Владелец сети учебных центров «Формула Образования» Антон Акимов в интервью порталу БИБОСС рассказал, как собирается изменить систему образования в стране, в чем специфика бизнеса в этой сфере и почему не каждый здесь может стать франчайзи.
В сфере услуг зачастую сложно сформулировать точное определение слова «продукт». Что является ценностью для потребителя, что конкретно он покупает? Для бизнеса в сфере образования, тем более детского, этот вопрос еще сложнее: сам процесс обучения и передачи знаний, прогрессивные методики, самописная CRM, яркие учебники или красиво оформленная аудитория? В какой-то момент мы четко определили для себя, наш продукт — это поступление школьника в вуз мечты. Все остальное — комбинация инструментов для создания этого продукта. Поэтому, если вы мечтаете поставить управляющего, много путешествовать и при этом зарабатывать миллионы, этот бизнес вряд ли для вас.
Работая в образовании уже больше пяти лет, замечаешь, что оно накладывает яркий отпечаток на человека. Однажды погрузившись в преподавание, тренерство, коучинг, трудно представить себя в другой ипостаси. Виной тому высшая награда, которую неизбежно получает каждый профессионал, прикоснувшийся к обучению — результаты учеников и их искренняя благодарность.
Постоянно получая огромный блок нематериальных ценностей, трудно перестраиваться на работу и бизнес по квартальным планам, KPI и летучкам. Когда главным критерием успешности становится обретение действительной ценности твоим клиентом, отношение к предпринимательству меняется. На этом мы и строим свою модель ведения бизнеса.
«Формула Образования» готовит школьников к экзаменам уже 8 лет. За это время наше дело претерпело множество изменений, но неизменными остаются высокие баллы наших учеников. Это главный ориентир, к которому стоит стремиться.
Вначале была идея
Еще в детстве я мечтал стать школьным учителем и всерьез увлекался географией. Но чем ближе был 11 класс, тем глубже я понимал, глядя на своих учителей, что современное школьное образование слишком консервативно и закостенело, чтобы один молодой географ через несколько лет смог его изменить. Тогда по советам близких я получил перспективное на тот момент высшее образование по таможенному направлению. Но желание быть причастным к процессам обучения было всегда и будучи студентом начал работать в крупнейшей в России образовательной компании. Там я впервые увидел, что преподаватель не обязательно должен быть хмурым и академичным, занятия скучными, а подготовка к экзаменам может не вгонять детей в состояние нескончаемого стресса. И тогда меня осенило, что, наверняка, в мире есть огромное число по-настоящему сильных преподавателей, которые в детстве мечтали стать «другими», но машина школьной системы поборола в них стремление сделать уроки интересными. Именно на таких преподавателей я стал делать упор в «Формуле Образования». И если в школе любая инициатива бывает наказуема и порицается, то мы стали давать возможность опытным учителям реализовывать свой потенциал. Мы собрали команду таких учителей со все еще горящими глазами, и наши ученики в первый год достигли потрясающих результатов на ЕГЭ, в среднем на 25% лучше сверстников.
Развитие франшизы
Спустя несколько лет передо мной неизбежно встал вопрос масштабирования. Для открытия собственных филиалов сразу в нескольких городах нам не хватало кадров, поэтому было решено запускать франшизное направление. Как и многие франчайзоры мы очень боялись потерять в качестве, что модель не адаптируется в других городах, что сыграют какие-нибудь локальные или человеческие факторы. Поэтому строго решили открыть пару-тройку франшиз и проверить модель. И сегодня мы имеем три успешных франшизных центра — два в Уссурийске и один в Ульяновске. Да, нам очень везет с городами на букву У. Наши партнеры прониклись идеей делать подготовку к экзаменам увлекательной и качественной, и мы убедились, что модель работает и в небольших городах. Сегодня мы готовы передавать ее в красивой упаковке и большем объеме: так, уже осенью 2017 мы планируем открыть уже 30 новых центров по франшизе.
Развивая франшизное направление, мы преследуем цель сделать по-настоящему качественное образование доступным по всей стране. Мы уверены, что в каждом городе России есть толковые ребята, мечтающие учиться в лучших вузах. А еще мы уверены, что по всей России есть огромное количество сильных предпринимателей, желающих начать собственное дело. По-честному, с гордостью, надолго, чтобы получать удовольствие от своей работы и делать страну немного лучше из года в год.
Сегодня рынок подготовки к ОГЭ и ЕГЭ все еще находится в стадии роста, и самое время успеть занять свою нишу. Оглянитесь, наверняка, в соседнем доме открылся центр подготовки к экзаменам, а может, уже и успел закрыться.
Мы осознанно сделали ставку на опытнейших преподавателей — экспертов ЕГЭ. Именно они, а не молодые студенты или недавние выпускники, способны довести школьника до поступления. И дело тут не в опыте или мотивации, а, скорее, в нужном уровне осознанности и ответственности, с которым эксперт подходит к процессу обучения и нацеливается именно на результат.
У нас есть учитель, которая вместе с нашими курсами преподает в школе. И это два абсолютно разных человека. Так вышло, что к ней в группу случайно записалась девочка, которую она также учит и в школе. Девочка, сравнив, как проходят занятия в стенах школы и у нас в центре, рассказала одноклассникам. В итоге половина класса теперь занимается у учителя в группе и в центре, и в школьном классе. Только её школьную они не любят, т.к. рамки школы заставляют быть строгим педагогом с жестким учебным планом, а в центре она может быть ярким учителем с авторским подходом.
Почему важно «жить» своим делом?
Я с трудом могу представить себе владельца бизнеса, который отстраняется от общения со своими клиентами и перекладывает все на управляющего или администратора. Важно постоянно держать руку на пульсе, разговаривать с родителями учеников, узнавать, что их волнует, посещать занятия и давать обратную связь своим преподавателям, прилагать усилия к развитию учебного центра в целом.
Общаясь с потенциальными франчайзи, я часто замечаю, что люди хотят получить волшебную палочку, по мановению которой все само запустится и заиграет, а им останется только собирать сливки. Открывать свое дело по франшизе — это большой труд, а работать с детьми — еще и большая ответственность. Поэтому на первоначальном этапе я всегда выясняю у будущих партнеров, насколько они осознают специфику работы в образовании.
Открыть учебный центр не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Вам не нужно закупать дорогостоящие активы, товары, оборудование. Зачастую самое важное — удачное месторасположение центра, опытные преподаватели и правильно запущенная рекламная кампания. Со временем мы обеспечиваем в свои центры постоянный поток клиентов с источником «от друзей». Сарафанное радио работает в наших центрах как нельзя хорошо. Но несомненным преимуществом работы по франшизе является скорость запуска и уверенность в модели. Когда все структурировано, отлажено, проверено временем — заметно проще запустить свое дело. Многие партнеры отмечали, что в принципе у них в головах была схема запуска и общее представление, но они выбрали именно франшизу и не пожалели. Подводные камни есть везде, и тратить время на изобретение велосипеда никому не хочется. Уже в процессе работы каждый партнер привносит в свой бизнес элементы творчества, немного видоизменяет и совершенствует для себя нашу модель — от этого не уйти. Когда мы об этом узнаем, я обычно не препятствую, предпринимательство — это всегда развитие и часто партнеры подсказывают идеи, которые мы масштабируем на всю сеть.
Формула успешного бизнеса
Наверное, самая большая сложность в работе с франчайзи возникает еще на этапе знакомства, до решения об открытии центра. Мне важно, чтобы человек полностью разделял наши ценности и стал не просто франчайзи, купившим бизнес-модель и поддержку, а партнёром, готовым развивать и развиваться, привносить свежие идеи. На этапе первых переговоров нам приходится многим отказывать именно по причине ценностных установок. Также многие почему-то не понимают, что нужно будет очень много работать, что создание своего дела — это не просто заключение договора с франчайзором, таким я сразу честно отказываю.
Самое сложное в этом бизнесе — оправдать ожидания клиентов. Я убежден, что наш клиент — это не только ребенок или родитель, который платит — а это семья. К нам ведь в основном приходят не школьные «отличники» и даже не «хорошисты», зачастую к нам приходят семьи с просьбой: «Подготовьте, чтобы хоть не со справкой выпустились» или «Нам бы хоть куда на бюджет поступить, лишь бы не в армию». Еще перед первым занятием мы выясняем, чего хочет сам ученик и стараемся подготовить его к поступлению именно в вуз мечты. К сожалению, это не всегда получается по многим причинам. Но как только мы это понимаем, обязательно честно говорим об этом родителям. Открытость и честность в этом бизнесе очень важна.
Совет начинающим
Самое главное — не нужно бояться. Запуск бизнеса — это всегда риск и неизвестность. Но как только в голове у человека зарождается мысль о создании своего дела — он совершенно точно стал предпринимателем. Ошибаться и рисковать — это нормально, но только так можно стать тем, кем мечтали быть в детстве.
Комментарии •0