Войти

Геомаркетинг

Покупка франшизы для начинающего предпринимателя — зачастую гарант успешности. Известный бренд, готовый брендбук, продуманная бизнес-модель, обучение и поддержка действительно облегчают тернистый путь предпринимателя, но не дают стопроцентной гарантии, что бизнес пойдет. Одна из возможных причин провала — неверный выбор торгового места. Почему это происходит, и как этого избежать?

Диалог между франчайзи и франчайзором зачастую отсутствует

Глядя на красивые цифры о небольших инвестициях и быстрой окупаемости, франчайзи часто не видят главное: выбор места определяет товарооборот. Это объясняется тем, что покупателя не волнует, покупает он товар в обычном магазине или во франчайзинговой точке. Законы открытия ресторана или магазина априори одинаковы: выстроенный маркетинг и правильно подобранное место.

На практике об этом забывает и франчайзи и франчайзор. Изучив порядка 50 предложений о продаже франшизы, мы сделали вывод, что 98 % франчайзоров перекладывают ответственность о выборе места продаж на плечи франчайзи вместо того, чтобы решать задачу совместно, улучшая и прибыль франчайзи, и свой процент от продаж.

Крупные франчайзинговые сети хорошо понимают цену ошибки и грамотно подходят к оценке каждой открываемой точки, например, используя геоаналитические сервисы для стандартизации поиска торговых мест. В результате обе стороны бизнеса, и франчайзи, и франчайзоры, имеют один и тот же результат: сокращают время на поиск места и принятия решений и повышают эффективность полевых сотрудников.

Глобальный геомаркетинговый анализ — для франчайзора, локальный — для франчайзи

В идеале франчайзор должен оценивать потенциал рынка в городе, чтобы предлагать реальные возможности для роста при продаже франшизы, а уже локальную оценку перекладывать на плечи франчайзи, давая алгоритм поиска. Что нужно для глобального анализа с точки зрения геомаркетинга?

Глобальный анализ

Знания рынка и потребителей — задача франчайзора. Отталкиваясь от этого, нужно помнить о следующих показателях:

  1. Доля рынка по сегменту относительно, как лидера рынка в сегменте, так и ближайших конкурентов.
  2. Обеспеченность услугой или товаром потребителя: сколько точек ресторанов приходится на целевую аудиторию, например, на женщин и мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, как в целом по городу, так и по районам или административным округам.
  3. Распределение целевой аудитории по районам или административным округам.
  4. Для франшиз, работающих исключительно в торговых центрах, важна оценка посещаемости ТЦ. Один из методов оценки — гравитационная модель Хаффа. Данная модель основывается на принципах привлекательности торгового объекта для потребителя. Чаще всего за основу привлекательности берутся площадь и удаленность от целевой аудитории. Чем ближе расположен объект и чем больше его площадь, тем он привлекательнее для потребителя. Модель определяет относительные пропорции, в которых потребители распределяются между торговыми областями.

На деле часто выходит так, что франчайзор и франчайзи находятся в разных городах. Тогда франчайзор дает алгоритм и инструменты франчайзи, делегируя ему глобальный анализ.

Анализ потенциальной торговой зоны

А вот локальный анализ — дело рук франчайзи. Его задача — найти высокодоходное место, изучив локальный рынок, конкурентов и потребителя. Что нужно для этого?

  1. Определить потенциальную торговую зону можно экспертно, отталкиваясь от целевой аудитории и ее поведения. В такой метод закладывается удаленность потребителя от точки. Поэтому для определения торговой зоны используются зоны пешеходной и транспортной доступности. Если ваша целевая аудитория ходит пешком, используйте зоны пешеходной доступности, если ездят на машине или на общественном транспорте — зоны транспортной доступности. Сравнивайте свои торговые зоны с зонами конкурентов. На рис. 1 мы сравнили зоны пятиминутной пешеходной доступности двух конкурирующих объектов. Желтым цветом обозначена зона пересечения. Это значит, что люди, проживающие в этой зоне, с одинаковой вероятностью пойдут, как в одно, так и в другое заведение.
  2. Определив потенциальную зону охвата, нужно проанализировать показатели:
  • Где и сколько живет людей (показатели численности населения).
  • Какие люди живут (распределение населения по полу и возрасту).
  • Где они работают (карта бизнес-центров).
  • Доходы населения. Прямые (заработная плата) и косвенные (стоимость жилья, стоимость аренды жилья) показатели.
  • Где и как люди перемещаются. (пешеходный и транспортный трафик)
  • Перспектива развития района (строящееся жилье, дороги, строящиеся ТЦ, БЦ).

Трафик проходимости: за или против

Узнать трафик проходимости торгового объекта — показатель, за которым гонится большинство предпринимателей. Хотя он не всегда необходим. Например, салонам красоты приоритетнее ориентироваться на проживающее и работающее население, а заведениям общепита — на пешеходный трафик. Чаще всего трафик проходимости замеряется самостоятельно. Несколько дней проводятся замеры людей, проходящих за час мимо. Считать желательно в разное время суток, отдельно в будни и выходные. Но и здесь есть сложность: нет гарантии, что трафик будет однородным по сезонам. К слову, если в ближайшем окружении откроется крупный торговый объект, транспортная развязка, станция метро, то трафик изменится.

Полевые замеры удобно совмещать со специальными приложениями, занося информацию в них, а не в ежедневник или Exel на планшете. Особенно это полезно тем, кто использует полевые замеры для дальнейшего анализа в геомаркетинговых онлайн-сервисах: полевые данные сразу отображаются в веб-версии, и нет необходимости переносить их из одного места в другое.

Франчайзи + франчайзор = успех

Быстрое прохождение точи безубыточности — залог успеха торгового объекта, поэтому аналитический подход к поиску места повышает шансы на успех. Решая этот вопрос в паре, франчайзи и франчайзор стандартизируют подход, владеют одинаковыми методами и данными и ускоряют принятие решения об открытии объекта. Аналитический подход повышает рентабельность не только конкретной точки, но и бизнеса в целом, и обе стороны получают профит.

Оцените статью
1
Полезно
0
Интересно
1
Средне
0
Плохо

Смотрите также

Пиксаев Вячеслав

Пиксаев Вячеслав

Национальная Почтовая Служба
Всероссийская франчайзинговая премия: обзор номинации «Гу...

Всероссийская франчайзинговая премия: обзор номинации «Гуру красоты»

Представляем вашему вниманию участников всероссийской франчайзинговой премии в номинации «Гуру красоты». Рассказываем о номинациях, компаниях и франшизах! Голосуйте за своих фаворитов!
Всероссийская франчайзинговая премия: обзор номинации «Ги...

Всероссийская франчайзинговая премия: обзор номинации «Гиганты отрасли»

Представляем вашему вниманию участников всероссийской франчайзинговой премии в номинации «Гиганты отрасли». Рассказываем о номинациях, компаниях и франшизах! Голосуйте за своих фаворитов!
Итоги всероссийской франчайзинговой премии БИБОСС 2024

Итоги всероссийской франчайзинговой премии БИБОСС 2024

Cегодня мы подводим итоги «Всероссийской франчайзинговой премии БИБОСС». Кто победил, как складывалось голосование аудитории, какой выбор сделали эксперты, совпали ли эти голоса и какой приз ожидае...

Комментарии •1

Сергей

здравствуйте, подскажите специальные приложения для полевых замеров.

Сообщение удалено

Нравится • 0
0
Не нравится • 0

Ответить

Пожаловаться на комментарий