем активной PR-деятельности. Негативная повестка, напротив, будет сигнализировать о наличии определенных проблем в работе франчайзи, что зачастую говорит и о несовершенстве общей системы взаимодействия с управляющей компанией.

Наконец, мнение клиентов рассматриваемой франчайзинговой точки или салона – один из наиболее значимых критериев оценки эффективности бизнеса. Информацию о том, что думают клиенты и партнеры действующего франчайзи, можно получить, изучив отзывы в Google, Яндекс и 2ГИС. Негативные комментарии укажут на проблемные точки бизнеса, а также подсветят то, как компания реагирует на претензии (в каком формате руководство точки отвечает на отрицательные отзывы – ведется ли антикризисная коммуникация или нет).

Общий план: превращаемся в клиента

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», – так звучит золотое правило морали, однако абсолютно то же самое применимо и к бизнес-процессам. Ключом к успеху в предпринимательской деятельности будет предоставление качественных товаров или услуг, которые бы удовлетворяли самого владельца бизнеса. Именно поэтому очень важно, чтобы плоды деятельности потенциального предприятия по франшизе самим франчайзи оценивались высоко.

Лучше всего понять, насколько налажена работа франшизы, насколько хорош предоставляемый сервис, можно, самостоятельно став клиентом выбранной точки или салона. Посетить локацию нужно обязательно, чтобы с позиции клиента оценить, насколько удобно географическое расположение франшизы – плохая и непроходимая локация сразу должна поставить под сомнение заинтересованность франчайзера в успехе франчайзи. Стоит дать оценку внешнему и внутреннему оформлению точки или салона, степени вежливости и профессиональности персонала – важно самому себе ответить на вопрос, захотели ли бы вы сами вернуться в это место. Атмосфера в помещении играет важную роль в формировании общего клиентского впечатления.

Конечно, самое главное – оценить качество предлагаемых товаров или услуг. Но приобрести продукт получится далеко не в каждой франшизе: одно дело – поужинать в ресторане, другое – воспользоваться услугами франшизы по строительству коттеджей. Однако, если покупка конечного продукта затруднительна и нецелесообразна, всегда можно воспользоваться консультацией: например, заказ дизайн-проекта у экспертов мебельного салона позволит судить не только о компетентности специалистов, но и об уровне налаженности всех процессов (насколько быстро и качественно будет предоставлена услуга). Если будущий франчайзи остался доволен своим клиентским опытом – это хороший знак того, что запуск идентичного бизнеса будет приносить не менее позитивные плоды.

Крупный план: знакомимся с франчайзи

Главным источником информации об особенностях вхождения в рынок, налаживании бизнес-процессов, ресурсозатратности и степени поддержки со стороны франчайзера, безусловно, будет никто иной, как действующий франчайзи. Личное знакомство с ним может стать решающим в процессе принятия решения об открытии франшизы выбранного бренда.

Нужно понимать, что далеко не каждый владелец франшизы детально расскажет о финансовой успешности предприятия – такая информация обычно является частью коммерческой тайны. Однако если правильно сформулировать общие вопросы, то можно получить весьма ценные ответы, по которым будет легко судить об эффективности франчайзинговой модели конкретного бренда.

В частности, в процессе общения с франчайзи можно понять, насколько выбранный тип франшизы подходит вашим собственным бизнес-целям. Для этого можно поинтересоваться у владельца бизнеса о том, как построены бизнес-процессы между основной компанией и салоном, как в целом построена работа, насколько каждая из сторон вовлечена в процессы и требует ли основная компания полной вовлеченности собственника салона.

Прояснить уровень поддержки со стороны управляющей компании можно и задав франчайзи вопрос о том, насколько запуск франшизы шел по плану, какие были отклонения от него, и как франчайзер помогал с ними справляться, и насколько он открыт для содействия в случае затруднительных ситуаций.  Не лишним будет спросить и о том, как происходил набор персонала, помогала ли управляющая компания в обучении сотрудников.

Важно поинтересоваться, как давно действует франшиза и насколько удовлетворен франчайзи своим бизнесом – что ему нравится, а что доставляет неудобства, удается ли ему справляться с этими неудобствами. Очевидно, что если франшиза работает достаточно долго, а ее владелец доволен результатами, то это говорит об эффективности предлагаемой брендом модели. Однако даже если франшиза была открыта недавно, и франчайзи продолжает работу над налаживанием всех процессов, при этом он удовлетворен помощью со стороны управляющей компанией, то это тоже будет хорошим сигналом для потенциального предпринимателя.

Итак, делаем выводы, на что стоит обратить внимание

Чтобы бизнес по франшизе стал выгодным вложением для потенциального франчайзи, важно грамотно подойти к выбору управляющей компании. При этом оценивать нужно не только успехи самой компании, но и качество функционирования предлагаемой ей франчайзинговой модели. Для этого необходимо подробно изучить конкретный пример действующей франшизы: проанализировать ее присутствие в инфополе, оценить локацию и интерьер точки или салона, а также познакомиться с ее владельцем, задав ему правильные вопросы. Полученная информация позволит понять, насколько хорошо налажены все бизнес-процессы, и насколько выбранный вариант работы по франшизе будет комфортным для ее потенциального покупателя.