Мойка с интеллектом
ВОСЕМЬ ЛЕТ НАЗАД ALLES БЫЛ НАЧИНАЮЩИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМОЕК САМООБСЛУЖИВАНИЯ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. СЕГОДНЯ ЭТО БОЛЬШОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И 184 ПАРТНЕРСКИХ ОБЪЕКТА В РОССИИ, БЕЛАРУСИ, ПРИБАЛТИКЕ, КАЗАХСТАНЕ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ПРИНОСИТ В СРЕДНЕМ 1,5 МЛН РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ. КАК РАБОТАЕТ ЭТОТ БИЗНЕС И ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ СВОИМ ФРАНЧАЙЗИ?
К 2014 году Вячеслав Коломиец, основатель и генеральный директор ALLES, а в то время дистрибьютор немецкого бренда SW Tech, реализовал 35 автомоечных проектов. Он видел, что продукт начинает проигрывать конкурентам, но производитель не собирается его модернизировать. Тогда Вячеслав решил разработать свое, более современное оборудование. По словам предпринимателя, это был классический стартап: компания энтузиастов — IT-разработчик, инженер и специалист по продажам — в гараже собрали первый вариант станции самообслуживания. Тестировали работу техники на
действующей мойке, принадлежавшей Вячеславу. Клиентам предложили сенсорный экран вместо кнопочных панелей, оплату наличными или картой вместо жетонов, пять различных программ мойки и сушки.
То, что компания производит сейчас, далеко ушло от первого продукта. По словам партнера компании Виталия Редько, владельца нескольких точек на оборудовании ALLES в Санкт-Петербурге и Мурманске, настолько усовершенствованных моек он раньше не встречал. Умная автомойка ALLES — это несколько десятков различных функций и услуг, из которых партнеры могут собрать свою комплектацию в зависимости от региона, локации и потребностей местных автовладельцев. Например, построить открытую мойку или крытые боксы с автоматическими воротами, светофором и электронной очередью. Установить на своем объекте от 3 до 8 пистолетов для воды, воздуха и химии, и подключить до 14 различных режимов, включая турбосушку, мытье дисков, чистку цветной пеной, обезжиривание кузова и чистку салона. Оплатить услуги можно как угодно: наличными или бонусами, картой или со смартфона — для клиентов есть приложение с программой лояльности. Терминал управления переведен на 45 языков.
Обновления происходят каждый год. Каждое поколение оборудования ALLES настраивает и тестирует сначала на собственных объектах — и уже потом оно уходит в серийное производство. «Несколько лет назад мы купили объект 2016 года, сделали апгрейд, оптимизировали расходы, — рассказывает Вячеслав Коломиец. — Если до нас она приносила 50 000 рублей выручки в месяц, то с нами уже на третий месяц вышла на оборот 1,5 млн. Мы хотели показать, как правильный апгрейд и бизнес-модель позволяют увеличить выручку в разы. Эта мойка до сих пор работает и хорошо зарабатывает — пиковая выручка у нее была почти 2,5 млн. рублей».
Вода и воздух
В отзывах об автомойках ALLES автовладельцы пишут, что приятно удивлены количеству услуг, качеству химии, хорошему напору воды и удобной оплате. Особенно отмечают чистоту, исправное оборудование и то, что есть приложение с кешбэком. Средний чек — 200-250 рублей. Клиенты платят за услуги поминутно. Инструкции на баннерах подсказывают, какие программы и режимы в какой последовательности нужно применять при разных загрязнениях. В среднем одна минута стоит около 40-45 рублей в зависимости региона — тарифы владельцы моек устанавливают сами. Автомобилист сам моет, сушит и чистит свой транспорт — размер бокса вмещает как легковой автомобиль, так и микроавтобус. В случае затруднений можно вызвать консультанта через терминал — тот получит вызов на смарт-часы. И это единственный сотрудник, который нужен для работы самомойки: он и обслуживает оборудование, и контролирует объект, и работает с клиентами.
Мойки на 6-8 постов ежедневно обслуживают в среднем до 300 машин, весной и осенью — до 500. Дополнительную выручку дают различные услуги, например, АЗС, вендинговые автоматы и кафе. По словам Вячеслава, самые высокомаржинальные услуги — пылесос и турбосушка, то есть «продажа воздуха». Их себестоимость — 2-3 рубля за минуту, маржинальность достигает 1500% Маржинальность программ на воде и химии — 250-300%.
В среднем одна «самообслужка» зарабатывает 1,5-3 млн рублей в месяц, — все зависит от формата, количества постов, региона и набора услуг. Объекты Виталия Редько в Санкт-Петербурге стабильно приносят по 1,5-2 млн рублей ежемесячно. По словам Вячеслава Коломийца, если спустя шесть месяцев после открытия партнер ALLES не выходит на оборот свыше 1 млн рублей, значит у него есть какие-то завышенные расходы, например, аренда или коммунальные услуги, или ошибки в маркетинге — например, не подключена система лояльности. «Мы за этим следим, — говорит он. — Подсказываем, как исправить ситуацию, снизить расходы и выйти на наши стандартные показатели по прибыли».
Чистая окупаемость
Франшиза ALLES появилась в 2020 году в ответ на запросы тех, кто хотел купить оборудование, но не понимал, как с ним работать. «Мы сопровождали партнеров не только в течение всего цикла сделки — от заказа до момента запуска, но и потом и в процессе работы объекта. Отвечали на все вопросы, помогали в строительстве, обслуживали и обновляли оборудование, подключали мойку к единой программе лояльности. И предоставляли свой товарный знак для вывески, а фирменный стиль — для оформления. Это уже было похоже на франшизу», — говорит Вячеслав Коломиец.
Сейчас каждый партнер вместе с оборудованием и программным обеспечением получает несколько инженерно-строительных проектов, документы по комплектации и настройкам, гарантийное и постгарантийное обслуживание, финансовую аналитику, макеты вывесок и баннеров, а персонал франшизной точки проходит обучение по управлению автомойкой. Денег за это компания не берет — ни паушальный взнос, ни роялти партнеры не платят. «Пока не платят», — уточняет предприниматель. В следующем году, когда закончится доработка облачной системы управления бизнесом ALLES Control 2.0 и выйдет новое поколение автомоек, условия изменятся.
Средний размер инвестиций в открытие умной мойки составляет 35- 45 млн рублей, и только треть суммы уходит на покупку самого оборудования. Остальные расходы — это аренда земли, строительство и монтаж, благоустройство площадки, вывески, видеонаблюдение. Виталию Редько готовая мойка ALLES в Санкт-Петербурге обошлась в 25 млн рублей, на строительство с нуля «самообслужки» на 6 постов он потратил 45 млн рублей, а вот строящаяся сейчас мойка в Мурманске с семью моечными боксами и шестью сухими постами обойдется ему ориентировочно в 70 млн рублей. Предприниматель отмечает, что у ALLES дорогая техника, зато и средний чек выше, чем у других моек самообслуживания. Сроки окупаемости зависят от того, находится земля в аренде или в собственности. Для его объектов это в среднем 3-3.5 года.
Вячеслав Коломиец уверен, что новый облачный сервис поможет владельцам автомоек ALLES повысить доходность на 15-20%, а значит и окупаться они будут быстрее. «Главное — просто соблюдать наши стандарты. Мы создали бизнес-модель, которая генерирует высокую прибыль, — нужно ее придерживаться, следить за бизнесом, выполнять регламенты. Тогда будет успех, — подчеркивает гендиректор ALLES. — А мы продолжим выпускать высокотехнологичный современный продукт, который опережает все, что есть на этом рынке».