Евгений Явтушенко
Управляющий филиалами компании CitySites
Евгений, на сегодняшний день на рынке франчайзинга и России и Украины предложений по продаже франшизы СМИ — единицы. Как Вы думаете, с чем это связано?
Главная причина в том, что бизнес-процессы в СМИ достаточно очевидны для любого человека, имеющего отношение к средствам массовой информации, а покупка франшизы — это, прежде всего, покупка бизнес-модели, поэтому и предложений по продаже франшизы от СМИ единицы. Мы являемся СМИ, однако, это только часть нашей деятельности. В каждом городе нашего присутствия мы предоставляем пользователям справочник всех местных предприятий, афишу происходящих в городе событий, список вакансий, справочную информацию, фотоотчеты с вечеринок и многое другое. Мы позиционируем себя как сайт города и ставим цель охватить все потребности среднестатистического жителя в информации о родном городе.
Кто сегодня читает городские сайты? Опишите целевую аудиторию проекта.
Наши проекты интересны и доступны достаточно широкому кругу читателей, во-первых, благодаря Интернету, во-вторых, — ясной и понятной концепции. При этом, у нас нет ограниченного тиража, как, например, в печатных СМИ и территориальных границ, — проекты CitySites на русском языке и поэтому доступны для восприятия всему постсоветскому пространству. Если углубляться в детали, то ядром нашей аудитории являются молодые, активные пользователи Интернета в возрасте 20-45 лет. Что касается половой принадлежности, то тут никаких диспропорций нет: аудитория мужчин и женщин практически одинакова. Качественный и своевременный контент интересен всем.
Опишите уровень конкуренции в Вашем сегменте? Как и за счет чего региональным проектам удается конкурировать с проектами федеральных изданий?
Сложно комплексно ответить на этот вопрос, потому что все зависит от конкретного города. Где-то конкуренция серьезная, а где-то рынок приходится создавать самим. Однако, как показывает наш опыт, намного легче с нашим продуктом (сайт + бизнес-процессы) конкурировать уже на существующем рынке, борясь за свой «кусок пирога», чем создавать рынок самим, объясняя полезность сайта города, как пользователям, так и клиентам.
Евгений, расскажите о бизнес-модели и концепции проекта. Сколько порталов сегодня в сети CitySites, сколько из них работают по франчайзингу?
Если посмотреть на нашу бизнес-модель свысока, то она достаточно проста — с одной стороны нужно сделать сайт популярным, узнаваемым и посещаемым в городе, а с другой — успешно продавать все рекламные возможности сайта. В сети сейчас 33 городских сайта в Украине. В 11-ти самых крупных городах — у нас собственные филиалы, а в 22-х городах сайты работают на условиях франчайзинга. Семь сайтов уже работают в Российской Федерации, также на условиях франшизы и пять сайтов — в Беларуси. К слову, в России сейчас есть очень большой спрос на покупку нашего франчайзинга, после того как мы сделали условия более лояльными.
Что Вы подразумеваете под «более лояльными условиями»?
Мы даем срок два месяца на развитие и только после них франчайзи начинает платить ежемесячный платеж — роялти. Плюс даем год на развитие, после чего франчайзи будет платить небольшой процент от оборота.
Евгений, формат городского сайта подразумевает предоставление пользователям полной и объективной информации о жизни города. У вас в каждом городе действует «активная» редакция? Каково соотношение регионального и федерального контента на городских сайтах?
Наличие собственной редакции — это обязательное условие существования городского сайта по нашей модели, при этом редакция генерирует только новости, относящиеся к городу, впрочем, и остальной контент на сайте имеет жесткую привязку к городу. То есть мы можем использовать федеральный контент, но всегда привязываем его к региону с помощью городской статистики, или, например, экспертов, чье мнение для жителей конкретного города значимо и весомо.
Возвращаясь к франчайзингу в СМИ, Евгений, в чем уникальность франчайзингового предложения CitySites?
Уникальность франшизы CitySites заключается в двух вещах. Во-первых, владелец нашей франшизы получает готовую бизнес-модель, в которой подробно описаны все процессы — от открытия филиала до пошаговой инструкции на первые три месяца работы, а также все последующие шаги развития. Во-вторых, владелец франшизы обладает сайтом, который на непрерывной основе улучшается, как в дизайне, юзабилити и программной составляющей, так и с точки зрения наращивания нового функционала и разделов, освещающих все спектры жизни города.
Любого потенциального франчайзи интересует и финансовая сторона вопроса: за счет чего «живет» городской сайт?
Говоря о структуре выручки, отмечу, что сегодня доход проектов складывается из продаж баннерной рекламы, размещения в платных пакетах в бизнес справочнике предприятий города, продажи журналистского контента — рекламных статей. Кроме того, это пассивная монетизация в разделах «Объявления», «Недвижимость», «Работа».
Опишите основные трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в процессе построения партнерской сети.
Основная трудность в том, что большинство наших процессов цикличны, и они не приводят к мгновенным результатам. Нужно прикладывать немало усилий, чтобы пройти сложный этап старта. Если этот этап пройти успешно, то будут расти и посещаемость, и доходы франчайзи!
Посещаемость проектов CitySites:
CitySites продает франшизу с 2010 года. Опираясь на свой опыт, что бы Вы посоветовали начинающим предпринимателям, рассматривающим вариант открытия городского портала по франшизе.
Самое главное при покупке франшизы СМИ — ставить перед собой цель создать полезный во всех смыслах ресурс для жителей. Если гореть этой идеей и фанатично ей следовать, то, как показывает практика, с монетизацией проблем не будет.
Опишите наиболее выигрышную, на Ваш взгляд, стратегию развития компании в этом сегменте. На что надо делать ставку, чтобы занять и удержать лидирующие позиции на рынке?
С точки зрения развития сайта, конечно же, лучшая стратегия — это даже не ударная постоянная рекламная кампания в городе, а, в первую очередь, уникальный контент в максимальном количестве. Если же смотреть со стороны продажи рекламы, то тут нужно держать курс на формирование команды профессиональных продажников, в чем мы консультационно и с помощью обучающих вебинаров оказываем серьезную поддержку нашим франчайзи.
Евгений, поделитесь планами развития CitiSites на ближайшие два-три года.
В аспекте развития сайта в ближайшие полгода мы планируем запустить раздел «Недвижимость», где будем собирать все предложения в городе по покупке, аренде и продаже всех видов недвижимости. Кроме того к запуску планируется и раздел «Товары и услуги», который будет глобальным гипермаркетом города и будет тесно интегрирован в наш раздел «Справочник предприятий». Интересным, доходным и перспективным является раздел «Банки», где пользователи смогут выбрать лучшие предложения по кредитам. Также запустим на сайтах раздел «Расписание междугородного транспорта», в котором у пользователей будет возможность покупки он-лайн билетов на железнодорожный транспорт, самолеты и автобусы. Конечно же, во все эти разделы заложены дополнительные возможности монетизации проекта.
А географию присутствия планируете расширять?
Конечно. И далеко не последнюю роль тут будет играть развитие по франчайзингу. Поиск партнеров в России для нас сейчас является приоритетным направлением. Повторюсь, в России у CitySites уже действуют семь франчайзи, которые совсем недавно начали работу в нашей сети, среди них Липецк, Ульяновск, Чебоксары, Домодедово и другие города. Мы открыты для России и всегда рады новым, качественным партнерам. Что касается развития в других странах, то с начала 2014 года CitySites будет выходить на рынок Италии и других стран Европейского Союза. Планы у нас амбициозные, сейчас ведется активная подготовка к экспансии. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся!
Комментарии •0