Одно из наиболее перспективных на сегодняшний день направлений бизнеса — франчайзинг в сфере детских товаров и услуг. За последние несколько лет количество компаний, предлагающих игрушки, одежду и развивающие курсы увеличилось в разы.
В чём уникальность этого рынка?
И какое направление лучше выбрать для развития бизнеса по франшизе?
Из-за своей специфики, уровень продаж в этом секторе бизнеса довольно высок, тем более, если учитывать повышение уровня рождаемости в последнее время. По данным «Ассоциации индустрии детских товаров» с 2009 по 2012 годы российский рынок в этой сфере вырос на 32% и его общий объём составил 21 млрд долларов.
Кроме того, он относительно устойчив к финансовым колебаниям: в случае кризиса взрослый человек с большей вероятностью будет экономить на одежде и услугах для себя, чем для своего ребёнка. Сама сфера детского франчайзинга достаточно широка, но можно выделить три наиболее крупных направления: детская одежда и обувь, игрушки и центры развития. И каждое из них имеет свои особенности.
Так, говоря об устойчивости рынка, в случае кризиса в первую очередь пострадают центры развития. Ведь обучение ребёнка на подобных курсах не является первоочередной жизненной необходимостью, а в случае материальных сложностей их роль может легко взять на себя семья.
Более устойчивы в этом плане магазины по продаже игрушек и детской одежды, ведь альтернатив таким товарам не существует, а значит, определённый спрос будет всегда. Однако в этих направлениях конкуренция гораздо выше: помимо значительного количества небольших магазинов в каждом районе города, на рынке присутствуют крупные сетевые игроки, с которыми сложно тягаться как из-за затрат на доставку товара, так и из-за агрессивной маркетинговой политики.
Немаловажную роль играет и географический фактор. В зависимости от города, насыщенность рынка может существенно отличаться. В таблице представлены данные по количеству магазинов детской одежды, обуви и игрушек в крупнейших городах России.
Можно выделить 4-5 лидирующих города, с количеством детских магазинов более 30 на 100 000 человек. В основном они находятся на Урале и в Сибири, но и в Казани и Самаре эта сфера бизнеса довольна развита. Юг России и две столицы значительно отстают. Так, среднее количество детских магазинов в Москве — примерно в три раза ниже, чем в городах-лидерах.
Стоит также отметить, что в рамках франчайзинга практически не развит формат магазинов детского питания: эта сфера закрепилась за крупными продуктовыми сетями. Общий вывод о положении дел на рынке детских товаров можно сделать исходя из SWOT-анализа.
Стоимость детской франшизы
В зависимости от типа значительно отличаются и вложения во франчайзинговые предприятия. Однако, стоимость подобных франшиз относительно невысока. Как можно увидеть на диаграмме, все направления в этой сфере дешевле таких популярных видов бизнеса, как общепит и одежда.
Самая дорогостоящая в этом секторе франшиза у магазинов детской одежды, остальные значительно дешевле. Правда стоит отметить важную особенность: если при продаже одежды не существует каких-либо законодательных ограничений, то остальные отрасли регулируются законом.
В частности, сферу реализации детских игрушек регламентирует СанПиН 2.4.7.007-93, а на детские развивающие центры распространяются требования по обязательному лицензированию образовательных учреждений. В то же время, большинство таких центров оформляются как досуговые, в таком случае лицензия не требуется. Также она не нужна, если центр предоставляет разовые образовательные услуги, без какой-либо программы.
Крупнейшие компании в сфере детского франчайзинга
Десять крупнейших компаний в этом направлении бизнеса были отобраны на основании рейтинга «Топ 100 лучших франшиз БиБосс.ру».
Среди них пять детских центров: Бэби-клуб, Сёма, Смешарики, Вундеркинд и Крошка Ру. Они являются наиболее распространёнными в России. Почти все обучают детей по методике Монтессори. Правда, финансовые вложения в эти компании значительно отличаются. Всё зависит от необходимого количества преподавателей, уровня и качества ремонта в помещении. Так, например, «Сёма» является одним из самых недорогих детских центров потому, что для его открытия достаточно только косметического ремонта помещения.
Кроме того, в рейтинг вошли три магазина, специализирующихся исключительно на детской одежде — Orby, Stillini, Sabotage. Но, несмотря на общую привлекательность этой сферы, узко сегментированным сетям будет трудно конкурировать с крупными ритейлерами, которых в последнее время появляется всё больше. Поэтому вероятно, что популярность франшиз в сфере детской одежды будет снижаться.
Самые крупные и наиболее популярные франшизы в сфере игрушек — сеть «Оранжевый слон» и супермаркет для детей «БЕГЕМОТИК». Эти сети достаточно устойчивы в развитии и могут окупиться в короткий срок, хоть объемы вложения в проекты различны.
Отдельно можно выделить франчайзинговое предложение сети «Смешарики». Бренд заявляет, что охватывает все интересы ребёнка: от брендированных продуктов, игрушек и одежды в фирменных магазинах до профессиональной организации детских праздников и всестороннего досуга для детей в детских развлекательных центрах.
Комментарии •0