Чек-лист по выбору франшизы
Франчайзинг - популярная сегодня тема. Предприниматели присматриваются к покупке франшизы, выбирают в различных отраслях и сферах. Рынок предлагает франшизы на любой вкус и любой бюджет. В этом разнообразии сложно разобраться и выбрать бизнес и бренд, на котором можно действительно заработать.
Перед выбором франшизы стоит ответить для себя на некоторые вопросы:
Определить требования к франшизе
Любой успешный проект базируется на четком и трезвом определении целей. Зачем я строю этот бизнес, куда он должен прийти через год через пять лет. Какими ресурсами я обладаю в настоящий момент? В какой отрасли мне нужна франшиза? В какой сфере у меня есть больше опыта? Какой бизнес лучше зайдет в моем регионе? И так далее. На этом этапе вы должны как можно подробнее описать бизнес, который вы хотели бы открыть.
. Понять ограничения в работе, которые предписаны договором
Любое партнерство - это ограничения свободы действий и свободы выбора. Найдите все ограничения в договоре и попробуйте соотнести риски, которые могут эти ограничения нести.
Узнать историю открытий и закрытий точек в сети
Переходим к пунктам посложнее. В интернете остаются информационные следы о различных событиях сети. Когда открывались какие точки, когда закрылись и по какой причине. Неплохо бы это знать чтобы сделать взвешенный выбор. Если у большой сети большое количество закрытий, это возможно и не так страшно. Если сеть закрывает больше точек, чем открывает, есть повод задуматься. Возможно, в бизнес-модели есть какой-то изъян.
Опросить существующих и закрывшихся франчайзи
Есть очень много факторов, которые скрыты но имеют сильное влияние на вашу работу в под этой франшизой. Основатель франшизы самодур и раз в месяц делает ребрендинг. Менеджеры по франчайзингу - крутые профессионалы и очень сильно помогают в работе. Продукт очень качественный и его очень легко продавать…. или наоборот.
Как же начинающему предпринимателю без бизнес-опыта не ошибиться с выбором? На что обратить внимание при общении с франчайзером? Как снизить возможные риски? Наш чек-лист — специально для тех, кто хочет разобраться, что должно быть у правильной франшизы.
КОНЦЕПЦИЯ
Четкая и гибкая концепция: ценность франшизы должна быть понятна, а сама концеп ция должна уметь меняться под нужды региона.
РЕПУТАЦИЯ
Хорошая репутация предполагает открытость. Правильная франшиза делится своими успехами, достижениями, отзывами клиентов и партнеров.
Т.Е все партнеры должны быть в открытом доступе , с контактами и ссылками на их аккаунты.Чтобы потенциальные франчайзи всегда могли связаться с действующими партнерами сети и задать интерисующие их вопросы
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
В подробном бизнес-плане расписано, сколько нужно денег на старте, какая будет прибыль и каковы сроки окупаемости. Погрешности могут быть но суть должна быть полностью отражена
ПРЕИМУЩЕСТВА
Отличие франшизы от множества других может быть в уникальной технологии, незанятой нише или необычном виде деятельности .Если говорим об услугах, то франчизер должен предоставить свои индивидуальные и эксклюзивные наработки в выбранной нише, которые имеют ценность перед общедоступной информацией. Также предоставить надежных и проверенных поставщиков оборудования и расходных материалов. Свой уникальный и продвинутый контент для соцсетей, который даст конкурентное преимущество перед другими игроками на рынке
ДОГОВОРЫ
У правильной франшизы все документы в порядке. Самые распространенные виды договоров — договор коммерческой концессии и договор лицензии.
ИНСТРУКЦИИ
Большое количество четко прописанных чек-листов: как запустить франшизу, найти и удержать клиентов — основная ценность франшизы. Четко прописанные скрипты общения с клиентами закрывающие возможные возражения. Инструкции по привлечению персонала, (портрет потенциальных соискателей), Должностные инструкции для сотрудников ,Инструкции и площадки для поиска персонала. Также обучение персонала от управляющей кампании как на онлайн платформе так и очно в головном офисе кампании
ОБУЧЕНИе
Правильная франшиза обучает своих партнеров и их сотрудников — уникальным методологиям, технике продаж и многому другому.
ПОДДЕРЖКА
Всегда должен быть тот, к кому можно обратиться за поддержкой на всех этапах бизнеса, — личный куратор ,аккаунт менеджер, общий чат партнеров которые делятся своим опытом с новичками. Иными словами должна быть команда, комьюнити состоящая из УК и всех франчайзи которые движутся вместе к общим целям. Также на каждый город должен быть поставлен адекватный план по выручке в месяц и даны четкие инструкции и методы его выполнения.
ТЕХНОЛОГИИ
Наличие CRM-системы, ERP-системы, сайта — тот минимум, который говорит о зрелости и перспективности бизнеса, не только франчайзинга.
МАРКЕТИНГ
В правильной франшизе маркетингу уделяют большое внимание и не только делятся необходимыми материалами, но и помогают настроить рекламу. Есть в команде грамотные смм специалисты которые обеспечат заявками от потенциальных клиентов. Т.е должна быть гарантия со стороны УК на привлечение клиентов, ведь наличие клиентов в бизнесе является основополагающим.
КОНТРОЛЬ
Франчайзи не должен оказаться в свободном плавании — за ним нужно присматривать и контролировать его ключевые показатели, чтобы вовремя помочь. Иными словами должен быть индивидуальный подход к каждому партнеру ,и индивидуально разработанная стратегия развития филиала адаптированная под разные регионы. Личные и совместные консультации по любым возникающим вопросам.
ФРАНЧАЙЗИ
Правильная франшиза дает доступ к информации о франчайзи — их количеству и контактам, а также возможность получить их реальный отзыв. Наличие положительные и проверенных отзывов от действующих партнеров.
И пожалуй главное напоследок: Эмоциональный подход
Выбирайте бизнес по душе. Не стоит обращать внимание на бренд, на красивую «обертку», на WOW-прибыль, на информацию, которую невозможно проверить (например: количество партнеров, указанных на сайте управляющей компании). Приобретаемый бизнес должен быть сопряжен с вашим душевным состоянием.