Совладелец сети мужских парикмахерских Chop-Chop Алексей Ермилов рассказал в интервью порталу БИБОСС, как статья в одной из американских газет полностью перевернула его жизнь и вдохновила на создание собственного бизнеса.
Я рос творческим ребенком, получил филологическое образование на кафедре американской литературы, и ничто не выдавало во мне будущего предпринимателя. Так что собственное дело родилось скорее из лени. Даже работая редактором в глянцевых журналах (в Афише и в GQ), я через силу заставлял себя приходить на службу. Свой бизнес стал избавлением от офисного заключения.
Как все начиналось
Парикмахерская Chop-Chop выросла из домашней (в самом буквальном смысле) тату-студии. До сих пор не спадающая мода на каллиграфические татуировки — наших рук дело. В 2011 году мы решили расшириться и открыли студию татуировок и мужских стрижек под одной крышей. «У нас не салон красоты», заявили мы на нашем самом первом сайте, и это стало девизом. Очень быстро, за полгода, один формат поглотил другой, и за символические деньги мы продали тату-направление бизнеса своим приятелям.
Сейчас Chop-Chop — это только стрижки для мужчин. Ничего лишнего.
На открытие самой первой парикмахерской Chop-Chop вдохновил материал The New York Times 2010 года под заголовком «Ренессанс барбершопа» о модных нью-йоркских парикмахерских для мужчин. В России такого жанра просто не существовало, и мы с друзьями-основателями не видели ни одной причины, почему бы ему не прижиться на нашей почве. Так и вышло. Что в Америке, что в России мужчины хотят стричься в мужских парикмахерских.
Как ни странно, запускать самую первую парикмахерскую было проще всего. При том, что не было ни опыта стройки, ни понимания бизнес-процессов, ни, в общем-то, денег. Мы пустили клич на «Фейсбуке» и за пару дней нашли идеальное помещение в уютном дворике старой Москвы, за полтора месяца сделали ремонт, через знакомых нашли мастеров — и открылись в рекордные сроки. От рождения идеи до первого клиента прошло месяца три. Все последующие точки, а собственных филиалов у нас в Москве уже восемь, давались нам с гораздо большим трудом.
Главной проблемой при открытии второй парикмахерской, третьей и так далее была нехватка приличных помещений. Если самое первое нашлось за пару дней, на поиск следующих уходило по несколько месяцев. Дефицит коммерческой недвижимости и, как следствие, задранные арендные ставки, — основная головная боль московского предпринимателя, занятого в ритейле и услугах.
Как появился франчайзинг Chop-Chop?
Франчайзинговое направление Chop-Chop родилось почти случайно — из неудачной попытки открыться в Питере. Нас преследовали мелкие неудачи, и мы решили, что точкой наиболее эффективного приложения усилий все-таки является Москва с ее гигантским и на тот момент абсолютно свободным рынком. И тут мы получили письмо от будущих партнеров, который предложили развивать бренд по франшизе в Санкт-Петербурге. Мы посмотрели в словаре значение слова «франшиза» и решили — почему бы и нет. Так появилась самая первая франчайзинговая точка Chop-Chop. В Петербурге их сегодня уже четыре.
Один несомненный плюс индустрии в том, что люди всегда будут ходить стричься. Вне зависимости от экономической обстановки в стране и курса доллара. Кроме того, за шесть лет работы мы практически не видим сезонности в этом бизнесе. Парикмахерские заполняются вне зависимости от времени года и даже погоды за окном. Кстати, все это хмурое московское лето мы дарили дождевик каждому клиенту, застигнутому ливнем. К условным минусам можно отнести то, что парикмахерская, в отличие от обувного магазина или кофейни на колесах, требует от владельца тонкой настройки и личного участия. Любая мелочь в результате может стоить вам клиентов — от опоздания на работу мастера или плохого настроения администратора до слишком холодной воды, которой моют голову посетителю. Несмотря на неформальную обстановку в парикмахерских, все это должно работать как часы.
Уже через полгода после открытия с нами связались из штаб-квартиры Nike. На время чемпионата Европы по футболу они брендировали избранные парикмахерские в рамках международной акции Nike Barbershop, где фанаты могли бы сделать стрижку, как у любимого футболиста. В России партнерским барбершопом стал как раз Chop-Chop. Это положило начало нашим серьезным партнерским проектам, в рамках которых мы, например, выпускали вечные чемоданы вместе с лучшей немецкой маркой Rimowa, бейсболки с New Era и джинсовые куртки c Levi’s.
Работа с партнерами
Мы не отсеиваем франчайзи по принципу «никогда не имел опыта управления собственным предприятием». Мы сами открывали Chop-Chop, не имея ни малейшего представления о том, как устроен этот бизнес. Гораздо важнее для нас, чтобы человек разделял наш общий эстетический вектор: любил журналы, которые мы раскладываем на журнальных столиках, музыку, которая играет в наших парикмахерских, и, конечно, понимал ценность классических мужских стрижек, не подверженных влиянию моды.
Обучение происходит непрерывно на стадии запуска проекта. Персональный менеджер идет с ним рука об руку с момента подписания контракта до дня торжественного открытия. Обычно за эти два-четыре месяца новоиспеченный франчайзи становится настоящим профи, который не просто досконально знает законодательную базу, регламентирующую работу салонов красоты, но и без труда отличит «андеркат» от стрижки «тайт контур».
В 2014 году мы запустили академию Chop-Chop — первую в России школу мужской стрижки. Сегодня каждый, еще вчера открывшийся барбершоп считает необходимым проводить на своей базе обучение. Но интересно, что половина этих парикмахерских укомплектована вчерашними студентами нашей академии — или уже учениками наших студентов. Парикмахеры из партнерских салонов регулярно обучаются в академии на особых условиях. Кроме того, мы устраиваем выездные кустовые сессии в разных регионах страны. Ближайший такой слет пройдет для сибиряков, в Тюмени.
Советы начинающим
В каком-то смысле я завидую начинающим. У них есть преимущество, которое я сам постепенно утрачиваю — цена ошибки или равна нулю, или составляет пренебрежительно малую величину. Поэтому можно рисковать, можно отложить составление бизнес-плана на завтра, можно начхать на мнение «экспертов», уверенных в том, что ваша идея обречена на провал. Нас тоже убеждали, что все деньги на рынке приносят женщины, и открывать чисто мужскую парикмахерскую — самоубийство. Мы не послушались.
Комментарии •0