Как известно, развитие франчайзинга началось в Европе, затем это направление получило широкое распространение в США, а сейчас эта система действует во всем мире и особенно активно в современных условиях используется в странах Азии, Восточной Европы, Южной Америки. Как отмечается в отчетах Международной ассоциации франчайзинга (IFA) рост промышленности по системе франчайзинга опережает экономический рост в целом и в перспективе такая тенденция, по их мнению, будет сохраняться.
В Казахстане франчайзинг начал активно развиваться ещё в советские времена. С тех пор десятки компаний внутри страны приобрели право на использование известных брендов. Если на рубеже 2014-2016 годов можно было обнаружить около 350 различных брендов из других стран, то сегодня этот показатель вырос почти в два раза. Важно отметить, что в Казахстане такой формат бизнеса получает поддержку не только со стороны специального фонда «Даму», но и законодательно.
Вообще, западные игроки редко напрямую заходят в страну, предпочитая действовать через свои российские или турецкие филиалы и предоставлять франшизу. Например, всемирно известная компания «Coca-Cola» вошла на рынок Казахстана через турецкого мастер-франчайзи, который имеет эксклюзивные права на франшизу на определенной территории. А популярная компания, производящая мороженое «Baskin Robbins» представлена в Казахстане через российского франчайзи, который выкупил права на торговую марку.
Стоит учесть, что крупные государственные, а также частные компании в республике предпочитают развивать собственную сеть представительств в регионах вместо внедрения франчайзинговой системы. Некоторым бизнесменам принципиально важно раскрутить компанию самостоятельно, без вмешательства представителей другой компании, имеющей определенный успех в этой области. Поэтому франчайзинг в Казахстане — это довольно амбициозное направление, но развивающееся намного медленнее, чем, например, в России.

В целом, примером успешной практики франчайзинга в этой стране можно назвать предпринимателя Камала Исабекова, который приобрел франшизу известного американского ювелирного бренда «Tiffany & Сo.» и успешно внедрил её на потребительский рынок Казахстана, добившись этим высокой эффективности.
Популярные отрасли франчайзинга в Казахстане
Многие предприниматели, которые решили заняться франчайзингом, ещё не сформировали понимание о том, как он устроен и какие именно обязательства сопряжены с этой формой бизнеса.
Так, на основе выбора большинства казахстанских предпринимателей, можно сделать вывод о том, что они заинтересованы преимущественно во франчайзинге, затрагивающем сервис, а именно:
- Быстрое питание. С учетом того, что ресторанный бизнес входит в тройку самых быстрорастущих услуг и всегда будут в приоритете у населения.
- Бутики одежды и обуви. Качественная и брендовая одежда, а также ювелирные украшения сейчас являются не менее востребованным запросом у жителей страны, поэтому товарный оборот в этой области растет все сильнее.
- Услуги для населения. Сюда входит множество подкатегорий, начиная с фитнес-центров, заканчивая автомобильным сервисом. Все это привлекательно и актуально для людей. Все компании, привлеченные из-за рубежа, дают казахстанцам новый опыт, который подкрепляет их интерес. В свою очередь для бизнесменов, работающих с франшизами, это лишний повод развиваться в этой области.
- Образование. В первую очередь, сюда входит все, что касается детей: детские сады, кружки, школы и прикладное образование. Все это притягивает к себе внимание среди населения, особенно среди молодых поколений, которые стремятся развивать детей разносторонне и по лучшим методикам. Но помимо детского образования, конечно, находится и такое, которое подойдет всем. Например, школы танцев, спортивные секции, различные курсы повышения квалификации т.д.
Вообще, для выбора подходящей франшизы важно обратиться к специализированным ассоциациям франчайзинга, которые предоставляют ценные ресурсы и поддержку для потенциальных предпринимателей.
В Казахстане существует тесное взаимодействие с российской и украинской ассоциациями франчайзинга, что обеспечивает обмен опытом и знаниями между различными странами. Кроме того, международные ассоциации предоставляют возможность ознакомиться с различными франшизами на специальных мероприятиях и выставках, что делает их ценным ресурсом для будущих франчайзи.
Но все же лучше не ограничиваться одними только ассоциациями. В поиске подходящей франшизы большую роль сыграет собственное исследование рынка и анализ франшизных предложений. Обзор отзывов и рейтингов компаний, проверка их репутации, каждое действие поможет получить более объективное представление о предлагаемых возможностях.
Общение с владельцами франшиз также станет хорошей возможностью получить более полное представление о работе и условиях франшизы, а также выяснить, насколько она соответствует вашим потребностям и ожиданиям.
Проведение маркетинговых исследований также играет важную роль в процессе выбора франшизы. Оценка местоположения, конкурентной среды и потенциальной прибыльности поможет сделать более обоснованный выбор и минимизировать риски. Таким образом, комбинация различных методов и подходов позволит выбрать наиболее подходящую и перспективную франшизу для вашего бизнеса.
Лучшие франшизные сети Казахстана
Конечно, помимо того, чтобы открывать бизнес по франшизе из-за рубежа, некоторые казахстанские предприниматели самостоятельно развивают свои проекты, впоследствии формируя франшизные сети. Вот несколько интересных примеров таких сетей:

1. Dolce Vita
Казахстанская модельная школа, начавшая свой путь еще в 1998 году. На сегодняшний день, ее точки находятся в следующих странах: Республике Беларусь, России, Франции, США, Узбекистане, Киргизии. При этом школа не планирует останавливать свое распространение по другим странам, а наоборот, покорять все больше новых.

2. Bauyrdaq
популярная сеть быстрого питания, покорившая сердца всей республики и ее гостей. С 2021 года компания активно продает свои франшизы по стране и также не планирует останавливаться на этом.

3. Кренделия
самая вкусная пекарня из г. Павлодара, активно распространяющаяся по всей стране. Сейчас она покоряет весь Казахстан, уже добравшись и до Алматы.

4. Мадлен
небезызвестная кондитерская, чьи корни зародились в г. Шымкенте. Сейчас кондитерская активно растет и предлагает свежие бизнес-идеи, желая как можно дольше радовать клиентов различными десертами.
Франшизы российских сетей, открывшиеся в Казахстане
Франшизный бизнес в России, наоборот, очень широкий. Ежегодно владельцы бизнеса пытаются запустить и развить свою франчайзинговую сеть. Причем, некоторые из них настроены открывать свои точки не только в стране, но и за ее пределами. Ниже представлены лишь несколько сетей из тех, у кого это уже успешно получилось:

1. INVITRO
крупнейшая российская сеть частных медицинских клиник. Первая франшизная точка в Казахстане появилась 12 апреля 2014 года. Спустя почти 10 лет в стране находится 90 клиник в 5 городах.

2. World Class
один из самых узнаваемых брендов спортивных клубов на российском рынке. Начав свое развитие в 1990 году в Москве, на сегодняшний день имеет уже 18 собственных и 12 франчайзинговых клубов, 5 из которых расположены в 4-х казахстанских городах.

3. Booking Cat
первая российская сеть зоогостиниц, вышедшая за пределы страны. На данный момент у компании только одна франшизная точка в г.Алматы, но представители строят большие планы на будущее, связанные с увеличением числа зоогостиниц по франшизной модели.

4. Додо-Пицца
самая известная российская сеть пиццерий, прославившаяся своим качеством и примечательным дизайном с птицей. Франшизная сеть пиццерии додо имеет уже около 1000 точек в 21 стране, включая Казахстан, где с 2015 года пиццерий уже более 50, а расположены они в 29 городах.

5. СДЭК
самая быстрорастущая сеть транспортной компании в России. Эта курьерская служба быстро полюбилась людям за скорость и качественную доставку, а потому очень быстро получила призвание. Теперь транспортная компания известна во всем мире и имеет больше 1000 точек в своей франчайзинговой сети. В Казахстан она пришла аж в 2012 году и продолжает радовать жителей страны своими услугами, качество которых не изменилось.
Сравнение франчайзинговой политики России и Казахстана
Понятие «концессия» используется за рубежом для обозначения договора об эксклюзивной продаже товаров, где одной стороне предоставляется исключительное право на продажу товара, произведенного другой стороной.
Соглашения о коммерческой концессии и комплексной предпринимательской лицензии, известной как франчайзинг, стали частью гражданских кодексов России и Казахстана примерно в одно и то же время, когда обе стороны не имели значителного опыта использования франшиз.
Структура договора коммерческой концессии в России отличается от модели франчайзинга, закрепленной в законодательстве Казахстана. В ней более подробно анализируются объекты договора франчайзинга, виды франчайзинга, права и обязанности сторон, а также вопросы ответственности.
Важно, что договор коммерческой концессии в России регулируется исключительно гражданским кодексом, в то время как в Казахстане помимо гражданского кодекса, он регулируется специальным законом «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Законодательством РФ уже давно обсуждается необходимость принятия подобного специального закона о франчайзинге, поскольку разница во франчайзинговой политике между двумя странами сильно ощутима.
Также стоит подметить, что отличительной особенностью казахстанского законодательства является отсутствие обязательства франчайзора информировать потребителей о правах на фирменное наименование, за исключением случаев, предусмотренных договором. Ввиду чего это позволяет франчайзи не только использовать фирменное наименование франчайзора, но и «включить» свое имя в него без открытого информирования потребителей о том, что тот начал обладать брендом.
В целом, как законодательство РФ, так и законодательство Республики Казахстан имеют свои недостатки. Например, существование специального закона без объемного анализа практики и экономических отношений в области франшиз порождает больше вопросов, чем дает ответов. В то же время в России до сих пор нет аналогичного закона, хотя опыта в ведении такой формы бизнеса больше в несколько раз. Но с учетом потенциала и дальнейшего развития франчайзинговых сетей в обеих странах, все может измениться в лучшую сторону.
Франчайзинг в Казахстане действительно является весьма амбициозным направлением, привлекая предпринимателей к внедрению брендов из множества областей, включая быстрое питание, розничную торговлю, различные услуги для населения и образование.
Возможно ли задуматься о более тесном сотрудничестве с Россией в этом направлении? Вполне себе. Сотрудничество с Россией может представить весомый интерес для казахстанских предпринимателей, которые предложат открыть несколько необычных точек фаст-фуда, например. В ответ на это, российские бизнесмены смогут расширить свои сети на территории Казахстана. В теории продав несколько франшиз какого-нибудь образовательного центра. Но перед этим необходимо тщательно изучить тенденции в обеих странах и разницу в законодательстве, чтобы избежать лишних проблем или неудач при расширении бизнеса на новом уровне.
Комментарии •0