Интернет и постоянные технологические инновации привели к кардинальному изменению потребительского поведения. И этот факт затрагивает не только механизм продаж и покупок, но и всю психологию восприятия информации каждым пользователем.
Всемирная сеть открывает безграничные возможности для каждого покупателя: в один клик можно увидеть настолько обширный перечень товаров и услуг, который не сможет предоставить ни один оффлайн-магазин. И пользователи Рунета несомненно оценили плюсы в совершении покупок в любое время суток и в любом месте. Но их ожидания и потребности растут с каждым днём, появляется спрос и сразу же возникает множество предложений, которые создают мгновенную конкуренцию и уменьшают прибыль от продаж у каждого конкретного Интернет-магазина. И это при том, что российскому онлайн-рынку еще далеко до стран-лидеров по вовлеченности во всемирную паутину.
Так, например, в КНР в 2015 году процент Интернет-продаж составил 12,9 от всего объема рынка, в Южной Корее эта цифра была равна 11,6%. В Соединенном королевстве с января по ноябрь 2016 — 12,5% покупок были совершены в Интернете. В то время, как на американском рынке доля онлайн-продаж была равна 8,1% (с января по сентябрь 2016).
В нашей стране тоже востребован онлайн-рынок различных товаров и услуг, но структура спроса в России сильно отличается от других стран. Так в прошлом году 88% респондентов признались в том, что хотя бы один раз приобретали товары или услуги в онлайн-магазинах, а это на 1% ниже, чем в 2015 (таковы данные агентства Nielsen). При этом 53% покупок, совершенных гражданами нашей страны, приходятся на одежду и сопутствующие товары. 38% приобретали в Интернете книги, аналогичный процент — электротовары. 34% россиян покупали билеты в кино и театр, а 33% — косметические товары и аксессуары, еще 30% оформляли путевки и заказывали туры. Аутсайдерами для российских потребителей в 2016 году стали продукты питания: как свежие (3%), так и фабричного производства (5%). Последний пункт существенно отличает нас от других стран, в которых практически все сегменты ритейла участвуют в онлайн-круговороте продаж.
Между тем в 2016 году количество посетителей Рунета остановилось в росте.
Численность российской аудитории составила 84 миллиона человек — а это уровень 2015 года. До этого рубежа число людей, пользующихся Интернетом, увеличивалось с впечатляющей скоростью. Специалисты объясняют этот эффект тем, что в 2015 году был ажиотажный спрос на электронику, поскольку рубль падал, все стремились вложить свои накопления и приобретали различные гаджеты, что привело к свободе доступа в сеть (экспертная оценка группы GfK). А значит в тот период аудитория Рунета достигла максимума, и ей по факту больше некуда расти.
О прекращении роста аудитории российского Интернета сообщали также «Яндекс» и агентство Initiative.
Кроме того, в 2016 году пользователи не стали больше времени проводить в соцсетях. Это означает, что при таком катастрофическом росте конкуренции в сегменте онлайн торговли, борьба за каждого покупателя становится всё жестче.
Как начинающему бизнесмену не потеряться на онлайн-рынке?
Согласно аналитике GfK, в прошлом году была только одна точка роста — мобильный трафик. Последние данные говорят о том, что через смартфоны в Интернет заходят уже 56 миллионов россиян, а это 46,6% от общего числа пользователей.
Повсеместное распространение смартфонов по факту стерло границы между оффлайн и онлайн точками продаж. При этом покупательское поведение всё сложнее проанализировать: что сделает в первую очередь человек, прежде чем совершить покупку? Он может зайти на сайт компании, просмотреть, но не оформить покупку через Интернет, а приехать на саму точку продаж. Либо потребитель может посетить оффлайн магазин, а оставить заказ уже в онлайн-среде.
Что может подтолкнуть российского потребителя к покупке?
Наличие удобного и понятного сайта, адаптированного под все возможные устройства, а также физической точки продаж — так считают большинство наших соотечественников.
Именно поэтому стоит предугадывать желания пользователей, делать ставку на разные форматы и учитывать различные точки соприкосновения с вашими потенциальными клиентами. Не забывайте, что аудитория Рунета практически не растёт, поэтому вам нужно быть готовым к долгой борьбе за клиента и к внушительным инвестициям на продвижение вашего интернет-магазина.
Комментарии •0