Власенко Сергей Владимирович
Президент Корпорации риэлторов «Мегаполис-Сервис»
Расскажите немножко о себе. Где Вы учились? С чего начинали свою карьеру?
В 1993 году я окончил Военную инженерно-космическую академию имени А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. После этого 2 года служил в рядах Российской Армии в должности инженера станции в городе Щелково-7. Однако тяжелые условия жизни военнослужащих тех лет вынудили меня принять решение об увольнении из армии. В 1995 году я выступил одним из соучредителей агентства недвижимости «Мегаполис-Сервис» в Щелкове. Постепенно были открыты офисы «Мегаполис-Сервис» в восточной части Подмосковья. Вокруг группы компаний «Мегаполис-Сервис» стали объединяться и другие участники рынка, что привело к созданию некоммерческого партнерства «Корпорация риэлторов «Мегаполис-Сервис».
Сегодня партнерская сеть включает более 80 агентств недвижимости Подмосковья, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Рязани, Твери, Нижнего Новгорода, Ставрополя, Хабаровска, Иркутска и Челябинска. Среди зарубежных партнеров Турция, Черногория и Испания. В 2011 году стартовал проект Корпорации по франчайзингу. Всего под брендом «Мегаполис-Сервис» работают 25 компаний, а 14 из них являются франчайзи.
Опишите рынок, на котором работает Ваша компания (ключевые игроки, тренды, темпы развития, препятствия к росту).
Офисы группы компаний «Мегаполис-Сервис» располагаются в городах восточного Подмосковья с населением 50-150 тыс. человек. Это локальные рынки, характеризующиеся острой конкуренцией среди риэлторских компаний, которых в каждом городе может насчитываться от 50 до 100. При этом конкурирующие агентства мало чем отличаются друг от друга: как правило, штат насчитывает 2-3 человека, реже больше 5, а директору-владельцу бизнеса тоже приходится закрывать сделки, чтобы поддерживать свое микро-агентство на плаву. Ограниченные финансовые возможности таких компаний не позволяют обеспечивать агентов эффективным инструментарием в работе. Это приводит к тому, что количество принятых на работу риэлторов и уволившихся из агентства примерно равно. Все эти компании как близнецы-братья имеют долю рынка около 0,01, и им сложно эту ситуацию изменить. Каждый агент, уходящий из компании с целью открытия собственного бизнеса, воссоздает клон агентства, из которого только что ушел. Процесс этот постоянный, конкуренция настолько остра, что количество открывающихся и закрывающихся агентств приблизительно одинаковое. В итоге потребители риэлторских услуг сталкиваются с низким качеством обслуживания.
Что именно Вы предлагаете предпринимателям? В чем преимущество работы с Вашей компанией?
Возможности, которые мы предоставляем нашим франчайзи, позволяют создать риэлторский бизнес с нуля, а также существенно повысить эффективность работы агентства «с историей». Наш пакет включает консалтинговую поддержку на всех этапах развития, рекрутинг и обучение сотрудников, готовые программы мотивации агентов, тренинги, систему выгрузок объектов недвижимости на ведущие интернет-площадки страны, PR и рекламную поддержку, единый call-центр, создание клиентского трафика, систему партнерских продаж и многое другое. Но главное наше преимущество — это цена франшизы. Стать нашим франчайзи могут даже самые молодые агентства недвижимости, состоящие из 3 человек. Ежемесячные платежи в размере 10-15 тыс. руб. под силу каждому. Кроме этого, доступными для малых компаний становятся дорогостоящие способы рекламирования и страхования. Фонд коллективного страхования Корпорации составляет 30 млн руб., а годовой бюджет коллективного рекламного фонда превышает 10 млн. руб.
Как известно, работая по франчайзингу, управляющая компания выполняет три основные функции: развитие сети и партнеров, поддержка партнеров на всех стадиях работы и текущий контроль. Расскажите, как эти функции реализуются в Вашей компании? Где Ваше место в этих процессах?
Что касается развития сети, наша компания предлагает уникальную возможность оценить преимущества работы с нами, не меняя вывески. Т.е. прежде чем приобрести франшизу, можно для начала стать партнером Корпорации риэлторов, и спустя время принять решение о покупке франшизы. Некоторые наши действующие партнеры именно так и поступили. Причем партнеры получают тот же набор сервисов, что и франчайзи.
Поддержку партнеров в разных вопросах осуществляет профессиональная команда из 15 человек: это юристы, программисты, дизайнеры, маркетологи, рекламщики и т.д. Также для финансирования сделок может использоваться собственный КПК «Дом».
Функция контроля осуществляется созданным при партнерстве Комитетом по этике и защите прав потребителей. Каждый человек, не довольный качеством обслуживания или по каким-то другим причинам, может подать жалобу на компанию-партнера, и мы не только рассматриваем эту жалобу, но и несем финансовую ответственность за действия партнера. Это стало возможным благодаря созданию Компенсационного фонда.
Лично мне больше нравится непосредственное общение с коллегами, когда они рассказывают о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в ежедневной работе, помогать им в решении насущных вопросов, подсказывать, что можно сделать, чтобы их бизнес стал еще более успешным.
Из чего состоит Ваш «франшизный пакет»? Какие формальные документы включены в него?
Бренд-бук, полный комплект договорной базы, все регламенты и должностные инструкции.
Какую договорную конструкцию использует Ваша компания для оформления франшизных отношений?
В данном случае все стандартно — это договор концессии.
Чем, на Ваш взгляд, отличается и чем схож франчайзинг в России и в США?
У франчайзинга в США и России есть лишь одно сходство — это суть бизнес-идеи. Т.е. если какая-то компания достигла успеха и профессионального признания на рынке, то она может помочь своим коллегам, начинающим бизнес в этой сфере, стать успешными. Таким образом, успех франчайзора переносится на стартапера. Отличие также одно, но оно фундаментальное. В Америке франчайзинг — это норма жизни в любой сфере деятельности. Большая часть услуг оказывается населению компаниями-франчайзи, а в сегменте риэлторских услуг доля франчайзи больше 50%. В России же на 25000 риэлторских компаний доля агентств, работающих по франшизе, составляет менее 3%.
Каковы на Ваш взгляд перспективы развития франчайзинга в России? В Вашей отрасли?
В нашей стране сложилось неоднозначное отношение к франчайзингу как таковому. Приживается он медленно, но в риэлторском бизнесе за франчайзингом будущее. Во многом это касается небольших риэлторских компаний, которые, приобретя франшизу известного агентства, смогут расширить бизнес и повысить финансовые результаты работы.
Сегодня рынок услуг в сфере недвижимости находится в состоянии острой конкуренции. До 2008 года любой риэлтор, начавший самостоятельную деятельность, был фактически обречен на успех, не прибегая к чьей-либо помощи. Отчасти этому способствовала и малая финансовая емкость бизнеса — затраты окупались в течение 3-4 месяцев. Однако после кризиса ситуация кардинально изменилась, и многие агентства, особенно небольшие, сегодня работают либо в ноль, либо несут убытки. В таких условиях приобретение франшизы может стать спасательным кругом для агентства недвижимости, особенно небольшого. Франчайзинг дает не только раскрученное имя, но и отработанные технологии, что экономит не только время, но и деньги, вкладываемые в развитие своего дела. Статистика Европы и США показывает, что из 100 малых фирм в первые три года остаются работать лишь 15, а остальные становятся банкротами, компании-франчайзи в 86 случаях из 100 продолжают работу. В Германии такой показатель еще выше: только 8% франчайзи закрывают свое дело. Однако при всех очевидных преимуществах в России, по разным данным, пока только 3-5% риэлторских агентств работают по схеме франчайзинга. Для сравнения, в США существуют 34 франчайзинговые риэлтерские сети, через них проходит около 45% сделок на рынке недвижимости, в странах Европы через франшизные агентства совершается 30% сделок по жилью. Тем не менее, за франчайзингом на рынке недвижимости России — будущее. С 1990-ых годов на отечественный рынок вышло более 10 франчайзиновых сетей российского и иностранного происхождения.
Что, на Ваш взгляд, может ускорить темп развития франчайзинга в России?
Как ни странно, ускорить темп развития франчайзинга может только кризис в профессии. Не секрет, что сегодня многие потенциальные потребители риэлторских услуг перестают обращаться к риэлторам, предпочитая самостоятельно решать свои вопросы с недвижимостью. Способствует этому развитие информационных технологий, появление большого числа сайтов по продаже недвижимости, сервисов по оценке и т.д. Постепенно риэлторское сообщество сокращает свою долю рынка.
Какие Вы видите препятствия к его развитию?
Одно из главных препятствий — ментальность русского бизнеса. Лучше работать под своим малоизвестным именем, чем носить чужое. Хотя исходить, на мой взгляд, нужно из другого, какая разница как называется ваша компания, если она эффективно работает, растет и приносит хороший доход.
Какие планы у Вашей компании в следующем году?
Наша цель — франчайзи или партнер в каждом городе Подмосковья.
Теперь о Вас. Какие Ваши любимые книги? Ваши любимые фильмы? Ваше Хобби? Как Вы боретесь со стрессом на работе?
Из художественной литературы я предпочитаю русскую классику, из профессиональной больше интересуют книги по технологиям и психологии продаж. Хобби — это горные лыжи, до недавнего времени был дайвинг. Но в подводном плавании все глубины достигнуты, рыбы и кораллы запечатлены на фото, и потянуло к новым — горным — вершинам.
Что касается стресса на работе, я предпочитаю в принципе не работать в зоне дискомфорта. В состоянии стресса на работе человек находится, если то, чем он занимается ему чуждо и не интересно. Я свою работу люблю, предан своему делу, поэтому и работа для меня это состояние души, это мой личный комфорт.
Какие планы на будущее лично у Вас? Где Вы планируете провести ближайший отпуск?
Планы на будущее — это построение федеральной партнерской сети. Ближайший отпуск всей семьей мы проведем в Сингапуре.
Что Вы посоветуете начинающим предпринимателям?
Не бояться начинать свое дело! Прежде, чем начать что-то делать, многие предприниматели сомневаются, ищут причины, почему что-то может не получиться. Этого делать ни в коем случае нельзя, в свой успех нужно верить, быть более решительным. Также сегодня сложно быть успешным в одиночку. Для эффективной работы нужна команда. Сейчас много разговоров о том, что недвижимость перестала приносить реальный доход. Это неправда, на самом деле, это очень живой, динамичный и интересный бизнес. К тому же, затраты на открытие бизнеса не столь велики, а выход на окупаемость при грамотном подходе происходит гораздо быстрее, чем в любых других видах бизнеса.
Комментарии •0