ФРАНШИЗА 220 ВОЛЬТ: ИТОГИ ГОДА
Для российских франчайзеров 2016 год стал непростым. Большинству компаний пришлось снизить паушальный взнос, чтобы хоть как-то привлечь франчайзи. К сожалению, вместе с уменьшением ПВ, упал и уровень поддержки партнеров. Увеличить число франчайзи без финансовых и качественных потерь удалось немногим. Среди них компания «220 Вольт».
По словам Полины Гришанкиной, руководителя франчайзингового направления сети «220 Вольт», 2016 год, несмотря на снижение предпринимательской активности в РФ, оказался удачным для компании. Под брендом «220 Вольт» открылось 79 новых магазинов. Компания расширила географию присутствия в РФ, особенно активно открывались магазины в Центральном и Южных федеральных округах.
Основными трендами на рынке франчайзинга в 2016 году стали:
Изменение спроса на франшизу
В 2016 году предприниматели стали более осознанно и прагматично подходить к выбору франшизы, отдавая предпочтение проектам, которые уже зарекомендовали себя на рынке и имеют собственную розничную сеть. Изменился срок принятия решения о покупке франшизы, он может достигать шести месяцев. Это связано с тем, что потенциальные франчайзи стали детально изучать условия франшизы, внимательнее подходить к выбору локации бизнеса.
Спрос на франшизу изменился и количественно. Число заявок на покупку франшизы в компании «220 Вольт» увеличилось, при этом стало больше заявок от людей, имеющих опыт предпринимательской деятельности или действующий бизнес. Также возросло число заявок от сетевых франчайзи, готовых развивать не один, а несколько магазинов. Как правило, сетевые партнеры более устойчивы к кризису.
Выход на новые рынки
Российские компании в 2016 году активно развивались в СНГ. В компании «220 Вольт» наблюдают возрастающий спрос от инвесторов из Казахстана, Узбекистана, Армении.
Еще один тренд 2016 года — региональная экспансия. Российские компании расширяют географию своего присутствия за счет продажи франшизы в средних и малых городах, где рынок не так насыщен. Так, например, 65 % магазинов под вывеской «220 Вольт» в минувшем году открылись в городах численностью меньше 500 тыс. человек. В 2017 году в компании планируют продолжать развитие вне городов-миллионников.
Появление новых форматов франшизы и снижение инвестиций на покупку франшизы
По данным аналитического центра НАФИ, 38% предпринимателей заявили о том, что кредиты на развитие бизнеса стали менее доступными. 80% представителей малого и среднего бизнеса указали, что планируют развивать бизнес без привлечения кредитных средств. В связи со сложностями привлечения инвестиции, особенно популярными в 2016 году стали малые и мобильные форматы торговли. Компании адаптируют существующие форматы франшизы с учетом численности и покупательной способности населения. Как правило, открытие магазина малого формата требует меньше инвестиций, легче найти арендную площадь на выгодных условиях.
У «220 Вольт» действует франшиза «Магазин малого формата» для городов с населением численностью от 20 тыс. человек. Инвестиции в такой магазин начинаются от 1,6 млн. рублей, его торговая площадь — от 20 кв. м. Также в 2016 году компания запустила франшизу для крупных ТЦ — «островная стойка».
Влияние Интернет-торговли на офлайн бизнес
В последние годы наблюдается рост интернет-торговли и уход потребителей в онлайн магазины. По данным АКИТ 1 полугодия 2016 года, российский рынок интернет-торговли вырос на 26%, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Чтобы привлечь онлайн покупателей в розничные магазины, сеть «220 Вольт», крупнейший интернет-магазин электроинструментов и товаров для дома, запустила проект «Пункт выдачи заказов». Этот формат позволяет интегрировать онлайн и розничную торговлю: подключение к ПВЗ обеспечивает дополнительный трафик, повышение узнаваемости магазина, дополнительную прибыль с каждой выданной посылки. Для партнеров-франчайзи подключение к ПВЗ бесплатное.