Азербайджан – страна, расположенная на пересечении Востока и Запада, на побережье Каспийского моря. Страна впечатляет своим разнообразием и красотой природы, богатством культурного наследия и древней историей.
Ее столица, величественный Баку, представляет собой сочетание современных высоток и древних крепостей. Баку известен своими ночными огнями и впечатляющими небоскребами, включая символ города – мощный огненный небоскреб «Пламенные башни». Города, такие как Гянджа, Сумгаит и Ленкорань, представляют разнообразие культур и архитектурных стилей, отражающих богатое многообразие этой страны.
Азербайджан также славится своими природными достопримечательностями, включая горные пейзажи, чистые озёра, живописные долины и заповедные леса. Гобустан с его древними скальными рисунками, Шеки с его старинными домами и узкими улочками, а также Шемаха с его историческими памятниками – лишь небольшая часть того, что можно увидеть в Азербайджане.
С появлением новых туристических возможностей и инфраструктуры, Азербайджан становится все более популярным направлением для путешествий, привлекая людей со всего мира своей уникальной смесью культур, красотой природы и гостеприимством своих жителей.
Экономика Азербайджана
Экономика страны индустриально-аграрная. Азербайджан богат нефтью и газом, поэтому финансовые показатели в стране сильно зависят от ситуации на рынке. Упор экономики делается на нефетегазовую продукцию, химическую продукцию, сталь и руду, в конце списка фрукты, овощи и рогатый скот.
Помощник президента Азербайджана, Шахмар Мовсумов, сообщил, что количество стартапов увеличилось в 3 раза по сравнению с 2022 годом. На это повлияло несколько важных для государства событий. Для начала, в 2023 году был организован первый в истории страны Всемирный форум по малому и среднему предпринимательству. А также был создан портал для инвесторов и бизнесменов.
По итогам за прошлый 2023 год ВВП Азербайджана составил 123 млрд манатов (6,7 трлн рублей), а реальный рост экономики – 1,1%. World Economic League Table прогнозирует увеличение объёма ВВП до 190 млрд манатов к 2037 году с темпом роста ~2,5% в год.
Экспорт товаров в Азербайджане достаточно развит, основными странами для экспорта являются Италия, Турция и Израиль. В 2023 совокупный экспорт снизился на 11% с прошлого года до отметки в 33 млрд долларов. Однако товарооборот между Азербайджаном и странами СНГ вырос до 1,5 млрд долларов. Практически половину от экспортируемых товаров заняли нефть и нефтепродукты, чуть меньше экспортировали нефтяные газы и углеводороды. Далее идут различные полимеры, свежие фрукты и овощи, орехи.
Касаемо импорта, крупнейшими партнёрами Азербайджана в 2023 году стали Россия, Китай и Турция, а страны СНГ заняли 27,5% от общего объёма. Больше всего в Азербайджан поставляли наземный транспорт, минеральное топливо, ядерные реакторы и электрические машины.
Показатели частно сектора улучшаются, благодаря нововведениям в нормативно-правовой системе. Сейчас государство активно поддерживает бизнесменов, что усиливает поток новых предпринимателей. Некоторые из них решают не рисковать открывать самостоятельный бизнес и предпочитают открытие бизнеса по франшизе.
Франчайзинг в Азербайджане
Понятие франчайзинга в Азербайджане появилось относительно недавно, где-то в начале 21 века. В 2014 году при содействии Министерства экономики и промышленности Азербайджана была создана организация по поддержке франчайзинга в стране – Азербайджанский Центр Франчайзинга (АЦФ).
Стабильно растущая экономика Азербайджана привлекает предпринимателей со всего мира, однако рынок франчайзинга в стране всё ещё находится в начале своего пути. В особенности успешное сотрудничество складывается с франчайзорами из стан тюркского мира,
Особенности азербайджанского франчайзинга
На данный момент, весомым препятствием в развитии франчайзинга на территории Азербайджана является отсутствие нормативно-правовых актов конкретно для франшиз. Сейчас за регулирование франчайзинговых отношений отвечают:
- Гражданский кодекс Азербайджанской Республики;
- «Закон о товарных знаках и географических показателях»;
- «Закон о патенте»;
- «Закон о предпринимательстве»;
- «Закон об авторских и смежных правах».
Ещё одним препятствием можно считать низкий уровень осведомленности населения о франшизах в целом. Бизнесмены пока что мало знают о всех преимуществах, недостатках и способах открытия франшизы. Но АЦФ стараются решить эту проблему, поэтому в 2018 году прошёл первый в своём роде Азербайджанский Франчайзинговый Форум. Это повлекло за собой последующее проведение различных тематических форумов и конференций от различных организаторов.
Также в этот список проблем франчайзинга в Азербайджане можно добавить отсутствие кредитов под открытие франшизы в банковской системы. Кредиты для местных франчайзи проходят в рамках программы для начинающего бизнеса, поэтому у них не такие выгодные ставки и отсутствуют льготные основы.
Франчайзинг в Азербайджане отличается слабым желанием местных компаний переходить в формат франшиз. Вместо этого на азербайджанский рынок заходят большое количество зарубежных представителей, особенно из Турции. Предприниматели Азербайджана охотно приобретают франшизы из-за рубежа.
Учитывая все вышеперчисленные особенности, можно понять, что особый успех в Азербайджане будут иметь именно зарубежные франшизы.
Российские франшизы для открытия в Азербайджане
Правительство Азербайджана выделило развитие сферы ИТ как одну из основных стратегий для государства. ИТ-компании всячески поддерживаются со стороны Азербайджана, поэтому открытие франшизы из этого сегмента будет выгодным решением. Подходящие варианты:
Франшиза ИТ-компании по автоматизации торговли. Продукт очень востребован на территории СНГ, в базе системы уже зарегистрировано свыше 13000 клиентов, 8000 из которых находятся на рынке Казахстана.
Сервис мобильных исполнителей по франшизе в России и СНГ, открыто свыше 250 франшизных точек. Компания помогает связать заказчика с подходящим работником, например, грузчиком, мерчендайзером, кассиром и т.д.
ИТ-франшиза дополненной реальности. Компания владеет ПО, позволяющее создавать объекты дополненной реальности вокруг нас. Работать можно из любой точки мира.
Так как Азербайджан находится на берегу Каспийского моря, государство стремится развивать туризм в стране. Есть большая потребность в компаниях из сферы HoReCa (гостиницы, рестораны и кафе/кейтеринг).
Франшиза ресторанов быстрого питания. Открыть Stardogs можно в нескольких форматах, некоторые из которых достаточно мобильные. А также компания является одной из участников выставки франшиз в Баку.
Франшиза по продаже мороженого, кондитерских изделий кофе. Как ничто другое будет привлекать к себе внимание в жарком Азербайджане, особенно среди туристов. А также компания заняла 1 место в ТОПе франшиз от БИБОСС за 2023 год.
Это международная сеть хостелов, с более чем 30 точками по России и СНГ. Франшиза работает по эко-концепции Hostelling International/ Компания предоставляет разные форматы в зависимости от численности населения.
В Азербайджане есть популярный маркетплейс Shop.Az, на котором представлено около 1000 различных категорий товаров. Чтобы начать продавать у них свой товар, можно просто оставить заявку на сайте. Франшизы, специализирующиеся на продажах в интернете:
Франшиза онлайн-магазина по продаже мультибрендовой обуви. Система работает в формате дропшиппинга, где товар поступает к покупателю сразу от поставщика. VanBlack открывают свои магазины на всех популярных ecommerce площадках.
Франшиза по производству и продаже бытовой химии через маркетплейсы. Детально продуманная схема производства и реализации товара помогает франчайзи с лёгкостью выйти на рынок.
Франшиза бизнеса на маркетплейсах. SkillMP уже представлены в России и на международных рынках. Компания помогает желающим клиентам устроить тест-драйв бизнеса на маркетплейсе, чтобы они смогли принять решение об открытии своего.
В заключении, франшизы в Азербайджане представляют собой перспективное направление для развития бизнеса как для местных предпринимателей, так и особенно для иностранных инвесторов. Страна демонстрирует постоянный рост экономики и разнообразие индустрий, что создает благоприятную среду для внедрения франчайзинговых сетей. Однако, необходимо учитывать особенности местного рынка, законодательные нюансы и культурные аспекты при выборе и внедрении франшизы. Развитие франчайзинга в Азербайджане представляет собой перспективный путь для создания успешного и стабильного бизнеса.
Комментарии •0