Войти

Как открыть детскую школу-студию?

1. С чего начать

Каждый без исключения родитель считает своего ребёнка уникальным и единственным в своём роде. И это не заблуждение, это действительно так! Любой человек с рождения обладает только ему присущими особенностями и талантами, которые делают его исключительным и неповторимым.

Японцы воспитывают детей, взяв за основу постулат, что все дети гениальны. Самое сложное — понять, в чём же именно заключается талант малыша, найти сферу, в которой стоит развивать ребёнка. Как сделать правильный выбор? Предоставьте это решение самому маленькому гению! Прислушайтесь к нему, ведь никто не сможет определить нужный маршрут вернее путешественника, которому предстоит увлекательная дорога в будущее.

А поможет с выбором пути детская школа-студия, представляющая из себя целый организм, в котором сосуществуют и взаимодействуют разнообразные направления творческого развития личности. Здесь ребёнок получает всесторонние знания и навыки, расширяет кругозор, пробует себя в разных сферах искусства, а значит, имеет возможность определиться с тем, что его по-настоящему интересует.

С чего начать?

Задумывая открытие нового дела, любой предприниматель полон не только воодушевления, но и опасений. Чтобы не бросаться с головой в пучину неизведанного бизнеса, необходимо изучить ситуацию на рынке. Для поверхностного анализа предложения достаточно ознакомиться с информацией в сети, не прибегая к услугам маркетологов.

Ещё более достоверные и детальные сведения получит начинающий предприниматель, который лично посетит конкурентов, представившись заинтересованным родителем. Стоит также обсудить с целевой аудиторией уже существующие детские центры. Ну, а проще всего оценить ситуацию тем, кто самостоятельно столкнулся с поиском досугового учреждения для ребёнка.

Личный опыт

Решение открыть школу-студию для развития творческих способностей пришло абсолютно естественно. Я сама столкнулась с проблемой, когда, несмотря на изобилие подобных заведений в Москве, найти подходящее место для своего ребёнка не смогла.

У меня был абсолютно нормальный запрос работающей мамы: не было времени водить ребёнка с кружка на кружок, но хотелось дать всестороннее развитие, при этом не лишая детства.

Основная масса давно существующих или недавно появившихся государственных и частных учреждений, предлагающих обучить или развлечь малышей в свободное время, — это образовательные и досуговые организации сравнительно узкой специализации вроде привычных всем художественных или музыкальных школ. Те же центры, которые обещают всесторонне развивать своих воспитанников, на поверку нередко оказываются «конвейерами» для производства маленьких звёзд шоу-бизнеса, где ради достижения поставленной цели, удовлетворяющей самолюбие родителей, готовы принести в жертву истинные желания и способности ребёнка.

Итак, когда рынок изучен, понимание потребностей современных детей и родителей само по себе приведёт к верному выбору формата и стратегии функционирования будущей школы-студии, но нужно быть готовым к тому, что в дальнейшем неизбежны изменения. Выбрать дисциплины, которые будут представлены в будущей школе-студии, может помочь рациональный подход: для начала есть смысл остановиться на наименее затратных в смысле необходимости расходных материалов и оборудования предметах, чтобы сократить первые вложения. Например, рисование и лепка достаточно доступны и распространены, но в то же время затратны в расходной части, а вот актёрское мастерство, вокал и хореография не требуют постоянных закупок материалов. Приступив к работе, Вы также увидите, какое время посещения наиболее популярно, какие дисциплины более востребованы, какова возрастная структура воспитанников, — всё это позволит скорректировать предложение так, чтобы оно максимально соответствовало желаниям целевой аудитории.

Немаловажно, что такая гибкость формата изначально заложена в идее творческой школы-студии, ведь в отличие от привычных и широко распространённых досуговых центров, она предполагает такую форму организации занятий, которая даст ребёнку возможность не только увлекательно проводить свободное время, учиться и развиваться творчески, но и предоставит уникальный шанс выбрать, к чему у маленького творца действительно лежит душа.

Выбирая возрастную группу, на которую будет ориентироваться школа, важно учесть свою предрасположенность к общению с детьми того или иного возраста. Подобный бизнес требует вложения немалых душевных и человеческих усилий, поэтому стоит понять, детям какого возраста вы готовы и можете что-то дать, чьи запросы вам понятны и близки. Скорее всего, со временем, возрастной диапазон воспитанников расширится: обычно в таких школах посещать занятия могут ребята в возрасте от 2 до 16 лет, и к каждому из них будет найден индивидуальный подход, благодаря которому появится возможность «рассмотреть» и бережно взрастить то креативное начало, которое с рождения заложено в каждом из нас.

Любящие родители готовы потратить на детей все свои деньги, — это можно учитывать при начальном ценообразовании, но нельзя основываться лишь на этом факторе. Рассчитав риски, бюджеты, сумму окупаемости, получим стоимость занятий и количество детей, которые должны обучаться в школе. Стоит обратить внимание на прайс-лист конкурентов и, если получится, сделать своё предложение более выгодным. Лето для такого бизнеса чаще всего — мёртвый сезон, и важно не забыть об этой особенности, занимаясь предварительным вычислением стоимости обучения. Дать более конкретные рекомендации относительно цены невозможно, поскольку во многом на неё влияет место расположения будущей школы: это и регион страны, и город, и даже район города, где планируется её открытие.

2. Объем инвестиций

К первоочередным расходам, без которых не обойтись, затевая открытие школы-студии, относятся арендная плата, ремонт помещения, закупка оборудования и расходных материалов, зарплаты педагогам и административному составу, и, конечно, реклама, на которую нужно отвести как минимум 20% бюджета. В зависимости от того, где будет находиться школа, сколько дисциплин в ней будут преподавать, насколько велик состав педагогов и количество воспитанников, сумма начальных инвестиций может составлять как несколько сотен тысяч рублей, так и десятки миллионов, — здесь играет роль желание и возможности предпринимателя, его видение формата школы-судии, место, где планируется открытие.

Определиться с тем, какая сумма понадобится для открытия, недостаточно: нужно найти источник средств. Идеальный вариант — вложение собственных денег, но они есть не всегда, а возникшая бизнес-идея не терпит отлагательств. В таком случае можно взять кредит в банке или обратиться за помощью к государству, чтобы получить субсидию или грант в рамках программы поддержки малого предпринимательства или в сфере детского дополнительного образования. Безусловно, у всех способов есть как положительные, так и отрицательные стороны. Взяв кредит, придётся возвращать заёмные средства и проценты, а, используя деньги государства, рискуешь ограничить себя достаточно определённым форматом, не предполагающим полной свободы предпринимательского творчества.

Личный опыт

Мне было отказано в трёх кредитах, а потом я просто продала машину, взяла деньги в долг и открыла школу. Да, самым простым решением было взять кредит и пойти по пути, разрекламированном для помощи малому бизнесу, но, к сожалению, мне отказали, и в итоге я рада, что так случилось: когда ты рискуешь своими деньгами, у тебя немного другое восприятие ситуации, немного другая зона ответственности.

Дабы избежать всех сторонних организаций, инвесторов и партнёров, я просто решила идти до конца, осознавая риски, осознавая степень ответственности, и у меня была чёткая уверенность, что я всё делаю правильно.

3. Пошаговая инструкция

Утвердившись в желании иметь собственную школу-студию, поняв, что у родителей и их детей есть в ней необходимость, решив, какой источник финансирования использовать на первых порах, самое время озадачиться подбором персонала и поиском поставщиков для дальнейшей работы.

В зависимости от того, какие именно направления Вы собираетесь развивать, по-разному можно подойти к вопросу поиска оборудования и расходных материалов. Для покупки профессионального оборудования, например, балетного напольного покрытия для занятий хореографией, танцевальных станков или музыкальной техники, лучше обратиться к специализированным поставщикам. Сейчас их легко найти при помощи интернета, там же можно сравнить цены и даже сделать заказ онлайн. А если речь идёт о таких привычных и распространённых вещах как канцтовары или мебель, закупку можно произвести в ближайшем магазине или гипермаркете, отталкиваясь от ценового фактора.

Один из наиболее сложных этапов — подбор учебных программ для школы. Шаблоны и готовые методические рекомендации можно найти в сети, но наиболее отвечающий духу студии вариант — разработка собственных уникальных программ. Педагоги, которые будут обучать детей, скорее всего, придут в новый коллектив со своей уже существующей программой, и тогда самым правильным шагом станет адаптация имеющихся методик друг к другу и к тем целям, которые преследует школа-студия в целом.

Это самое сложное — найти ту самую идею, зерно, которое даст свои плоды. Набираются педагоги, которые работают по определённым методикам, они должны совпадать и не идти вразрез с тем, как себя позиционирует школа.

Педагоги должны быть абсолютно универсальны, они должны обладать навыками каждой студии, они должны уметь донести дисциплину в комплексе и увидеть в ребенке индивидуальные качества, которые можно дальше развивать.

По какой методике они работают — Станиславского или классической хореографии — уже неважно, главное, чтобы был результат, чтобы ребенок тебя услышал. Всё это должно быть ненавязчивым и гармоничным, без перекосов, поэтому советовать определённые методики я бы не стала.

Единственно верного совета относительно способа поиска педагогов не существует: они находятся по рекомендации, через интернет или агентства, занимающиеся подбором персонала. Главное требование к ним — уметь работать с детьми, находить с ними общий язык. Обычно педагоги сначала пробуют работать со всеми возрастными группами, но довольно быстро становится очевидно, с детьми какого возраста конкретный преподаватель налаживает контакт лучшего всего.

Определяющая особенность школы-студии — развитие личности во всех представленных направлениях творчества, поэтому не только маленькие воспитанники занимаются разными дисциплинами, но и их учителя знают и осваивают программы своих коллег, выходят из зоны комфорта и изучают ранее неизведанные сферы.

Личный опыт

По каждому направлению у нас работают 3-4 педагога в зависимости от набора детей. Я выбираю преподавателей, которые работают с определенной аудиторией, у меня нет универсального педагога, который работает от 2 до 14 лет, потому что явно какая-то возрастная группа у него будет хромать.

Более того, с ребёнком должен быть психологический, физиологический, визуальный контакт. Если его нет, если педагог неинтересен ребенку, если ребенок его не слушает, если ребенку не нравится, как он пахнет, как он выглядит, как он общается, это все бесполезно.

На первое место выходит умение общаться с детьми и слышать их, не навязывать свою точку зрения, а находиться в диалоге с ребенком, учитывать его желания, его особенности, его потребности.

Преподаватели в обязательном порядке проходят обучение друг у друга или участвуют в мастер-классах. Например, педагог по вокалу, даже заслуженный артист, должен иметь представление об актерском мастерстве, о пластике и все эти дисциплины подавать и в рамках своего предмета. И это касается каждого. Коллектив занимается так же, как и дети: танцуют, поют хором, разучивают песни.

Точно также нет универсального рецепта и для подбора управляющего персонала, но требования к деловым качествам отличаются: администраторы в первую очередь должны быть опорой руководителя, — людьми, которые самостоятельно в нужный момент могут оперативно принять правильное решение, сгладить конфликтную ситуацию, заметить и проанализировать происходящее в школе.

Исполнительному директору начальник должен иметь возможность без опаски делегировать свои полномочия. Для обеспечения выполнения текущих задач, которые будут постоянно возникать в уже функционирующей организации, необходим управляющий. Один сотрудник должен также находиться за стойкой администрации, расположенной при входе в школу-студию. Хорошо, если это будет женщина от 40 лет, которую дети будут воспринимать, как маму или бабушку. На первом этапе работы один из администраторов может совмещать выполнение должностных обязанностей нескольких сотрудников, например, одновременно быть управляющим и встречать детей с родителями на ресепшн.

Собрав воедино количество воспитанников, расписания педагогов, количество направлений работы школы, можно составить график и распределить учеников по группам. Исходя из того, что каждая студия призвана приносить деньги, все студии должны быть одновременно заняты, а в одной группе лучше не собирать более 10-12 детей, можно составить варианты расписания, чтобы впоследствии предложить его родителям, которые уже выберут наиболее подходящее для себя.

Чтобы привлечь первых клиентов, нужно заявить о себе, а основной инструмент для этого — реклама. Если позволяет бюджет, стоит попробовать задействовать и телевидение, и радио, и печатные издания, что даст возможность оценить эффективность разных способов распространения информации. Но наиболее доступный вариант продвижения в современном мире предоставляет Интернет, поэтому обязательно задействуйте в работе современные технологии.

Возможно, выбрать самую правильную форму рекламы получится не сразу, но методом проб и ошибок верный путь будет найден, и такой подход обязательно принесёт свои плоды.

Личный опыт

Когда мы открывали школу, я сделала ставку на интернет и социальные сети, и в итоге это стало нашей большой победой. Ежедневное изучение рынка, аудитории, и получение обратной связи — здесь нужно действовать только так. Изначально я вложила средства не туда, потому что целевая аудитория была выбрана неверно. Я ориентировалась на район, в котором была открыта школа, и у меня всё было нацелено на расклеивание объявлений, на распространение буклетов в близлежащих домах, но это в нашем случае не работает, я могу сказать точно.

4. Место

Выбирая помещение для будущей школы-студии, стоит обратить внимание не только на его площадь и технические характеристики, но и на расположение. Инфраструктура имеет большое значение. Хорошо, когда вокруг есть жилые дома, —вполне возможно, что первые ученики найдутся именно в близлежащем районе. Желательно, чтобы рядом была станция метро. Хотя, как показывает практика, по-настоящему заинтересованные в услугах школы родители будут привозить детей на занятия даже из других городов.

Идеальный вариант — отдельно стоящее здание со своим входом.Такое помещение найти сложно, но это не должно пугать, потому что другие возможные локации также не стоит сбрасывать со счетов.

Главное — не располагать школу в торговом комплексе, где дети встретят слишком много отвлекающих факторов и соблазнов. Лучше избегать районов, где сконцентрированы офисные центры, поскольку так легко оторваться от места жительства целевой аудитории.

Отличное решение — школа-студия на первом этаже жилого дома, если там удалось найти хорошо вентилируемое, просторное и светлое помещение. Площадь залов для занятий зависит от выбора дисциплин, например, помещение для хореографии должно быть не менее 65-70 м². И нужно не забыть о звукоизоляции, поскольку в многоквартирном доме это обязательное требование.

Личный опыт

В Питере я столкнулась с проблемой, что найти помещение, подходящее мне по параметрам, практически невозможно, особенно в центре, потому что в старом жилом фонде нет open-space, где можно делать всё, что угодно. Но вдруг такое помещение случайно возникло.

Поначалу я даже не планировала его смотреть, но, когда я пришла туда, было ощущение, что это не Питер, а какая-то Европа или Италия. Это пятиэтажное здание, абсолютно новое, с вымощенными улицами, с фонтанчиками, с магазинами, с салонами красоты, — такой, мне кажется, город будущего. Мне настолько понравилось это место, было столько детей, там живут молодые пары, которые, в принципе, и есть моя целевая аудитория.

Прежде чем школа будет открыта, необходимо получить разрешение от пожарной инспекции. Никаких согласований с санэпидемстанцией не требуется, но очевидно, что обеспечение безопасности в подобном учреждении превыше всего, ведь речь идёт о малышах, которые часто беспечно бегают, веселятся, неизбежно падают, сталкиваются, поэтому даже на этапе дизайн-проекта подумайте об этом: не забывайте о защищённых электроприборах, избегайте скользких напольных покрытий и острых углов.

5. Документы

Выбирая организационно-правовую форму юридического лица для открытия школы-студии, во-первых, оцените свои бухгалтерские знания: для работы с отчётностью ООО, скорее всего, понадобится бухгалтер, а вот ИП можно попробовать вести самостоятельно.

Кстати, если у вас уже есть зарегистрированная организация, можно продолжать работать с ней, нужно будет только оформить школу-студию по ОКВЭД 90.04.3 и 90.1. Лучше регистрировать не образовательное, а досуговое учреждение, чтобы избежать лишней волокиты с документами и необходимости получать лицензию на образовательную деятельность.

Налогообложение у ИП ведётся по упрощённой системе, — это, пожалуй, оптимальный вариант. Кроме того, можно выбрать взимание налога с разницы между суммой доходов и расходов, — такая схема сложнее, но при больших затратах на первом этапе развития школы именно она может выручить и помочь сэкономить средства. А вот ЕНВД предполагает фиксированный размер платежей, что не учитывает риски, заложенные в формате школы-студии.

Оплату за обучение опытные предприниматели советуют принимать в безналичной форме, чтобы избежать путаницы и лишних конфликтов с родителями. Кроме того, это значительно облегчит учёт. Чтобы создать наиболее комфортные условия оплаты, можно установить в помещении школы терминал для приёма платежей.

6. Чек-лист открытия

  • Появление и оформление идеи создания собственной школы-студии

  • Изучение рынка, определение целевой аудитории и выявление её потребностей
  • Выбор дисциплин для будущей школы-студии
  • Расчёт рисков, бюджетов, окупаемости бизнеса
  • Выбор источника средств
  • Поиск подходящего помещения
  • Регистрация юридического лица
  • Аренда помещения
  • Рекламная кампания
  • Составление дизайн-проекта и ремонт
  • Поиск кандидатов на вакансии управляющих и педагогов
  • Разработка учебных программ
  • Поиск поставщиков оборудования и расходных материалов, закупка
  • Определение графика, режима работы, количества детей в группах
  • Разработка типовых договоров с родителями, заключение договоров
  • Открытие школы

7. Выгодно ли открывать

При грамотном подходе к организации и развитию бизнеса, школа-студия окупится за 5-6 месяцев существования. Плату за занятия можно установить на уровне цен конкурентов, сильно не поднимая её, но и не занижая себе в убыток.

Бизнес, связанный с детьми, неизбежно предполагает специфические риски: некоторые ребята довольно часто болеют, также не стоит забывать о непостоянстве маленьких воспитанников, которые могут молниеносно передумать и решить, что им больше хочется заниматься чем-то другим и в другом месте. Летом доходы упадут из-за того, что большинство детей уедут на каникулы. Риски минимизируются за счёт дополнительных услуг: это индивидуальные занятия, выездные мастер-классы, курсы для иногородних и даже организация летнего лагеря для детей с родителями.

Личный опыт

Школа в Москве открылась в октябре 2014 года, филиал в Санкт-Петербурге появится в 2016 году. Инвестиции на обе школы в общей сложности составили 20 миллионов рублей. Полный оборот московской школы  около 20 миллионов рублей. Школа вышла на самоокупаемость во второй год существования. В первый год был минус, школа требовала постоянных вложений. Моя ошибка была в том, что я не понимала, что это за бизнес, какие он предполагает риски, на что делать ставки в продвижении. Второй год был уже результативным: я извлекла уроки, научилась и сейчас точно знаю, чему стоит уделять внимание, а чему нет, как развиваться дальше.

Сейчас минимальная стоимость — 12 тысяч рублей ежемесячно за абонемент на 12 занятий в месяц. Я хотела бы оптимизировать работу школ — сократить количество часов и правильно их сформировать, чтобы уменьшить стоимость обучения. Минимальный чек в Питере будет 6-8 тысяч рублей, но должно быть больше детей. Если в московской школе занимается 150 детей, то в питерской мне бы хотелось достичь количества 200 человек.

В наше время школа-студия — очень перспективное вложение, которое при грамотном подходе принесёт немалый доход и, что немаловажно, удовольствие. Бизнес, связанный с детьми сегодня очень распространён: он популярен и рентабелен. Но определяющую роль в нём зачастую играет человеческий фактор и личные ресурсы, которые вы вкладываете в своё дело. Это вложение не только денежных средств, но и немалых душевных сил, искреннего отношения и любви к детям.

Если ты не любишь детей, если ты относишься к этому только как к бизнесу и не испытываешь, скажем так, никаких человеческих чувств, то ничего не получится. Работа с детьми это в первую очередь человеческие отношения. Минимум — нужно быть родителем, максимум — нужно быть педагогом, психологом или иметь за плечами какую-то творческую историю, чтобы ты мог её применить к детям, увидеть в них настоящий талант и отдать им часть себя.