Импортозамещение в сфере алкогольных напитков набирает обороты, так 76% граждан нашей страны желает видеть на полках магазинов отечественное вино. Кроме того, 58% наших соотечественников выступают за возврат русских пивоваренных традиций (согласно опросу ВЦИОМ).
Причем голосуют россияне за это своим «рублём», например, все чаще выбирая в пивных магазинах так называемые «крафтовые» напитки. К таковым относится пиво частных пивоварен, которое производится в небольших объемах по оригинальной рецептуре, зачастую с использованием нетрадиционных добавок: женьшеня, цедры апельсина, мяты и других.
Анастасия Дорошенко, руководитель маркетингового отдела сети хмельных маркетов «Бодрисар»:
«В России появляется все больше частных пивоварен, готовых производить крафтовое пиво. Маленькие предприятия способны быстрее реагировать на потребности рынка и вносить изменения в рецептуру. Ни один пивной завод не в силах так же тщательно контролировать качество продукта и быстро реагировать на изменение спроса. В связи с этим частные пивоварни в общей совокупности постепенно забирают большую долю рынка у крупных заводов. А на фоне роста стоимости экспортируемого пива и проблем с логистикой, импортное пиво постепенно заменяется новыми сортами российского производства».
Сидельников Артем, аналитик отдела франшизы Пив&Ко:
«Спрос на пиво российского производства есть и в ближайшие годы будет только расти. Это связано с изменением культуры потребления в сторону слабоалкогольных напитков на фоне роста цен на крепкий алкоголь. Традиционное светлое пиво занимает основную долю рынка в России, однако за последние два года значительно вырос спрос на нефильтрованное пиво и пенные напитки по различным уникальным рецептам. Также все больше потребителей отдают предпочтение живому пиву, потому что данный продукт как по вкусовым характеристикам, так и по полезным свойствам намного превосходит прочие пенные напитки. Потребитель не только готов, он нуждается в действительно качественном продукте и таким продуктом несомненно является живое пиво российского производства».
Все факты говорят о том, что спрос плавно смещается в пользу мелких производителей, а значит рынок пивных напитков готов принять новых игроков и более того вход в этот сегмент стал гораздо ниже по инвестициям. Так как затрат на запуск крафтовой пивоварни на порядок меньше, чем на масштабное производство этого хмельного напитка. Более того для подобного предприятия специальная лицензия не нужна, а это делает бизнес на крафтовом пиве еще доступнее.
Михаил Иванов, Пивоварни Английских Старинных Элей:
По статистике рынок крафтовых пивоварен не заполнен и на 10 %, и в данный момент спрос на подобное пиво превышает предложение, что и позволяет производителям щеголять ценой на качественный крафт.
Тенденции возвращения к небольшим производствам алкоголя должны выступить драйвером роста не только в промышленности, но и в другой сфере, которая опосредованно зависит от нее: бары и рестораны. Бытует мнение, что ни одно заведение общественного питания не сможет работать без внушительной карты бара и алкогольной лицензии.
Антон Ткачев, руководитель отдела маркетинга «КОНТАКТ БАР»:
«Для того, чтобы понять нужны „хмельные“ напитки в меню или нет, необходимо учитывать специфику каждого заведения. Конкретно в нашей сети алкогольная продукция имеет очень большое значение и ее можно назвать драйвером продаж».
Тем не менее не все рестораторы согласны с утверждением, что алкоголь увеличивает посещаемость заведений и способствует поднятию выручки:
Борис Тагунов, руководитель отдела франчайзинга, Coffee Cake:
«Для нашей сети алкоголь — драйвером продаж не является. Основной напиток для нас — это кофе. Причем есть заведения в нашей сети, в которых вообще не продаются хмельные напитки. Но продажи из-за этого факта не снижаются. А те кафе, в которых присутствует алкоголь могут похвастаться увеличением выручки только на 10%. Причем наша политика такова: мы продаем алкоголь лицам старше 21 года, это принципиальная позиция компании».
Каждое заведение самостоятельно решает вопрос происхождения напитков, но традиционно водка и пиво — российского производства, а другой крепкий алкоголь — зарубежного. В любом случае этот фактор зависит от специфики ресторана или бара. Так, крафтовое пиво будет пользоваться спросом в специальных барах, но таких в России немного, и ниша относительно свободна. В то время как продукция домашних виноделен чаще всего представлена не в русских ресторанах и кафе, а в этнических: грузинских, армянских и других специализированных заведениях.
Безусловно, рынок алкогольных напитков — очень привлекательная сфера для инвестиций, а тенденции перехода к небольшим производствам открывают дорогу на этот рынок малому бизнесу. Но есть и «подводные» камни в виде российского законодательства, которое запрещает производить большинство алкогольных напитков без соответствующей лицензии. Тем не менее есть хмельные напитки, для приготовления которых разрешение не требуется, к таковым, например, относится — пиво.
Крафтовое пиво, которое сегодня становится популярным напитком, — это, в первую очередь, иностранный продукт, а значит ниша традиционного русского пивоварения остается практически неосвоенной.
Комментарии •0