Войти

Татьяна Кожухарь

Быть начинающим всегда не просто, а уж особенно — быть начинающим бизнесменом. Многие просто не знают с какой стороны подступиться к бизнесу, где взять средства на открытие, как привлечь клиентов, не тратя миллионы на рекламу.

С теми же сомнениями и вопросами столкнулась и Татьяна Кожухарь. Однако девушка сумела преодолеть свои страхи и за три года не просто создала собственный бизнес, но и начала продавать франшизу. О том, как начать своё дело, где взять на него деньги и найти клиентов, генеральный директор сети студий рисования песком SandLand Татьяна Кожухарь рассказала БИБОСС.

Бизнес в большом городе

В 2012 году, после окончания университета, мы всей семьей переехали из Нижневартовска в Санкт-Петербург. Конечно, почву для этого мы начали готовить заранее — решение о переезде было принято ещё в 2009 году.

На момент переезда мне было всего 22 года, но за моими плечами уже был годовой стаж предпринимателя. Поэтому разницу между развитием бизнеса в большом и маленьком городе я понимала. Мегаполис гораздо больше подходит для запуска собственного бизнеса. Ведь именно тут ты находишься в эпицентре событий и открываешь новые ниши.

Но у ведения бизнеса в большом городе есть и свои минусы. Во-первых, это сложность с финансированием. Да, в Санкт-Петербурге есть возможность получить финансовую поддержку государства, но чтобы сделать это, нужны титанические усилия. В Нижневартовске система поддержки предпринимателей оказалась более прозрачной и обоснованной.

Во-вторых, в маленьком городе очень хорошо работает система так называемого «сарафанного радио», что значительно сокращает затраты на рекламу. Кроме того, конкурентов здесь гораздо меньше, чем в мегаполисе.

В Нижневартовске я поставляла в детские сады оборудование для приготовления кислородных коктейлей. В холодном северном городе, где у населения наблюдается кислородная недостаточность, данный вид бизнеса был очень актуален. Но приехав в Санкт-Петербург я поняла, что здесь такого спроса на кислородные коктейли не будет, поэтому я приступила к поиску новых бизнес-идей.

«С момента возникновения идеи и до открытияSandLand прошло всего четыре месяца»

После переезда я два месяца мониторила рынок и в итоге нашла достаточно интересную нишу. В декабре 2012 года я запустила проект под названием «Альбом-kids», в рамках которого занималась выпуском альбомов для рисования. На обложках была размещена информация о рекламодателях. Этот бизнес послужил отличной стартовой площадкой для SandLand: он принёс неплохие деньги, но не потребовал фактически никаких вложений.

К созданию SandLand я пришла случайно. Один из рекламодателей упомянул, что у него есть помещение. Я вызвалась стать арендатором, решив, что бизнес под помещение придумаю позже. Буквально через пару недель мне в голову пришла идея открыть студию рисования песком.

С момента возникновения идеи и до открытия студии SandLand прошло всего четыре месяца. Во время подготовки обстоятельства складывались очень удачно, сейчас мне кажется, что сама судьба благоволила открытию этого бизнеса. Прежде, чем запускать проект, я решила оценить, насколько востребованным он будет.

Многие молодые предприниматели упускают этот момент, и, надеясь на «авось», не проводят тщательный анализ рынка. Это очень серьёзная ошибка, которой я постралась избежать.

У меня была группа «ВКонтакте», посвященная «Альбом-kids», где было большое количество целевой аудитории. На этой площадке я провела опрос, который показал, что 90% участников хотели бы отвести своего ребёнка в студию рисования песком.

Убедившись, что у населения есть интерес к такому бизнесу, я начала поиск нового помещения, поскольку старое не подходило для работы студии. Найти его помогла встреча с представителем крупной санкт-петербургской сети книжных магазинов «Буквоед». Выяснилось, что в одном из магазинов как раз есть подходящее пустующее помещение.

Сотрудника для своего нового бизнеса я также нашла довольно быстро. Чтобы подготовить помещение будущей студии, я искала художника, который распишет стены в ней. Этот художник и познакомил меня с моей первой сотрудницей, которая хотела попробовать себя в рисовании песком. Для старта бизнеса было готово абсолютно всё.

Советы начинающим. Где взять деньги?

Ни SandLand, ни предыдущие бизнес-проекты не потребовали у меня колоссальных инвестиций. Я считаю, что когда нет опыта в предпринимательстве, не стоит вкладывать в проекты большие деньги. Ты ещё молод, не готов к трудностям и не знаешь всех подводных камней. Сначала нужно понять свой потенциал: может быть бизнес — это вовсе не твоё.

К тому же, небольшую сумму гораздо проще найти самостоятельно. Когда я открывала SandLand, у меня было 50 тыс. рублей собственных средств, 50 тыс. рублей я заняла у родственников и ещё 100 тыс. рублей обналичила с кредитной карты. Последнее — неплохой способ финансирования небольшого бизнеса, но только в том случае, если вы уверены, что сможете вернуть займ в короткий срок. А вот к долгосрочным кредитам я отношусь скептически.

Ещё один способ найти средства на запуск бизнеса — обратиться за грантом в комитет по развитию предпринимательства. Сегодня такие есть во всех российских городах. Но нужно сразу учесть — это может быть слишком трудоёмкий процесс.

Даже после того, как предприниматель открыл свой бизнес, он некоторое время остаётся стеснённым в средствах. Сэкономить их можно в первую очередь на рабочей силе, сделав всё самостоятельно. Многие на первых порах стремятся делегировать все задачи, и теряют на этом деньги, а также контроль над бизнесом.

В первые полгода работы желательно делать всё самостоятельно. Это не только помогает снижать затраты, но и позволяет получить бесценный опыт.

При этом когда предприниматель уже готов делегировать задачи и нанимать персонал, к отбору сотрудников необходимо подойти очень тщательно. Желание сэкономить, наняв людей непонятной квалификации, в итоге может очень дорого обойтись. Некомпетентные и грубые сотрудники могут просто отпугнуть клиентов.

Также сохранить средства поможет грамотный бартер. Например, на старте проекта SandLand я договорилась с сетью «Буквоед» о минимальной аренде, взамен предложив компании свои услуги по организации песочного шоу.

Кроме того, не стоит тратить лишних денег на рекламу, продвигаясь сразу по всем возможным каналам. В начале нужно определить какой способ подходит именно вашему бизнесу.

Реклама: понять что нужно вашему бизнесу

Неправильное распределение рекламного бюджета — одна из частых ошибок молодых предпринимателей. Многие пытаются прорекламировать свой бизнес везде и сразу. Это далеко не всегда приводит к нужным результатам, но заметно истощает бюджет растущего бизнеса.

Первое и главное, что нужно сделать — определить свою целевую аудиторию. Уже после этого можно понять, где эту аудиторию можно найти. Если ваша аудитория — дети, как у нас, то воздействовать нужно на их мам. Последние зачастую достаточно много времени проводят в соцсетях.

Именно поэтому Студия SandLand на первых порах рекламировалась только в социальных сетях. Такой способ не требовал никаких вложений. Не скрою, работа в этом направлении была похожа на спам, но это давало нужный эффект: люди приходили.

Большое преимущество работы в соцсетях по сравнению с привычными способами рекламы — возможность отследить реакцию целевой аудитории. Ни телевидение, ни радио, ни раздача листовок на улицах такой возможности не дают.

Кроме того, реклама на улицах и в СМИ всё чаще воспринимается как информационный шум, люди либо не обращают на неё внимания, либо не доверяют ей. Зато всё больше прислушиваются к отзывам своих знакомых. Растёт влияние так называемого «сарафанного радио». Поэтому особенное внимание стоит уделить качеству работы. Клиент должен остаться настолько довольным, чтобы рассказать о вашем бизнесе своим друзьям.

Оцените статью
1
Полезно
0
Интересно
0
Средне
0
Плохо

Смотрите также

Татьяна Копнина

Татьяна Копнина

Orby: Секрет прост: мы общаемся с подростками на равных, на их языке и через те каналы, которые им привычны, удобны и интересны
Татьяна Туманова

Татьяна Туманова

V.I.P.A: «Шикарное белье! Под такое белье и магазин не грех открыть!»
Татьяна Овчинникова – «Человек года в сфере франчайзинга ...

Татьяна Овчинникова – «Человек года в сфере франчайзинга 2023»

Татьяна Овчинникова стала лауреатом премии «Человек года 2023» в сфере франчайзинга по версии издания «Деловой квартал».

Комментарии •3

ROMAN
9 декабря 2015, 16:26 Пожаловаться

Спасибо авторам статьи и Татьяне за то что делятся своими историями успеха. Это всегда вдохновляет)

Сообщение удалено

Нравится • 0
0
Не нравится • 0

Ответить

Любовь Ивановна

Спасибо Большое! Особенно понравилось (реклама в соцсетях)

Сообщение удалено

Нравится • 0
0
Не нравится • 0

Ответить

Iosif     New-York, USA.

Большое вам Спасибо за статьи, их должно быть больше и больше, чтоб все могли знать как правельно строить свой бизнес и Большое Спасибо Татьяне Кожухарь!! она много дала пользы..! Ольга и Иосиф. Всё 5+ прямо в 10 -ку. Моя сестра ОЛьга, просила вам передать, что это правельность психологического подхода как к любому бизнесу так и к жизни.!

Сообщение удалено

Нравится • 0
0
Не нравится • 0

Ответить

Пожаловаться на комментарий