Про процедуру регистрации расскажет Евгений Драй, руководитель отдела развития Gelateria «PLOMBIR»
Регистрация торговой марки и товарного знака — это достаточно серьезный вопрос для владельца франшизы. Правильное оформление ТМ не только обеспечит надлежащую охрану вашей интеллектуальной собственности, но и сделает сам бренд более привлекательным.
Собственный опыт
После восьми лет успешной работы нашей петербургской сети кафе-мороженых, в феврале 2015 года мы провели ребрендинг и утвердили для нашей сети новое название — Gelateria Plombir. Был разработан фирменный дизайн и подготовлен абсолютно новый бренд-бук. На тот момент мы уже знали, что следующим нашим шагом в развитии бизнеса станет «упаковка» и продажа собственной франшизы в регионы.
В свое время нам самим часто приходилось слышать страшилки о «псевдобрендах», которые собирают деньги с доверчивых франчайзи, не имея при этом за душой ничего, кроме красочной презентации. Как я уже говорил, у нас уже был опыт успешной работы на рынке, и нам очень не хотелось, чтобы нас путали с подобными «однодневками». Тем не менее, мы пошли на ребрендинг, потому что его необходимость давно назрела. Но при этом решили уделить особое внимание формальной стороне вопроса. В частности, регистрации торговой марки и товарного знака. От этого во многом зависела привлекательность франшизы.
Как известно, товарный знак и торговая марка регистрируются в Роспатенте.
Вопросы правообладания в данном случае регулируются законом о товарных знаках (Закон РФ от 23.09.92 № 3520-1), который закрепляет юридические права на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара. В этой сфере действует также Патентный закон и Закон об авторском праве. Скажем, если бы какой-либо мороженщик попробовал назвать свою сеть «Снегурочка» или «Пингвин», у него вполне ожидаемо возникли бы проблемы с уже существующими правообладателями (хотя и не со стопроцентной вероятностью: иногда факт пиратства неочевиден и труднодоказуем).
И подобных нюансов — множество. Например, если бы кто-то захотел зарегистрировать товарный знак «Вкусное мороженое», это тоже вряд ли получилось бы. Теоретически такие наименования могут быть зарегистрированы в составе комбинированного товарного знака (и то если они не занимают в нем доминирующего положения) — и при этом без предоставления им самостоятельной охраны.
Но вернемся к нашему случаю. Итак, мы подали заявку в Роспатент и получили Приоритет. Фактически это означало, что торговая марка Gelateria Plombir уже принадлежит нам. По крайней мере, мы уже имели преимущество перед аналогичными или сходными заявками, которые могли быть поданы позднее.
Про франшизы-одноневки
Надо сказать, что фирмы-«однодневки», как правило, плавно обходят этот момент в разговорах с потенциальными франчайзи. Что и не удивительно: они обычно используют названия и дизайн, максимально схожие с уже существующими популярными брендами, и у них нет шансов зарегистрировать свой франчайзинговый договор в Роспатенте. Также они не собираются представлять свидетельство на товарный знак в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).
В то же время формально они могут продавать франшизы на свой страх и риск, чем и пользуются (как правило, недолго).
Поскольку мы получили приоритет, дальнейшее оформление документов на товарный знак и торговую марку стало лишь вопросом времени. На это иногда уходит 9 месяцев, иногда — и полтора года. Так, наша компания — Gelateria Plombir — получила зарегистрированное Свидетельство на товарный знак под номером 588674. В свидетельстве указаны классы МКТУ с приоритетным использованием по классам 30, 35 и 43.
Что такое МКТУ
Говоря коротко, МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг, в которой регистрируются товары (до 34 класса) и услуги (35 и далее). Мороженое (как товар) относится к 30 классу. В то же время, для полноценной работы на рынке франчайзинга необходима и регистрация по классу 43 (услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками), что необходимо, если вы работаете в сегменте общепита, — а также по классу 35 (реклама; менеджмент в сфере бизнеса и т.д.).
Остается добавить, что регистрация товарного знака и торговой марки не всегда проходит легко и просто. Довольно часто заявителю направляется уведомление о результатах проверки — предварительный отказ, как правило, по формальным причинам, и переписка с регулирующими органами затягивается на долгие месяцы. Даже в графе «Заявитель» можно сделать формальную ошибку: так, название организации надо писать полностью и расшифровывать все аббревиатуры.
Впрочем, на этом рынке существует множество специалистов, которые могут помочь вам с оформлением заявки, как правило, это патентные и аудиторские бюро и патентные поверенные. Хотя далеко не все из них — профессионалы именно в области защиты интеллектуальных прав. Скажем, первая фирма, в которую мы обратились, скорей всего, вряд ли смогла бы успешно провести процедуру регистрации (это легко распознать даже по тем вопросам, которые они задают).
А вот другая патентная фирма с задачей справилась. Они сами провели необходимые исследования (например, на предмет уникальности наименования и товарного знака, степени схожести с другими брендами в данной отрасли и так далее). Так, была осуществлена проверка в базе не только уже зарегистрированных, но и поданных заявок на регистрацию товарных знаков.
Кстати, процедура регистрации обошлась нам примерно в 45 тысяч рублей.
Комментарии •0