БИБОСС
Войти

Большое интервью с Иваном Суховым – ведущим методологом «ЮниорКод»

Представитель франшизы
Марк Холкин
04.09.2018

Сухов Иван, ведущий методолог сети школ программирования «ЮниорКод». Более 20 лет занимается вопросами IT образования дошкольников и учеников начальной школы. Учитель информатики и робототехники в нескольких ведущих образовательных учреждениях города Москвы. Преподаватель-методист, практикующий IT- тренер. В качестве консультанта работал в компаниях: Яндекс, Softline, РАО ЕЭС России, Пилот и др. Курировал направления повышения квалификации в области информационных технологий в Информационно-аналитическом центре Департамента образования г. Москвы и группе компаний Stockmann Россия.

_______________________________________________________________________________________________

Добрый день, меня зовут Сухов Иван — ведущий методолог сети школ программирования «ЮниорКод» и разработчик ее образовательной концепции. Я хочу объяснить, как работают наши методики, какие принципы обучения мы используем и как именно работаю школы нашей сети.

Почему детям полезно изучать программирование в школах «ЮниорКод»?

Разрабатывая учебную программу, мы долго обсуждали вопрос: «Почему дети вообще должны изучать программирование?» и в итоге выделили несколько важных аспектов.

Первый аспект — технологический.

Когда дети изучают программирование, они общаются с компьютерной техникой, с программным обеспечением, с различным оборудованием и начинают осознавать, как правильно с ними взаимодействовать для того чтобы получить ожидаемый результат. Мы создаем у детей понимание, что компьютер не только инструмент развлечения, а средство для решения реальных жизненных задач.

Второй аспект — методологический.

Это значит, что дети, в ходе наших занятий, учатся выстраивать системную методологию своей деятельности. Решая проблемные задачи, они учатся как надо строить работу для эффективного достижения результата. Дети могут определить, что будет результатом выполнения задачи, какие этапы нужно пройти для достижения результата, какие ресурсы использовать, как оценить соответствует ли полученный результат тому, что задумывалось вначале.

В ходе этого процесса, дети вырабатывают определенный способ действия, который потом можно применить для решения любых задач, будь то задача пробежать марафон, выучить иностранный язык или, допустим, сделать домашнее задание по математике. Умение системно подходить к решению любых проблем необходимо для успешности в жизни и профессиональной деятельности.

Третий аспект — творческий.

Почему мы используем программирование для развития творчества? Кажется, что это технический инструмент, который требует четких инструкций, четкого следования алгоритмам, жесткой последовательности действий. Но создавая свои программы дети учатся видеть красоту — ведь написание красивой и оптимальной программы работа сродни сочинению музыки или рисованию картины. На самом деле, программирование — это возможность создавать множество вводных и множество миров, которые существуют или которые не существуют, и находятся только в воображении ребенка. Ребенок, создавая эти миры учится выходить за рамки, видеть проблему с различных сторон. Снятие ограничений окружающего мира дает почву для развития фантазии и воображения. Впоследствии ребенок сможет мыслить шире и создавать новое.

Четвёртый аспект — профориентационный

Ребенок, занимаясь программированием, примеряет на себя различные роли: роль разработчика, роль дизайнера, роль руководителя проекта. В ходе этого, он начинает понимать, что ему нравятся больше.

Дети, техническии одаренные, больше любят писать код, более глубоко в это погружаясь. Творческие личности начинают отдавать предпочтение дизайнерским сторонам проекта. Те, кому нравится все четко планировать увлекаются организацией работы. Наблюдая за интересами детей, мы можем понять, что именно интересно ребенку, к чему он предрасположен, это поможет выбрать его жизненный путь и дальнейшую профессию.

Пятый аспект — организационный

Изучая программирование, ребенок учится структурировать и упорядочивать разноплановые объекты, чтобы получить гармоничный итоговый продукт. Он учится понимать не только визуальную красоту, но и красоту логики и порядка, что постепенно развивает у него способность к самоорганизации.

Какие принципы обучения детей действуют в школах «ЮниорКод»?

В большинстве современных образовательных учреждений, и детские школы программирования здесь не исключение, обучение строится по классической системе. Во главу угла ставятся уровень и быстрота усвоения учебного материала.

Если педагог объясняет детям задачу, а потом закрепляет знание путем решения большого количества однотипных задач или пишет программу, а дети за ним ее повторяют (запоминают порядок действий для конкретного случая) у них формируются знания, умения и навыки, а критерием успешности является уровень знания конкретного материала.

При таком подходе дети не смогут научится выходить за рамки существующих знаний и способов мышления, а, следовательно, не смогут свободно мыслить и действовать в нестандартной ситуации. Ребенок усваивает алгоритм действия, а не его суть.

В настоящее время роль учителя-транслятора знаний уходит в прошлое и на первый план выходит умение детей получать, оценивать, обрабатывать и применять информацию. Чему при классическом подходе к обучению детей научить весьма сложно.

В подходе «ЮниорКод» гораздо важнее процесс — деятельность, которую осуществляет ребенок в ходе обучения.

Основной вектор направлен на развитие базовых способностей и компетенций, которые помогут ребенку быть успешным и эффективным в любой жизненной ситуации.

Существуют базовые способности такие как: мышление, воображение, понимание, организация действия, самоорганизация, коммуникация, рефлексия и др., которые многие относят к признакам общей одаренности. При классическом обучении к ним относятся как к врожденным свойствам человека, которыми он наделен в различной степени и не поддающимся изменению. На самом деле их можно и нужно развивать у детей и именно к этому мы и стремимся в ходе наших занятий по программированию. Мы рассматриваем данные способности как совокупность способов, которые может освоить ребенок в ходе обучения и, в дальнейшем применять их в любой ситуации.

Развитые базовые способности дают возможность ребенку самостоятельно получать новые знания, осваивать новые подходы, видеть нестандартные ходы, структурировать любую проблему и успешно ее решать. И именно в таком ключе разрабатываются все методики и материалы, применяемые на наших занятиях.

Классический пример, если мы всю жизнь открывали банки консервным ножом, а потом окажемся на необитаемом острове, нам нужно придумать способ чтобы эту банку открыть. В этот момент мы изобретаем новый способ действия, того, как эту банку открыть в текущей ситуации. Чем более развиты способности, тем больше неординарных способов для решения этой задачи мы можем придумать.

При классическом обучении дети, как правило, пасуют перед подобными задачами, поскольку привыкли, что им сначала объясняют «как надо», а потом просят повторить изученное. Классический ответ таких детей в незнакомой ситуации «Это мы не проходили». Классический ответ учеников «ЮниорКод»: «Отлично, попробуем разобраться».

Как организованы занятия наших школ программирования?

При разработке занятий мы сделали максимум, чтобы занятия были насыщены и при этом интересны детям. Поурочные планы учитывают общие возрастные особенности детей и дают массу возможностей для подбора индивидуальной образовательной траектории любого ребенка.

На протяжении урока, дети не только работают на компьютере, но и играют в подвижные игры, решают логические задачи, планируют и реализуют проекты, учатся взаимодействовать в группе. Смена вида деятельности происходит каждые 10-15 минут, что не дает вниманию ребенка рассеиваться. Помимо тематических игр, на наших занятиях предусмотрены физкультминутки и гимнастика для глаз.

Каждое занятие разделено на несколько смысловых блоков, которые достаточно гибко распределяются по времени и могут быть адаптированы к любому составу учебной группы.

Вводный блок — где мы вспоминаем, что у нас было на прошлом занятии, чтобы дети включились в занятие.

Блок познания нового, где мы рассказываем, что у нас на этом занятии будет происходить, что мы будем изучать.

Блок деятельностных игр, в котором мы используем различные игры, упражнения, мероприятия, которые позволяют нам в игровой форме донести до ребёнка содержание понятий, которые мы на этом уроке рассматриваем.

Блок проблемных задач, когда дети пытаются решить какую-то проблемную задачу, разрабатывая новый способ действия или пытаясь добыть новое знание.

Итоговый блок, «блок закрепления», когда дети могут сделать какой-то свой проект, представить его, показать, чему научились.

Любое наше занятие строится по игровым законам, чтобы ученики не чувствовали себя заложниками некоего плана, спущенного свыше, а активно выстраивали свою собственную образовательную траекторию.

Как мы разрабатываем курсы?

Линейка курсов «ЮниорКод» разрабатывалась таким образом, чтобы ее можно было осваивать поэтапно, интерес ребенка подогревается по степени сложности курса. От самых простых курсов мы поднимаемся вверх, доходим до серьезных продуктовых, которые можно изучать детям старшего возраста и при этом они будут им по-прежнему интересны. Интерес не будет ослабевать, если мы будем придерживаться последовательного характера обучения.

Курсы условно можно разделить на несколько уровней на каждом из которых дети получают определенные знания и производят определенный продукт при этом развивая базовые способности.

Первый уровень — это обучение детей, которые еще не умеют читать или читают на каком-то совсем начальном этапе. Продуктом на этом уровне будет решение простых программных задач. Знанием — основы алгоритмического языка и базовых понятий программирования.

Второй уровень — это визуальное программирование в различных средах. Продуктом будут анимации, игры, приложения, которые работают в рамках данных сред. Знанием — более сложные понятия программирования и сопутствующие понятия мира информационных технологий.

Третий уровень — это визуальное программирование, направленное на создание реальных программных продуктов, не привязанных к среде разработки, которые пользователи могут применить для решения прикладных жизненных задач (например, приложения для смартфонов, мобильные или браузерные игры). Также на этом уровне дети получают знания по организации совместной работы, планированию, проектной методологии в IT.

Помимо базовых курсов на каждом уровне существуют дополнительные курсы по смежным направлениям или IT специализациям из которых ученики могут выбрать интересные для себя.

«ЮниорКод» обладает широкой линейкой учебных курсов. Наши методисты постоянно работают над разработкой новых программ и актуализацией текущей линейки. Каждый из курсов может быть специально адаптирован под потребности определенной школы. Могут быть учтены особенности оборудования, уровень и категория учеников, продолжительность занятий и наполнение курса. В настоящие время в разработке находятся курсы по изобразительному искусству и пиксель арту, по презентационным технологиям и сайтостроению, по созданию литературных произведений и подготовке детей к школе с помощью возможностей программирования, по истории компьютерных игр и геймдизайну и многие другие.

Помимо готовых курсов, существует линейка перспективных разработок, которая содержит типовые планы и методики курсов, которые пока не проводятся в наших школах, но при запросе могут быть оперативно запущены на базе любой из них.

Как правильно работать с методическими материалами школы «ЮниорКод»?

У каждого нашего партнера будет доступ к ERP системе с большой библиотекой методических материалов. Учебно-тематические и поурочные планы, программы, методические пособия и рекомендации и множество других источников будут служить педагогам основой для создания своих собственных занятий, которые можно гибко адаптировать для формирования индивидуальных учебных маршрутов вашей группы.

Создавая наши методики, мы хотели, как можно больше дистанцироваться от слепого копирования педагогами содержания и при этом обозначить основные принципы структуры уроков, которые построены в соответствии с базовой методологией «ЮниорКод».

Не надо боятся экспериментировать и искать новое. Мы требуем от наших детей развития способностей, чтобы они искали новые подходы, новые знания, того же самое мы хотим получить и от преподавателей.

Любого начинающего педагога всегда готовы поддержать другие педагоги и методисты нашего сообщества.

Как формировать группы?

Мы придерживаемся мнения, что, на одного взрослого в классе, для детей 7-12 лет и старше, не должно быть более 10 учеников. Для детей 4-6 лет не более 5 учеников на одного взрослого. Под взрослыми мы понимаем учителя и его помощника, которым может быть стажер или второй преподаватель.

Общее количество детей в группе не должно превышать 10 человек для дошкольников и 15 для учеников начальной школы. Даже при увеличении количества преподавателей в классе, работа групп с большей численностью становится менее продуктивной.

При выборе курса для ребенка следует придерживаться возрастных рекомендаций к курсам, а также рекомендованного порядка перехода с уровня на уровень. Даже если ребенок очень хочет записаться на курс по созданию игр для смартфонов, но при этом не умеет свободно читать и считать, лучше предложить ему другой курс, на котором он сможет быть успешным.

Если курс будет слишком простым для ребенка, то он быстро потеряет к нему интерес. Точно так же, если курс будет для него слишком сложен, и он не будет понимать его суть, обучение может казаться скучным, рутинным. Если детям будет не интересно на занятиях, от того что им неправильно подобрали курс, они будут себя вести не так как вы ожидаете. Они могут мешать другим детям, они могут оттягивать внимание преподавателя. Если им будет абсолютно ничего не понятно, они могут отвлекаться, продуктивность такого обучения, как и продуктивность обучения группы в целом, будет сильно падать. Важно не забывать, то, что все курсы должны подбираться в соответствии с рекомендациями.

Как подбирать преподавателей?

Для нас очень важно подобрать правильных преподавателей, потому что мы не хотим идти стандартным путем: ищем айтишника, программиста или преподавателя информатики, объясняем им методику и выпускаем преподавать. Наши требования другие, нашему преподавателю не нужно идеальное знание языков программирования, но при этом он должен уметь объяснять сложные вещи простыми словами, общаться с детьми на одном языке и быть интересным детям. Грубо говоря, нам гораздо проще воспитать хорошего IT-тренера из задорного студента-гика или счастливой мамы нескольких детей, чем пытаться сделать преподавателя из унылого профессионального программиста или классического школьного учителя не склонного к творчеству. Такой отбор требует определенных усилий от директоров наших школ, но в результате нам удается отобрать преподавателей близких «ЮниорКод» по духу, а не только умеющих программировать или преподавать.

Поиск, отбор и обучение преподавателей происходит непрерывно. Даже если в данный момент открытых вакансий в школах региона нет, тренеры, желающие работать в нашей сети попадают в базу кадрового резерва, открытую для всех директоров школ «ЮниорКод». При запуске нового курса или при открытии вакансии руководитель школы всегда сможет подобрать уже проверенного и обученного преподавателя если таковые есть в его регионе.

Подбор и обучение преподавателей проходить в несколько этапов. Сначала кандидаты общаются с директором школы в которую хотят попасть или отправляют заявку в центральный офис с целью быть зачисленными в пул наших преподавателей. По итогам рассмотрения заявки кандидатам, прошедшим первый этап, нужно представить видеорезюме с ответами на нестандартные вопросы и пройти личное собеседование с региональным методистом или методистом центрального офиса. Кандидаты проходят обучение по материалам «ЮниорКод», выполняют итоговое тестовое задание и проводят пробный урок. Если этот этап пройден успешно — кандидат получает приглашение к работе.

С успешными кандидатами проводят вводную беседу и могут направить на стажировку в качестве помощника преподавателя в одну из школ «ЮниорКод», также успешным кандидатам предоставляется доступ в сообщество преподавателей «ЮниорКод» для обмена опытом. Только после этого личная карточка кандидата появляется в базе преподавателей.

Естественно если директор одной из школ сам нашел прекрасного преподавателя, который полностью его устраивает, то после успешного пробного урока мы можем сразу включить его в пул наших преподавателей.

Думаю, у вас сложилось общее представление о том, как создавались, на что направлены и как работают методики «ЮниорКод».

Прежде всего, мы надеемся, что наши настоящие и будущие партнеры постоянно будут проявлять определенное педагогическое и организаторское творчество. Если вы сделаете все точь-в-точь по нашей методике, вы получите результат, который планировался, но нам бы хотелось, чтобы наше сообщество развивалась, чтобы все, кто работает с нами сами что-то изобретали, предлагали интересные наработки и двигали наш общий социально ориентированный проект вперед.