О том, чтобы открыть свой интернет-магазин задумываются многие. Этот с виду простой бизнес скорее напоминает гигантский айсберг, который уже потопил многих недальновидных предпринимателей. А всё потому, что на поверхности простого с вида бизнеса видна лишь малая часть того, о чём нужно задумываться предпринимателю, который хочет добиться успеха на рынке интернет-торговли. Под водой, невидимыми, остаются множество преград и проблем, с которыми ежедневно придётся встречаться обладателю интернет-магазина.
Массивной частью скрытого от взгляда айсберга, именуемого «Интернет-магазин», является логистика. Однако сталкиваются с этой проблемой не только начинающие и неопытные интернет-торговцы, но и «зубры» e-commerce.
Пять лет назад в помощь интернет-магазинам и их покупателям пришла компания PickPoint, выведя на рынок свои постаматы — аналог немецкой разработки. Эта технология позволила автоматизировать процесс выдачи заказов в любой точке страны. Использование постаматов сократило издержки курьерской доставки, дало возможность соблюдать заданные сроки выдачи и расширило возможности оплаты как наличными, так и банковскими картами.
Сегодня PickPoint насчитывает почти 1,5 тысячи постаматов по всей России, в том числе и франчайзинговых, с помощью которых помогает доставлять и получать интернет-заказы, а также анализирует текущее состояние рынка электронной торговли.
Именно об этом БИБОСС и решил поговорить с генеральным директором PickPoint Надеждой Романовой, а заодно выяснить в каких направлениях компания планирует развиваться в дальнейшем.
Безоблачно ли будущее интернет-магазинов?
Интернет-торговля относится к растущим рынкам. В этом году, не смотря на кризис, прирост рынка в рублях составит 30-35%, хотя число заказов сократилось на 10%, а среднее количество товарных вложений в одном заказе уменьшилось с 3 до 1,5. Тем не менее средний чек вырос, потому что товар на интернет-витринах подорожал.
Несмотря на это, снижение покупательской способности рубля с одной стороны, и доступность в онлайне новых товаров с другой, стимулируют покупателей к переходу в Сеть.
Важной тенденцией рынка e-commerce является и тот факт, что сегодня крупные игроки заняты построением маркетплейсов — открытых онлайн-площадок, на которых могут торговать любые компании, в том числе и зарубежные. Планируется, что за счет таких площадок, продавцы снизят свои расходы на логистику и уберут из цепочки посредников. Это ощутимо удешевит продукт для покупателя.
Интернет-магазины мы рассматриваем как партнеров по бизнесу. Мы с ними в связке, качество работы интернет-магазинов напрямую влияет на нас и наоборот.
К нам уже пришли маркетплейсы Китая — AliExpress и JD, американский eBay. В России подобные проекты хотят реализовать Почта России, ЮЛМАРТ, Wikimart и другие. Но это не простой продукт, он требует большой работы с поставщиками, детального знания логистики, консолидации участников рынка. Вполне вероятно, что через пару лет мы получим одну основную российскую площадку. Из-за этого ужесточатся требования к интернет-магазинам, и их число может сократиться.
Курс на автоматизированную логистику
Если раньше логистика и была проблемной частью бизнеса интернет-магазинов, которые пользовались либо курьерскими службами, либо почтой, то теперь ситуация поменялась. E-commerce стал стратегической точкой роста для рынка логистики. Как следствие, логисты создают решения именно для интернет-магазинов.
При этом более популярны становятся формы автоматизированной экспресс-доставки. Поэтому в ближайшей перспективе возможно снижение доли курьерской доставки и рост количества выдач через пункты и постаматы, которые все ближе к дому.
У PickPoint в этой сфере преимущество — мы изначально создавались для e-commerce. Наши проекты базируются на ИТ-решениях, стремлении быть ближе к потребителю, хорошем знании потребностей рынка электронной коммерции и ИТ-возможностей в нем. У нас готовые, легко встраиваемые в любую классическую CMS-систему решения, которые автоматизируют все стадии доставки. Наши постаматы и классические пункты выдачи доступны во всех регионах, и сеть прирастает ежемесячно на несколько десятков точек. По сути, мы предлагаем интернет-магазинам качественный федеральный охват при минимальных затратах на интеграцию и конкурентную стоимость услуг.
Принцип клиентоориентированности
Мы работаем в первую очередь для конечного пользователя. Именно он выбирает канал получения заказа и напрямую влияет на развитие рынка экспресс-доставки. Наши пользователи зачастую сами обращаются в интернет-магазины с просьбой подключить PickPoint, дают активную обратную связь по сервису и идеи для развития.
Например, сейчас PickPoint дает возможность получателю самостоятельно определять место и время выдачи заказа. Позволяет не отвлекаться на курьера, очереди и эффективно планировать свой день. Точки PickPoint расположены в шаговой доступности в 360 городах и населенных пунктах страны. В крупных городах мы уже приблизились к показателю не более 800 метров между двумя точками. Постаматы установлены в торговых центах и работают до 22.00 либо круглосуточно.
Партнерство с «Ростелеком-Розничные системы» позволило нам в 2015 году оперативно нарастить сеть пунктов выдачи в небольших городах и населенных пунктах. Наши пользователи могут самостоятельно на нашем сайте и в мобильном приложении выбрать пункт выдачи, отследить перемещение заказа, продлить срок хранения посылки в ячейке, дублировать SMS-сообщения с кодом выдачи.
Повторюсь, наш основной клиент — это конечный получатель, и для него мы совершенствуем свой сервис. Основную ставку мы делаем на персонализацию сервиса, которая позволит нам общаться с каждым получателем и адресно предоставлять расширенный пул услуг. Помимо этого, у нас есть большой люфт для органического развития сети, и следующий год будет посвящен географическому масштабированию сервиса в регионах. В планах стоит реализация нескольких проектов и популяризация сервиса для конечного потребителя.
В среднесрочной перспективе на 1-3 года мы планируем привлечь к своему сервису до 25% покупателей Сети.
Перспектива в регионах
Мы видим, что растет доверие к покупкам в интернет-магазинах, особенно в регионах.
Достаточный уровень проникновения интернета обеспечил ежегодный прирост пользователей Сети на уровне 20-22%. А это реальные и потенциальные покупатели. Сейчас порядка 19% онлайн-покупателей проживает в небольших городах и селах. Для сравнения онлайн-покупатели Москвы и Санкт-Петербурга занимают 31% от общего числа.
У покупателей в регионах основным спросом пользуются местные интернет-магазины и зарубежные площадки. PickPoint партнер большинства основных из них.
Сейчас в нашей базе порядка 5,5 тысяч онлайн-ритейлеров.
Мы разворачиваем свою сеть и в крупных городах, и в небольших населенных пунктах.
Развитию нашей сети в регионах, ее доступности и эффективности способствуют наши франчайзи. При этом, мы предлагаем «бизнес для ленивых»: нужно закупить постаматы, выбрать место для их установки либо обратиться к нам и мы сами подберем арендную площадь. Мы подключаем интернет-магазины, обновляем ПО, арендуем у франчази ячейки в постаматах для доставки заказов, организуем инкассацию и предоставляем всю необходимую аналитику.
Однако, в первую очередь в каждом отдельно взятом населённом пункте нас интересует покупательская активность населения в Сети и ее потенциал. Мы понимаем, что если широкополосный интернет появился в городе 3 года назад, значит уже сейчас будет резкий всплеск онлайн-покупок. И мы должны предоставить качественный сервис экспресс-доставки, чтобы покупатели избежали негативного опыта и продолжили успешно пользоваться возможностями e-commerce.
Комментарии •0