Ирина Алексеенко
Руководитель отдела франчайзинга компании «Смешарики»
Расскажите немножко о себе. Где Вы учились? С чего начинали свою карьеру?
Еще во время учебы в Санкт-Петербургской Академии Сервиса и Экономики я попала в компанию по производству и продаже мужской одежды. Компания только набирала обороты, и мне приходилось самой участвовать во всех производственных и организационных моментах.
Мне нравилось все, начиная с отслеживания модных тенденций, подбора тканей для будущей коллекции до презентации коллекций партнерам и участия в выставках. Мы открывали розничную сеть, и в этом я тоже принимала активное участие. Мне нравился процесс продажи, поиск клиентов, продвижение торговой марки. Постепенно я выросла до руководителя отдела продаж, потом работала в различных отраслях как управляющая сети розничных магазинов, перешла в один из петербургских офисов по развитию франчайзинговых магазинов одной известной Московской сети, а потом и в «Смешарики».
Почему именно «Смешарики»?
«Смешарики» — самый известный детский бренд России. Я была знакома с персонажами и их историями задолго до того, как начала там работать: все дети моих друзей знали и любили этот мультфильм. И мне они тоже все очень импонировали — смешные, задорные, добрые. Ну и, конечно, профессиональный интерес: мне предложили организовать все с «нуля», полностью сформировать отдел и франчайзинговый пакет документов. На тот момент, в 2008 году, существовали собственные проекты — детский центр «Клуб друзей «Смешарики» и розничные магазины, и вот на основе опыта действующих проектов, анализа деятельности монобрендовых магазинов мне и предстояло развивать это направление.
Опишите рынок, на котором работает Ваша компания.
На рынке детского франчайзинга есть универсальные детские товары и товары для детского творчества, разномастные магазины — игрушек, сладостей, одежды для детей, и такие «услуги по организации досуга», как детские центры и клубы. В целом, доля непродовольственных товаров для детей составляет около 2,5% общего рынка франчайзинга; 2% составляют услуги для детей: можно констатировать огромную нехватку предложений по услугам для родителей с детьми. В общей сложности, сегодня на рынке товаров для детей «работают» порядка 30 франшиз.
Ключевые игроки в этом секторе — крупные магазины «Гулливер», «БегемотиК», «Детский мир», магазин-студия «Оранжевый слон», центры развития и клубы «Бэби-клуб», «Сема».
В отличие от США и Европы, где рынок франчайзинга крайне развит и четко регулируется на государственном и правовом уровне, в России покупка франшизы стала привлекательной для малого и среднего бизнеса относительно недавно. Соответственно, и сам рынок пока находится в стадии становления — на данный момент существует множество нерешенных правовых и организационных вопросов, нет единой системы работы. Тем не менее, рынок франчайзинга и лицензирования в целом — один из наиболее динамично развивающихся. Ежегодный рост рынка в денежном выражении по разным оценкам составляет 15-20%. За последние несколько лет все больше предприятий заявляют о желании использовать франшизы для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных методов выхода предприятия на региональный рынок России.
Наши конкурентные преимущества в том, что «Смешарики» на сегодняшний день — один из крупных и успешных медиабрендов в России, настоящий семейный бренд. Согласно исследованиям TNS, персонажей сериала знают 98% детей в возрасте 4-14, вне зависимости от пола, что обеспечивает бренду лояльность широкой семейной аудитории по всей стране. К тому же, мы — одни из первых игроков на рынке отечественного лицензирования и франчайзинга. И мы предоставляем полный спектр товаров и услуг: от брендированных продуктов, игрушек и одежды до профессиональной организации досуга для детей и детских праздников.
Что именно Вы предлагаете предпринимателям? В чем преимущество работы с Вашей компанией?
Наш франчайзинговый пакет не ограничивается только магазинами, мы предлагаем и разнообразные идеи для семейного досуга: это и детский развлекательный центр «Клуб друзей «Смешарики», и центры раннего развития, и организация частных праздников со Смешариками, и семейное кафе. Все форматы можно совмещать.
К примеру, «Клуб друзей «Смешарики» — это комплексный проект для детей и родителей: детская игровая комната с опытными педагогами-воспитателями, организующими развивающие занятия и творческие мастерские для детей, дни рождения и детские праздники в компании любимых персонажей, и настоящее детское кафе, со специально разработанным «детским» меню.
Мы занимаемся и реализацией товаров под брендом «Смешарики» через собственную и франчайзинговую сеть. Это большое разнообразие детской промышленной продукции для творчества и развития: компьютерных и развивающих игр, пазлов, учебной и художественной литературы, аудио- и видеодисков, детской косметики, игрушек, канцелярских товаров, одежды и обуви, сувениров. Наши лицензиаты — крупнейшие российские и международные компании — «Данон-Юнимилк», «Конфитрейд», «Русский холод», издательство «Эгмонт» и многие, многие другие. В универсальных детских магазинах открытая выкладка товаров, есть творческая зона — дети могут играть, рисовать, фотографироваться с любимыми героями и изучать товары. Существует и замечательная «Лавка сладостей», в которой собрано все разнообразие брендированной кондитерской продукции и некоторые другие продукты питания.
Наше преимущество в том, что «Смешарики» охватывают все сферы деятельности ребенка, это товары и услуги, окружающие ребенка в повседневной жизни и позволяющие ему не расставаться с любимыми героями.
Как известно, работая по франчайзингу, управляющая компания выполняет три основные функции: развитие сети и партнеров, поддержка партнеров на всех стадиях работы и текущий контроль. Расскажите, как эти функции реализуются в Вашей компании?
Основная поддержка партнеров заключается в ежедневной медийной поддержке и трансляции сериала «Смешарики» на федеральных российских телеканалах. Так, например, сейчас сериал «Смешарики» транслируется на Первом канале, «Карусели» и еще более 20 кабельных и спутниковых телеканалах. Общая аудитория сериала и телепрограмм «Смешарики» — миллионы детей по всей России.
В рамках проекта создан первый в России комплексный развивающий детский портал «Страна Смешариков» www.smeshariki.ru, который входит в тройку ведущих сайтов в сегменте «Дети». Портал представляет собой цельную игровую развивающую среду, построенную с использованием современных технологий. На сайте зарегистрировано более 5 миллионов (!) пользователей, а ежемесячная посещаемость портала составляет порядка 400 тыс. человек. «Страна Смешариков» тесно интегрирована с сетевой игрой «Шарарам», в которой дети могут играть, просматривать мультфильмы, слушать музыку, участвовать в конкурсах и, конечно, активно общаться.
Компания на протяжении 6 лет занимается организацией массовых городских мероприятий и праздников различного масштаба (выездные спектакли, уличные и спортивные мероприятия, шоу-спектакли), а также PR и BTL-акций во многих городах России, странах СНГ и Европы. «Смешарики на Дворцовой», концерт «Марафон детства», «Новогодние елки со Смешариками» в Ледовом дворце Санкт-Петербурга и Гостином дворе Москвы, Мультпарад на Воробьевых горах — перечислять праздники для детей с участием любимых персонажей можно долго.
Мы консультируем наших франчайзи на всех этапах реализации проекта — от момента принятия партнером решения о сотрудничестве до открытия. Разработаны инструкции по оптимальному выбору площадей, оценка проходимости торгового комплекса, арендных ставок. Для торговых центров разработана специальная презентация, в которой учтены все преимущества и выгоды для арендодателя, мы даже предоставляем письма рекомендательного характера. Открывающийся партнер получает готовую товарную матрицу, рекомендации по выкладке продукции в соответствии с дизайн-проектом помещения и годовую сетевую рекламную кампанию. Партнеры Детских центров получают франчайзинговую программу, в которой описаны все процессы по организации бизнеса — это подбор и обучение персонала, регламенты проведения тематических занятий, подбор игр и сценариев, механику акций к открытию проекта и дальнейшего продвижения проекта.
Контроль франчайзи осуществляется с помощью фотоотчетов и выездом специалистов на обьект. Мы контролируем соблюдение наших рекомендаций по выкладке товара, работе торгового персонала и пр., отслеживаем и исправляем несоответствия профессиональным стандартам, сформированным на основе опыта, понимания рынка и его особенностей.
Из чего стоит Ваш «франшизный пакет»? Какие формальные документы включены в него?
Франчайзинговый проект разработан с учетом организации бизнеса с нуля — на основе собственного опыта как в розничной торговле, так и в организации досуга детей — и содержит полный перечень всех необходимых правовых документов, стандартов обслуживания, рекомендаций, решений любых возникающих вопросов.
Какую договорную конструкцию использует Ваша компания для оформления франшизных отношений?
Компания работает по сублицензионному договору. Поскольку мы являемся правообладателями бренда «Смешарики» и создателями сериала, то необходимости в оформлении и регистрации договора концессии нет. Преимущество лицензионной схемы в том, что более полно можно описать объем представляемых прав, больше возможностей предоставляется франчайзи и в простоте оформления. Лицензионный договор на объект авторского права не подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента подписания. Срок договора — по согласованию с франчайзи.
Какие ошибки совершила Ваша компания в процессе своего роста? Были ли закрыты партнеры-франчайзи и почему?
Конечно, мы не сразу научились обходить все непредвиденные обстоятельства. К примеру, зачастую партнеры требуют эксклюзивное право на город. Поначалу мы давали такое право первооткрывателям на развитие сети в течение определенного срока, но столкнулись с проблемой неспособности некоторых партнеров вести бизнес, полностью его контролируя. Начинались проблемы с коммуникацией и отчетами из-за нехватки времени у франчайзи и ведения параллельного бизнеса, или отсутствия финансовой возможности развития сети. Партнеры не выходили на связь, решали личные проблемы и занимались ведением другого бизнеса. Сейчас мы учли эту недоработку и поняли, что помимо наличия свободных средств, партнеров необходимо подбирать и оценивать и по другим критериям.
Какие планы на будущее лично у Вас? Где Вы планируете провести ближайший отпуск?
Я запланировала отпуск на летний период. Двухнедельное самостоятельное автопутешествие по Италии. Эта великолепная страна произвела на меня неизгладимое впечатление, мне теперь туда хочется вернуться, и не раз.
Что Вы посоветуете начинающим предпринимателям?
Известный бренд — это только половина успеха. Самое главное — желание много работать, получать действительное удовольствие от процесса и выполнять все рекомендации франчайзера, поскольку они основаны на колоссальном личном опыте.
Комментарии •0