Товарный знак (от англ. trademark — торговая марка) — это зарегистрированное обозначение (название, фраза, символ, образ или любая их комбинация), раскрывающее суть бренда, позволяющее идентифицировать продукт, связать его с конкретным производителем или поставщиком и отличить от товаров других компаний.
Понятия «товарный знак» и «торговая марка» идентичны, однако в российском законодательном праве официальными считаются лишь термины — «товарный знак» (для идентификации товаров) и «знак обслуживания» (для услуг). «Торговая марка» встречается в речи как дословный перевод от английского «trademark». И все-таки оба этих понятия в широком употреблении в нашей стране, «торговую марку» используют даже чаще, ориентируясь на западный образец.
Товарный знак должен быть зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности — Роспатенте.
Товарный знак (ТЗ) может быть словесным, графическим, комбинированным или иным обозначением, служащим для выделения определенного товара, частного предпринимателя или юрлица.
К товарному знаку предъявляются следующие требования: он не должен вводить потребителей в заблуждение, а главным его свойством должна быть различительная способность.
Законом предусмотрено исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, распоряжаться им по своему усмотрению и запрещать использовать его другим лицам.
Стоит отметить, что товарный знак выступает еще и в роли одного из наиболее эффективных маркетинговых инструментов — большая часть производителей использует подобные обозначения не только чтобы выделить свою продукцию среди аналогичных, но и для привлечения внимания покупателей.
Раньше использовалось слово «логотип», состоящее из двух греческих корней «слово» и «отпечаток». По мере развития экономики и появления на рынке все большего количества торговых марок, стала расти популярность условных графических знаков-символов, не включающих букв. Их создавали на основе геометрических фигур, персонажей, гербов, инициалов, пиктограмм, которые легче воспринимались и лучше запоминались. Нередко логотип включал в себя сразу два элемента: и символ и слово. Сейчас же официально принятым термином является именно «товарный знак».
Итак, товарный знак выступает символом ответственности за репутацию и гарантию качества продукции и дает исключительное право располагать тем или иным товаром и получать с него прибыль. Помимо того, ТЗ защищает право торговца на пользование марочным названием и символом.
Самыми важными критериями для любого товарного знака являются: охраноспособность и рекламоспособность.
Прошедший регистрацию ТЗ обозначается знаком R и может использоваться. Существуют и другие его обозначения. К примеру, С — товар является собственностью фирмы, Е — Европейские нормативы, ТМ — знак находится на регистрации.
Чтобы сообщить, что товарный знак зарегистрирован, используется специальное обозначение — предупредительная маркировка. В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике применяются следующие обозначения:
- знак охраны «®» ;
- буквенные сочетания «™» (сокращение от trademark);
- «℠» (сокращение от service mark);
Яркие примеры товарных знаков различных категорий:
- для словесных товарных знаков — Apple, Deutsche Bank;
- ТЗ, представляющие собой вымышленные обозначения — Sony, Nike, Coca-Cola;
- товарные знаки-имена — Ford, Hilton, Peugeot;
- товарные знаки-слоганы — «Летай мной» (авиалинии);
- товарные знаки-цифры — 4711 (одеколон);
- товарные знаки, содержащие элементы — трехлучевая звезда (Mercedes-Benz);
- ТЗ, представляющие собой символы, картинки — крокодил в эмблеме Lacoste;
- товарные знаки-звуки — фирменная мелодия звонка сотовых телефонов Nokia;
- товарные знаки-аббревиатуры или буквы — GM (для General Motors).
В РФ срок действия свидетельства на товарные знаки составляет 10 лет. По окончании этого времени нужно подать заявление в уполномоченное ведомство и оплатить госпошлину — тогда срок действия будет увеличен еще на 10 лет. Продлевать свидетельство о регистрации ТЗ можно сколько угодно.
Комментарии •0