Евгения Таубкина
заместитель генерального директора, руководитель проекта «Всероссийская ипотечная сеть НБИК»
Какова история развития вашей фирмы?
Независимое Бюро Ипотечного Кредитования (НБИК) основано в августе 2004 года. На сегодняшний день является крупнейшей ипотечной брокерской компанией в России. НБИК оказывает услуги по подбору оптимальной программы ипотечного кредитования и сопровождению ипотечной сделки вплоть до ее завершения. НБИК также является одним из учредителей Федерации профессиональных кредитных брокеров.
Почему вы решили обратиться к франчайзингу?
С момента создания компании учредители планировали осваивать регионы. После окончательной отладки всех бизнес-процессов в московском офисе был запущен проект «Всероссийская ипотечная сеть НБИК» (далее Сеть). Система франчайзинга была выбрана потому что именно эта схема развития региональной сети позволяет снизить затраты компании и значительно увеличить темпы региональной экспансии по сравнению с другими моделями развития.
Какие цели вы намерены достичь с его помощью?
За счет роста количества региональных партнеров НБИК планирует: значительно увеличить объемы выдаваемых кредитов в рамках Сети и предоставлять клиентам возможность получить кредит на выгодных условиях. (Чем больше объемы выданных кредитов, тем лучше скидки по кредитным программам, предоставляемые банками-партнерами.) сформировать единый федеральный стандарт обслуживания клиентов, поднять качество сервиса в сфере кредитного брокериджа на новый уровень. Наша главная цель — помочь всем желающим получить ипотечный кредит на самых выгодных условиях.
Какие темпы роста компании (сети магазинов) планируете на ближайшие 5 лет?
На сегодняшний день активно работают уже 62 компании-партнера, за 5 лет мы планируем расширить сеть до 400 компаний.
Какова деловая квалификация, бизнес-репутация и опыт руководителей вашей компании? Какие шаги предприняты вашей компанией, чтобы подготовиться к работе в системе франчайзинга?
Руководители НБИК — профессионалы, имеющие несколько бизнес-образований и большой опыт в построении бизнеса. Руководством компании была проведена большая работа по подготовке проекта, в том числе изучен зарубежный и российский опыт построения франчайзинговых сетей.
Кто участвовал в создании вашей программы франчайзинга: только топ-менеджеры компании, или привлекалась специализированная фирма, или специалисты со стороны?
Руководство компании обладает достаточными знаниями для того, чтобы построить эффективную схему франчайзинга. Никаких внешних специалистов для этого не привлекалось.
Сколько денег затрачено вами на создание программы и инфраструктуры по обслуживанию будущих франчайзи?
В начале 2007г. был создан отдельный департамент регионального развития, который на сегодняшний день уже год успешно работает. По мере увеличения количества компаний-партнеров департамент регионального развития также расширяется.
Справится ли оргструктура вашей компании с ростом системы вашего франчайзинга? Что в этом плане намечается делать по мере роста сети?
Мы стремимся оказывать качественную поддержку каждому партнеру, поэтому увеличиваем количество персонала в департаменте регионального развития и других департаментах по мере необходимости.
Как будет проверяться квалификация и деловые качества ваших менеджеров, которым будет поручено кураторство над франчайзи?
Нами уже создана специальная система отбора персонала. Мы имеем четкое видение квалификации данных сотрудников. Также мы оцениваем работу специалиста в течение испытательного срока.
Доказана ли практикой и временем успешность вашей системы франчайзинга?
Первые продажи нашей франшизы начались в апреле. Сегодня компании-партнеры уже активно работают, количество кредитов, выданных компаниями-партнерами, стабильно растет. Интерес к нашей франшизе также постоянно увеличивается.
Является ли ваш товарный знак полновесным брэндом (т.е., как учит маркетинг, его знают не менее 60% целевой аудитории)?
Уровень грамотность населения в области ипотеки низкий даже в Москве, что тогда говорить о регионах. Есть еще достаточно большой процент людей, которые вообще не знают, что означает слово ипотека.
Как происходила обкатка вашей программы франчайзинга (перед запуском)?
Мы начали довольно агрессивно. Первые договоры заключались на год, в этой ситуации задачей компании было скорректировать свою политику работы. На сегодняшний день мы уже запустили 62 компании.
Сколько на сегодня у вас франчайзи?
62 работающие компании. Еще около 17 компаний находятся на стадии оформления документов и вступления в нашу Сеть, эта процедура занимает около двух месяцев.
Приветствуете ли вы общение потенциальных франчайзи, выбирающих для себя франшизу, с вашими действующими франчайзи для сбора информации и мнений о вас?
На нашем сайте размещены контакты всех компаний-франчайзи. Мы приветствуем общение наших партнеров между собой. Одна из наших целей — это обобщение лучшей практики работы брокерских компаний со всей России. Мы консолидируем и предоставляем партнерам данные об эффективности рекламы, специфике работы с банками, обучении персонала и т.д., что позволяет партнерам совершать меньше ошибок, и соответственно экономить деньги.
Готовы ли вы предоставлять по просьбе потенциальных партнеров копии последних отчетов аудиторских проверок или годовых финансовых балансов вашей компании?
Успех каждого партнера зависит от работы всей сети, а не только от головной компании. Мы не контролируем финансовую и бухгалтерскую отчетность наших партнеров.
Как вы предполагаете, сколько ваша система франчайзинга продержится на рынке? Какие угрозы и вызовы могут помешать ее реализации?
Модель позаимствована в Америке. Единственное, что может повлиять на работу нашей Сети — общее ухудшение ситуации на рынке, как это было, например, в Америке.
Проведены ли предварительные маркетинговые исследования рынка (в плане предполагаемого расширения компании с помощью франчайзинга)?
Маркетинговые исследовании нашей компанией не проводились, так как для нас очевидно, что ипотека будет развиваться по всей России. Это также связано с тем, что рынки крупных городов перенасыщены, банки ищут новые направления развития. В начале 2007 года многие банки объявляли о начале своего развития в регионы. Жилищный вопрос в нашей стране остается самым болезненным. Людям необходимо приобретать жилье. Ипотека на сегодняшний день для многих единственный выход, что доказывают постоянно растущие показатели количества ипотечных сделок.
В каком сегменте рынка — растущем, стагнирующем или падающем? — действует ваша программа франчайзинга? Нет ли риска для франчайзи, что скоро мода на ваши услуги пройдет, и бизнес рухнет?
Однозначно в растущем. Ипотечное кредитование — одна из самых динамично растущих сфер.
Какие у вашей франшизы есть явные преимущества на рынке в сравнении с конкурентами?
Основным нашим преимуществом является помощь в развитии бизнеса — мы сопровождаем каждого партнера на всех этапах становления и развития компании. Также доступ к эксклюзивным скидкам и преференциям банков, и маркетинговая поддержка каждого партнера (разработка рекламных макетов, вывесок, баннеров, информирование об опыте размещения рекламы в различных источниках другими партнерамии).
Сколь высока конкуренция в этом сегменте рынка?
Пока конкуренция есть только в крупных городах. В регионы России это придет позже, и наши партнеры к тому времени будут крупными игроками, с которыми будет трудно соревноваться.
Насколько конкурентоспособны цены, по которым франчайзи продают услуги?
Наши партнеры самостоятельно определяют стоимость своих услуг. Большинство пользуется нашим опытом и устанавливает комиссию в размере 1% от суммы кредита. В любом случае партнеры лучше знают ситуацию на рынке своего региона, поэтому точнее и объективнее могут определить стоимость своих услуг.
Предполагаете ли вы в будущем выкупать у своих франчайзи успешный бизнес, чтобы сделать его своей собственностью (с целью увеличения капитализации вашей компании)? Оговаривается ли это в договоре с франчайзи?
Нет. Мы считаем, что создание филиалов и представительств в регионах экономически не оправдано, и уверены, что только работа по системе франчайзинга является жизнеспособной.
Многие потенциальные франчайзи опасаются, что все совместное партнерство сведется только к требованиям со стороны франчайзора. Про обещания оказывать партнеру маркетинговую, рекламную, юридическую, консалтинговую поддержку некоторые франчайзоры забывают. Как этот момент оговаривается в договоре?
Наша компания зарабатывает, только если партнеры хорошо работают (постоянно увеличивают количество выданных кредитов). Наше вознаграждение зависит именно от этого. Поэтому мы сопровождаем каждого партнера на всех этапах развития бизнеса. Мы заинтересованы в успешной работе каждого партнера.
Каковы финансовые параметры вашей франшизы: размер паушального взноса, необходимых инвестиций, роялти, рекламного и маркетингового сбора, рентабельность бизнеса, сроки окупаемости, возможная прибыльность?
129 000 руб. паушальный взнос, 9 000 руб. в квартал роялти. Так как наша компания работает в сфере услуг, показатели сильно зависят от региона и квалификации персонала.
Какой пакет услуг получает франчайзи после внесения паушального взноса?
I.КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ: 1. Обучающие материалы и тесты для ипотечных брокеров и руководителей бизнеса, которые включают: методики и стандарты оценки заемщиков (разработанные НБИК на основе западных стандартов работы брокеров, рекомендаций ведущих банков и страховых компаний); стандарты работы с заемщиками и банками, инструкции по формированию и использованию кредитных досье (общепринятые в мировой практике); методы предотвращения мошенничества; рекомендации по развитию бизнеса. 2. Комплект договоров с клиентами и партнерами (агентствами недвижимости, застройщиками и т.д.). Все договоры были созданы и неоднократно усовершенствованы в процессе работы НБИК, поэтому учитывают возможные юридические тонкости, возникающие в практической деятельности ипотечного брокера. 3. Инструменты контроля эффективности работы ипотечных брокеров, которые продемонстрируют положительные и отрицательные изменения в их работе за заданный период. 4. Система учета и анализа эффективности затрат на рекламу, позволяющая спланировать рекламный бюджет, а также выделить наиболее эффективные рекламные каналы. 5. Макеты рекламных материалов (визитные карточки, фирменные бланки, папки) и руководство по использованию товарного знака НБИК. 6. Интернет сайт. II. СКИДКИ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ: Все участники Сети получают специальные условия и 50% вознаграждения, предоставляемые банками и страховыми компаниями партнерами Сети. III. ОБУЧЕНИЕ: НБИК организует выезд тренера и его ассистента к Партнеру для проведения обучения его сотрудников, причем помимо проведения тренингов в программу обучения входят практические занятия (стажировка). Ассистент в течение нескольких дней демонстрирует, как надо принимать звонки потенциальных клиентов, как подбирать программу кредитования и т.д. Прохождение данного вида обучения также обязательно. IV. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АРМ «SUPER BROKER» позволяющее вести клиентскую базу, рассчитывать кредит и многое другое
Каковы ваши требования к потенциальны франчайзи? Насколько вы разборчивы в выборе партнеров?
Мы не требуем наличия опыта работы в сфере кредитования, но опыт на руководящей позиции или в роли собственника бизнеса является плюсом. Выработана определенная процедура отбора, которая включает обязательное интервью потенциального партнера с руководством Сети НБИК в Москве.
Какие формы договоров заключаются с партнером? Каков порядок их пролонгации?
До 2008г. использовался лицензионный договор, теперь мы заключаем договор коммерческой комиссии сроком на 5 лет с возможной пролонгацией.
Какую помощь вы оказываете партнеру на стадии запуска бизнеса? Сколько времени занимает запуск бизнеса?
Мы напрямую заинтересованы в успешной работе партнера, мы оказываем полную консалтинговую поддержку. У нас уже есть опыт запуска 62 компаний, мы рассказываем об ошибках и интересных бизнес-решениях других партнеров. Знакомим с представителями банков-партнеров. Проводим стажировку персонала. Помогаем построить маркетинговую политику компании с учетом специфики города. За свой счет разрабатываем макеты всех презентационных материалов. Предоставляемого комплекта учебных и информационных материалов вполне хватает новому франчайзи для развития бизнеса с нуля.
Каковы условия обучения сотрудников франчайзи, повышения их квалификации?
Мы уделяем очень много внимания нашим франчайзи. Раз в три месяца мы имеем право проверять квалификацию всех ипотечных брокеров наших партнеров. На базе НБИК работает образовательный центр, который проводит базовое обучение, а также различные курсы и тренинги для повышения квалификации. Мы также активно практикуем выезд на место работы партнеров и стажировку.
Со сколькими франчайзи вы разорвали отношения? По каким причинам? Как происходил процесс «расставания»?
Мы разорвали отношения с тремя партнерами. Причина одна — несоблюдение наших требований, а именно: Неправильное использование товарного знака Не предоставление отчетов в установленные сроки; Участие в других аналогичных проектах; Игнорирование менеджеров НБИК в течение длительного времени. Мы направляем партнеру уведомление о расторжении договора, где подробно указываем причины расторжения, после этого подписываем Акт, на этом наши отношения прекращаются.
Сколько денег в год тратите вы на корпоративную рекламу и бизнес-поддержку франчайзи?
В 2007 году были потрачены незначительные средства на рекламу, так как был устойчиво высокий интерес к нашему предложению. В 2008 г мы планируем увеличение бюджета на эти цели.
С какими банками вы работаете? Можете ли выступить ходатаями, поручителями перед банком, помочь франчайзи в получении кредита на бизнес?
Условия вхождения во Всероссийскую ипотечную сеть НБИК достаточно льготные, в сравнении с аналогичными предложениями других брокерских компаний, поэтому большинство наши партнеров не нуждаются в дополнительных кредитных средствах.
Помогаете ли вы франчайзи в формировании перечня услуг?
Мы хорошо знакомы с ситуацией на региональных рынках, и рекомендуем банкам наиболее активные города по тем или иным программам. Тоже самое в отношении наших партнеров, мы знаем, какие банки в каком городе планируют открывать свои филиалы, и рекомендуем нашим партнерам вводить соответствующие новые услуги для клиентов.
Комментарии •1
Хочу наать работу под вашим руководством в качестве франчайзи. Интересно есть ли у вас компании в республике Коми?
Сообщение удалено
Ответить