Инвесторы и предприниматели постоянно находятся в поиске перспективной и прибыльной ниши для вложений и начала бизнеса. Одной из таких областей являются автосервисные услуги. Директор федеральной сети автосервисов FIT Service Данил Соловьев назвал пять причин, почему выгодно запустить бизнес в сфере СТО, и рассказал об основных трендах этой ниши.
1. Высокий спрос на рынке
Ремонт и обслуживание автомобилей уже долгие годы возглавляют рейтинг самых востребованных услуг. Обслуживание автомобиля занимает четвертое место в структуре расходов россиян, после продуктов питания, коммунальных платежей и одежды. По данным агентства «Автостат», количество личных автомобилей ежегодно прирастает на 4%.
В то же время число владельцев, готовых и способных самостоятельно обслуживать свои машины, неуклонно снижается, поскольку из учебной программы автошкол исключен блок информации об устройстве автомобиля.
Зачастую люди заканчивают автошколы, покупают автомобили, однако совсем не разбираются в устройстве. Что находится под капотом или в подвеске, и как это работает им неинтересно.
Вторая причина востребованности автосервисов — усложнение устройства автомобиля. К современным европейским и азиатским машинам уже бесполезно подходить без компьютерного сканера. Для его качественного ремонта нужны знания, специальный инструмент и оборудование.
Третья причина — изменение менталитета и рост благосостояния людей. Даже те автовладельцы, которые разбираются в автомобилях и любят покопаться в двигателе, теперь отдают заботу об автомобиле на откуп профессионалам.
2. Стабильность в условиях кризиса
Автомобили настолько прочно вошли в жизнь человека, что от них уже невозможно отказаться, что бы ни случилось. Стоимость бензина, например, АИ-92 по сравнению с 2010 годом увеличилась с 25 рублей за литр до 35 рублей. Однако меньше ездить на автомобилях люди не стали. Наоборот, россияне отказываются от поездок за рубеж в пользу путешествий по России на личных автомобилях: по данным аналитического центра FIT Service средний пробег автомобилей в 2016 году увеличился на 20%.
В случае экономического кризиса и снижения покупательской способности люди, скорее всего, предпочтут отложить покупку нового автомобиля в пользу покупки подержанного или эксплуатации имеющегося. Однако от ремонта и обслуживания машины владельцы отказываться не будут, потому что это грозит поломками, ремонтом и заменой дорогостоящих узлов и агрегатов.
3. Низкая конкуренция
Автосервисный бизнес — одна из самых низкоконкурентных сфер. На рынке до сих пор ощущается дефицит хороших СТО, который предоставляет клиенту полный комплекс услуг. В европейских и азиатских странах на тысячу автомобилей приходится два автосервиса полного цикла, в России — чуть больше одного. Однако и российский рынок стремится к насыщению. У предпринимателей все больше понимания, что автосервис — это отличный бизнес. В этой связи принципиально важно занять место на этом рынке, пока он еще не заполнен.
4. Высокая доходность
По данным аналитического агентства «Автостат», объем российского рынка автосервисных услуг в 2016 году превысил 560 млрд рублей. При этом рынок еще далек от насыщения и стремится к росту.
Для открытия небольшой станции на базе действующего СТО потребуются инвестиции от 2,2 млн рублей. За месяц в среднем она будет приносить прибыль около 260-320 тысяч рублей. Точка безубыточности достигается максимум за 3 месяца, однако обычно это происходит быстрее.
5. Запрос на инновации
Автосервисный бизнес до последнего времени был крайне архаичным и нецивилизованным. Технологии и методики, которые в нем использовались, значительно отставали от других сфер бизнеса.
При выборе автосервиса люди руководствуются прежде всего рекомендациями своих знакомых. Как правило, автосервис носил имидж места, где тебе грубят, обманывают, разговаривают на «ты». К сожалению, такой имидж вполне обоснован. Это происходит в основном за счет того, что автосервисная деятельность не лицензирована и по большей части никак не контролируется государством. С одной стороны, это плюс, поскольку облегчает выход на этот рынок. С другой стороны, отсутствие контроля приводит к низкому качеству услуг.
Ситуация начала меняться только в последние пять-семь лет, вслед за внедрением лучших практик сервиса в банковской сфере, общественном питании.
На этом фоне как никогда актуальными становятся автосервисы полного цикла: клиент не ищет запчасти и услуги по разным СТО, а едет на одну станцию, где его автомобиль полностью обслужат.
В автосервисных услугах до сих пор очень высок спрос на новшества, которые повышают комфорт клиента, ускоряют и облегчают взаимодействие человека с автосервисом. Этот фактор дает большой простор для маркетинга, творчества и создания уникальных конкурентных преимуществ, что в свою очередь позволит бизнесу стать еще более востребованным у клиента.
Тренды: будущее за межрегиональными сетями СТО
Анализ рынка СТО демонстрирует две основных тенденции:
- Первая — появляется все больше сетевых сервисов комплексного постгарантийного обслуживания. Так же как и дилерские станции они предоставляют высокий уровень комфорта и качества работ, однако в отличие от первых дешевле на 30%. В сравнении с гаражными мастерскими станции послегарантийного обслуживания и вовсе не встречают никакой конкуренции по качеству услуг и комфорту для клиента.
- Второй тренд — усложнение автомобилей ведет к усложнению автосервисного бизнеса. Для ведения бизнеса требуются высокопрофессиональные сотрудники и постоянное повышение их квалификации, более сложное оборудование, проработанный маркетинг, автоматизация бизнеса, наличие клиентских сервисов, в том числе мобильных приложений. Одиночным СТО такую нагрузку выдержать крайне тяжело.
На пересечении этих двух тенденций рождается прогноз: уже к 2022 году 50% независимых автосервисов будут относиться к каким-либо федеральным сетям. Федеральные игроки будут приходить в новые регионы, к ним будут присоединяться как одиночные СТО, так и мелкие региональные сети.
В этой связи оптимальным решением будет открытие автосервиса по франшизе крупной федеральной сети автосервисов послегарантийного обслуживания. Примером такой сети является FIT Service. Под брендом работают уже 80 станций в 34 регионах страны, еще 107 автосервисов — на стадии открытия.
Будучи дочерней организацией одного из крупнейших в России дистрибьюторов автозапчастей (компании ROSSKO), FIT Service зарабатывает не на продаже франшизы или платежах франчайзи, а на продаже запчастей конечному клиенту. При этом федеральная сеть не только передает партнерам бренд, визуальное оформление, операционные системы и регламенты, но и жестко требует выполнения принятых в сети стандартов. С одной стороны, это способ защитить интересы партнера/собственника. Ведь всего один недобросовестный участник сети может погубить репутацию всей компании. Во-вторых, формирование доверительного отношения к бренду со стороны клиента. Для него не должно быть разницы на какую станцию FIT Service приехать. В каждом автосервисе бренда в любом городе человек должен получить гарантированно высокое качество оказания услуги по ремонту автомобиля.
Срок возврата инвестиций с одной станции сети составляет 22-24 месяца, дальше — чистая прибыль инвестора. За пять лет отдача на вложенный капитал (ROI) составит 280-300%.
Для России это очень хороший показатель, особенно учитывая, что автосервисный бизнес относится к отраслям со сравнительно низкими рисками. Ни один другой инструмент инвестирования не дает такой прибыли.
FIT Service создал собственный центр обучения специалистов СТО FIT LAB. В нем проходят бесплатное обучение и повышение квалификации сотрудники каждого нового автосервиса, открываемого под брендом. Кроме того, сформирована собственная база резюме лучших механиков, диагностов и электриков, чтобы снять с франчайзи проблемы поиска квалифицированных сотрудников.
Бизнес модель FIT Service дает франчайзи еще одно преимущество: партнеры сети могут закупать запчасти и оборудование со скидками у надежных поставщиков со специальными условиями монтажа и обслуживания.
На собственном опыте компания выстроила целую систему стандартов, которая помогает сделать сервис более прибыльным и отвечающим высоким требованиям современного клиента. При покупке франшизы партнер не только получает сами стандарты и регламенты, но и помощь в их внедрении.
Комментарии •0