Проанализировали данные каталога франшиз БИБОСС с более чем 1600 отобранными франшизами — показываем статистику за 2023 год.
Если 2022 стал «шоковым» годом для российского бизнеса, то в 2023 рынок немного «успокоился». Год хоть и был непростым для предпринимателей, но рынок уже стал адаптироваться к новым экономическим реалиям.
Галина Радаева, член экспертного совета при комитете по МСП Госдумы РФ, руководитель центра развития франшиз и нематериальных активов «Деловая Россия», отмечает, что рынок франчайзинга развивается вместе с бизнесом в целом, то есть все, что происходит в бизнесе — отражается и на франшизах:
Галина Радаева
Руководитель Центра развития франшиз и нематериальных активов МРО «Деловая Россия»
«Франчайзинг идет за потребностями и изменениями всего рынка. Вот сейчас государство стимулирует строительство — и строительные франшизы растут. Или, например, в пандемию все открывали аптеки и медицинские центры, а сейчас такого стало меньше, потому что потребности нет. Франшизы подстраиваются под потребности всего рынка, это лишь механизм развития бизнеса».
Так, и тренды рынка франчайзинга нельзя назвать специфическими для этой отрасли — они органично вытекают из общих тенденций рынка. Вот основные тренды к началу 2024 года:
Автоматизация и IT-решения. Основным трендом стало внедрение автоматизированных систем для ускорения и стандартизации процессов — от товароучета до работы с кассой.
Новые технологии. Интеграция нейросетей для разработки логотипов, креативов и даже автоматизированного обзвона клиентов дает простор для экспериментов по повышению эффективности.
Государственная поддержка. Люди активно изучают и используют меры господдержки для своего бизнеса, включая гранты и субсидии — а государство продолжает такую поддержку предлагать.
Формирование сообществ. Предприниматели объединяются во франчайзинговые сообщества для более эффективного ведения диалога с государством.
С учетом перечисленных позитивных тенденций несложно догадаться, что в 2023 году рынок франчайзинга показал рост, что делает его привлекательным для предпринимателей, планирующих свою бизнес-стратегию на 2024 год. Рассмотрим статистику более подробно на основе данных портала БИБОСС.
Спрос и предложение в разных ценовых категориях
Наблюдался устойчивый рост как предложения, так и спроса в большинстве ценовых категорий, особенно в сегменте «3-5 миллионов рублей»: количество франшиз выросло на 27%, а спрос — на 40%. Также выделяется сегмент «10-15 миллионов»: предложение выросло на 17%, а спрос — на все 55%. Это указывает на расширение рынка и возможности для новых игроков.
В то же время, ценовая категория «15-20 миллионов рублей» показывает некоторую паузу в развитии: предложение осталось на прежнем уровне, а спрос снизился на 10%. При этом нельзя делать вывод о снижении покупательской способности франчайзи — сегмент с наиболее высокими начальными инвестициями, напротив, вырос за последний год.
Изменения во франшизных нишах
Значительный рост количества франшиз показали категории «Интернет и IT», «Отдых и развлечения», а также «Спорт, здоровье и красота» с ростом на 13,6%, 9,8% и 8,3% соответственно. Следом идут «Медицина» и «Строительство», которые выросли на 5,8% и 5,6%.
Если же рассматривать новые предложения, появившиеся на рынке в 2023 году, медицину и строительство в топ-5 смещают категории «Финансовых услуг» и «Обучения и образования». Тем не менее по общему количеству франшиз, «Финансовые услуги» показали небольшое снижение, наряду с «Розничной торговлей» и «Производством».
Спрос показывает сходные тенденции. В топ-5 по росту год к году следующие категории:
Строительство;
Спорт, здоровье и красота;
Отдых и развлечения;
Интернет и IT;
Розничная торговля.
Что здесь можно отметить? Спрос на строительные франшизы поступательно снижался с 2018 года и лишь в 2023 начал восстанавливаться. Аналогичная ситуация и с категориями «Спорт, здоровье и красота» и «Отдых и развлечения». Такие данные указывают на потенциал этих рынков и возможность их дальнейшего роста.
Интересную динамику показывает «Розничная торговля»: если предложение упало на 6,6% за год, то спрос не только не снизился, но и напротив, увеличился на 19,2%. Можно предположить, что на этом рынке крупные игроки начали постепенно вытеснять более мелких, сосредотачивая растущий спрос в своих руках.
Распределение активности франчайзи по регионам
Во всех регионах наблюдается рост спроса на покупку франшиз по сравнению с прошлым годом: от 4,7% до 16,5%. При этом доли федеральных округов распределились практически без изменений: Центральный федеральный округ лидирует с отрывом и занимает 42% рынка. За ним следуют Приволжский и Сибирский федеральные округа с 13,8% и 9,9% рынка соответственно.
2023 год показал, что российский рынок франчайзинга не только приспособился к новым реалиям, но и активно развивается. Устойчивый рост в большинстве ценовых категорий свидетельствует о расширении рынка и возможностях для новых участников. Важно отслеживать изменения в потребительском спросе и экономической ситуации, а также учитывать и специфику каждой конкретной франшизы, чтобы грамотно использовать потенциал рынка.
Комментарии •0