Первые дни года на рабочем месте часто проходят в поиске ответов на вопросы: Кто я? Что я здесь делаю? В чем смысл жизни? И если менеджеру среднего звена это еще простительно, поскольку после праздников у клиентов нет денег, а значит у него нет продаж, то для руководителя или предпринимателя это может обернуться неприятностями в будущем. Проверьте, готов ли ваш бизнес к 2018 году.
Сравните свою выручку со средней по отрасли и проверьте количество уплаченных налогов
На официальном сайте налоговой инспекции (nalog.ru) можно найти таблицы с расчетами норм прибыли по всем видам деятельности. И если ваша прибыль ниже, чем «средняя по больнице» или упала по сравнению с предыдущим отчетным периодом, то у проверяющих могут возникнуть вопросы, а налог будет рассчитан исходя из нормы.
Чтобы доказать свою правоту придется тщательно подготовиться. Весомыми аргументами при общении с инспекцией могут стать: увеличение текущих затрат и расходов на фонд оплаты труда, изменение политики компании, рост курсов валют, экономический кризис, санкции. Параллельно нужно предоставить план действий, которые помогут вам улучшить текущую ситуацию и выйти на нужный уровень доходов.
Проверьте сроки действия договоров
Проанализируйте все договоры с контрагентами. И если в них отсутствует пункт об автоматической пролонгации, то обратите внимание на то, когда истекает их срок действия. Если он истек 31 декабря прошлого года, то сэкономьте свое время и нервы, заранее подготовьте все необходимые документы: дополнительное соглашение о пролонгации или новый договор.
Не забудьте о тех поставщиках и подрядчиках, с которыми вы контактируете всего несколько раз в год. Когда придет время обновлять базу 1С, вам не придется в спешке отправлять документы почтой, тратиться на доставку службой DHL, чтобы получить нужную услугу.
График отпусков и штатное расписание
С 1 января 2018 года МРОТ составит 9489 рублей. Если у вас есть сотрудники, чей оклад близок к новому минимальному размеру оплаты труда, стоит пересмотреть штатное расписание и составить дополнительные соглашения к трудовым договорам, чтобы избежать вопросов от трудовой инспекции. Не лишним также будет провести анализ эффективности работы коллектива, обязанности каждого сотрудника и по возможности оптимизировать все штатное расписание.
График отпусков — камень преткновения во многих крупных коллективах, все хотят отдыхать летом. Решить этот вопрос следует как можно раньше, чтобы в нужный момент не остаться без ключевых работников.
Пора сдавать отчетность
В январе подходит срок предоставления нескольких отчетов. Например, сведений о среднесписочной численности работников (до 22 января 2018 года) и отчет в ФСС (также до 22.01.2018) и нескольких других. Конечно, если в штате армия бдительных бухгалтеров, то такие проблемы вас совершенно не касаются. Но если вы ведете бухгалтерию самостоятельно, есть шанс забыть об этих отчетах между НДС и годовым балансом. Это повлечет за собой штрафы и дополнительную бумажную работу.
Продумайте систему делегирования ответственности
Генеральный директор компании несет ответственность за все, что происходит под его руководством. И с каждым годом требования все ужесточаются, а практика назначения фиктивных директоров становится менее эффективной, поскольку налоговая инспекция стремится найти реальных владельцев бизнеса. Выход — распределение зон ответственности.
Делегировать можно не только права, обязанности, полномочия, но и ответственность. Издайте соответствующий приказ и назначьте должностное лицо, отвечающее за определенный сектор делопроизводства: проверка контрагентов, охрана труда, пожарная безопасность, взаимодействие с проверяющими службами. Обучите сотрудника и полностью передайте ему весь функционал. Это значительно снизит риск привлечения руководителя к субсидиарной ответственности.
Проведите инвентаризацию
Январь — лучший месяц, чтобы занять своих скучающих сотрудников трудоемкой и неинтересной работой.
Инвентаризация должна проводится перед сдачей годовой отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года. На ее основании можно подтвердить дебиторскую и кредиторскую задолженность, сравнить учетные остатки с фактическими, выявить излишки и недостачу, которые учитываются в декларации по налогу на прибыль и в расходах по УСН.
Если в результате проверки будет выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то ее необходимо списать соответствующим приказом.
Отдельная статья инвентаризации — сверка по расчетам с налоговой инспекцией и фондами. Эта мера позволит избежать начисления штрафов, пеней и сильно сбережет вам нервы.
Подведите итоги
Когда праздничное настроение сменилось трезвым взглядом на жизнь, самое время подвести финансовые итоги года, проанализировать эффективность работы компании, выявить допущенные ошибки и объективно оценить достижения.
Только делать это лучше не единолично, а вместе со своими сотрудниками. Во-первых, на местах лучше видны все нестыковки в бизнес-процессах, которые необходимо наладить. Во-вторых, так у вас будет возможность услышать все предложения и жалобы из первых уст. Зачем это нужно? Нет, вы не джин из бутылки, исполняющий три желания от каждого. Но на основании этой информации можно оценить потенциал сотрудников и, возможно, скорректировать должностные инструкции.
Планы на будущее
Нет стратегии — нет результата. Важно в самом начале года поставить цели перед сотрудниками, компанией и самим собой, чтобы знать, к чему стремиться. Это не только KPI и объемы продаж. Это развитие бизнеса, саморазвитие каждого члена коллектива, видение того, какой должна стать компания и осознание смысла своей работы.
Бизнес, который определил свою социальную миссию имеет больше ресурсов для нематериальной мотивации своих сотрудников. Быть частью команды с четкими целями и ориентирами — это уверенность в завтрашнем дне и полезности своего труда.
Комментарии •0