Самый простой способ открыть автосервис — купить франшизу «Вилгуд».
Но если же Вы все-таки хотите сделать это самостоятельно — предлагаем Вам пошаговую инструкцию от эксперта компании «Вилгуд» Барно Турсуновой.
На первый взгляд, автосервисов в России более, чем достаточно. И тем не менее, эта ниша пока не столь конкурента, как, например, ниша отделочных материалов. Там небольшим магазинам очень сложно конкурировать с такими сетями, как «Леруа Мерлен» с их агрессивной ценовой и рекламной политикой. В сфере авторемонта, напротив, всего 10% автотехцентров принадлежат официальным дилерам, 90 % — это независимые СТО.
Автосервис как бизнес привлекателен по двум причинам: во-первых, во время кризиса люди реже покупают новые автомобили и чаще ремонтируют старые. Вторая причина, ремонт — одна из самых «непрозрачных» ниш бизнеса. А значит, его можно сделать эффективным, полностью изменив подход к бизнес-процессам.
Барно Турсунова
сооснователь сети «Вилгуд»
Мы начали работу с убыточного автосервиса. Изучив все подводные камни и причины нерентабельности станции техобслуживания, мы разработали на основе облачных технологий IT-платформу WILGOOD IS, которая полностью технологизировала и автоматизировала процессы внутри СТО, наладила работу с клиентами. Так мы смогли развить единственную убыточную станцию техобслуживания в быстрорастущую сеть федерального уровня.
Прежде, чем приступать к открытию автосервиса, нужно определиться с тем, какие автомобили вы будете ремонтировать. Сеть автосервисов «Вилгуд» работает с иномарками не старше 10 лет. Всё дело в статистике и целевой аудитории автосервисов.
Как правило, клиенты независимых (не дилерских) СТО — это владельцы иномарок возрастом 2-10 лет или российских автомобилей. Порядка 70% из них — мужчины со средним доходом.
Новичкам также не лишним будет изучить, какие марки авто наиболее популярны. В целом по России лидируют Toyota, Nissan, Chevrolet, Renault, Ford, Kia, Hyundai; по Москве — Nissan, Hyundai, Kia, Ford, Toyota, Volkswagen, Lada. Но в некоторых других регионах ситуация может быть иная. Быстрыми темпами набирает обороты китайский автопром, уверенно отвоёвывая долю у других марок.
Определившись с портретом потенциального клиента и наиболее популярными авто, нужно понять, какие именно услуги вы будете оказывать. Нашими основными услугами стали слесарный ремонт и техобслуживание. При этом мы не занимаемся агрегатным ремонтом и установкой дополнительного оборудования. К формированию такой концепции мы пришли после долгих экспериментов по привлечению клиентов.
Нередко встречаются автосервисы, которые имеют узкую специализацию, например, занимаются только электрикой или выполняют только кузовные работы. Такой сервис, как правило, даёт более высокую норму прибыли. Но нужно учитывать, что главное в нём — профессионалы.
Автосервисы узкой специализации я сравниваю с ресторанами высокой кухни.
И в тех, и в других мастерство — главное условие успеха, оно должно быть на высочайшем уровне. Если же у вас нет высококлассных мастеров, лучше выбрать широкую специализацию. Тот же путь стоит выбрать, если вы не намерены ограничиваться только одним автосервисом. На старте своего бизнеса мы сразу знали, что хотим сделать сеть, а потому выбрали более массовый сегмент. Работая в нём, можно легко проверить соблюдение стандартов.
Считается, что автосервис можно открыть прямо в гараже, установив подъёмник и закупив базовый набор инструментов. При этом объём инвестиций будет смехотворным. Однако, такое предприятие — заведение совсем иного уровня в сравнении с профессиональным автосервисом, который приносит стабильный доход и клиентов, но и стоит на старте дороже.
Барно Турсунова
Сооснователь сети «Вилгуд»
В свой первый автосервис мы вложили 18 млн рублей. Тогда мы купили готовый бизнес. Открытие двух следующих СТО обошлось нам примерно в 5 млн рублей. В течение 1,5 лет нам пришлось инвестировать еще по 4 млн рублей в каждый техцентр, чтобы протестировать и внедрить IT-платформу WILGOOD IS, а также закупить новое оборудование и привлечь клиентов.
Сейчас открытие каждого СТО обходится в сумму от в 5,5 млн рублей без учета расходов на информационные и управленческие системы.
На что уйдут первоначальные затраты?
В общей сложности 5,52 млн рублей уйдет на открытие нового автосервиса на 6 подъемников:
- 2,35 млн рублей — оборудование и инструменты;
- 800 тыс. рублей — ремонт помещения;
- 800 тыс. рублей — аренда помещения в 500 кв.м (первый месяц и залог);
- 350 тыс. рублей — IT + телефония;
- 250 тыс. рублей — мебель и стеллажи;
- 220 тыс. рублей — запчасти на склад;
- 150 тыс. рублей — вывеска.
1 млн рублей — плановый убыток в первые месяцы работы, пока бизнес не выйдет на операционный ноль.
Не забудьте также учесть и расходы на продвижение своего бизнеса на начальном этапе. В среднем СТО тратят по 40 тыс. рублей в месяц на наружную рекламу. Сейчас растет доля партнерских продаж. Нужно договариваться с локальными бизнесами, не являющимися нам конкурентами (страховые компании, АЗС, автоклубы, автомойки и т.п.)
Показатели автосервиса в Москве
2-4 мес. | 6-8 мес. | 12-15 мес. | 16 мес. | |
Оборот, руб. | 2000000 | 3000000 | 4000000 | 5000000 |
Количество сотрудников в смену | 7 | 8 | 9 | 12 |
Маржинальная прибыль | 65% | 65% | 65% | 65% |
ФОТ с учетом налогов | 30% | 25% | 22% | 20% |
Аренда | 20% | 14% | 10% | 8% |
Отчисления в Вилгуд УК | 10% | 10% | 9% | 8% |
Прочие расходы | 5% | 5% | 4% | 4% |
Ebitda | 0% | 11% | 20% | 25% |
Как сократить расходы?
Большая часть расходов (порядка 40%) — это затраты на покупку запчастей. Оптимизировать эти расходы можно, договорившись с поставщиками о скидках и о возврате неиспользованных деталей. При работе во франшизе можно получать значительные скидки на запчасти и облегчить себе логистику.
Чтобы тратить меньше на аренду помещения, можно размещаться не на «первой линии». Автосервису не обязательно иметь высокопроходимые места, поскольку клиенты привлекаются через интернет и партнерства, и им необязательно каждый раз проезжать мимо сервиса, чтобы запомнить вывеску.
-
Общие показатели
-
Оборудование
-
Инвестиции
Открывая автосервис, перво-наперво нужно определиться с целевой аудиторией и концепцией своего бизнеса. После этого вам станет ясно, какое именно оборудование для работы вам понадобится. Составляя перечень необходимого оборудования и инструмента нужно не только исходить из набора услуг, которые планируется оказывать, но и учитывать необходимую степень автоматизации процессов и производительность.
Минимальный набор оборудования и инструмента включает:
- Грузоподъемное оборудование — подъемники. Они практичны и удобны в использовании. При их установке не потребуется оборудовать смотровые ямы;
- Оборудование для развала-схождения: стенд, четырехстоечный подъемник;
- Шиномонтажное оборудование: балансировочный стенд, шиномонтажный станок, станок для забортовки шины на диск, компрессор для накачки шин, ёмкости для мойки шин, подвижный домкрат, множество расходных материалов (резинки, нипеля, смазки, грузики);
- Диагностическое оборудование: сканеры для определения неисправности автомобиля;
- Моечное оборудование: мойки высокого давления, которые используются для чистки кузова от загрязнений, а также для очистки деталей, требующих ремонта;
- Заправочное оборудование: различные системы для замены масла, систем кондиционирования, насосы для перекачки жидкостей;
- Автоинструмент: инструментальные тележки с ложементами, включающими в себя ключи, головки, отвёртки, съёмники и т.п.
Дополнительное приобретение оборудования предполагается в зависимости от расширения спектра оказываемых услуг автосервисом.
К необходимым расходным материалам при открытии СТО можно отнести:
- Масло ДВС;
- Автозапчасти для проведения ТО: фильтры, свечи;
- Тормозная жидкость;
- Антифриз;
- Мерные емкости;
- Автохимия: средства для мойки, очистители, смазки, присадки для двигателя;
- Автокосметика;
- Защитные чехлы в автомобиль;
- Автоаксессуары: полезные мелочи, которые могут пригодится в различных ситуациях.
Как выбрать поставщика?
При выборе потенциальных поставщиков необходимо руководствоваться следующими критериями:
- Опыт работы компании на рынке;
- Стоимость и качество продукции;
- Географическое расположение поставщика;
- Налаженная и гибкая логистика;
- Сроки поставки;
- Широта ассортимента;
- Условия оплаты;
- Условия гарантии, возврата и обмена некачественной продукции.
При выборе поставщика оборудования основным критерием выбора должно стать гарантийное и постгарантийное обслуживание с его стороны.
Поставщик запчастей в первую очередь должен находится в достаточной территориальной близости от вас, иметь широкий ассортимент деталей и гибкий график доставки (самовывоза). Выбор по этим критериям позволит вам в кратчайшие сроки осуществлять доставку необходимых запчастей для ремонта автомобиля, а также позволит поддерживать минимальный склад.
При выборе поставщиков технических жидкостей (масло ДВС, трансмиссионное масло, антифриз и прочее) лучше отдавать предпочтение дистрибьюторам. Работа с ними гарантирует качество поставляемой продукции и убережёт от возможных неисправностей транспортного средства вследствие использования некачественных или поддельных масел, которыми, увы, рынок перенасыщен.
Начало сотрудничества всегда должно сопровождаться подписанием договора поставки, в котором прописываются все условия и договоренности, достигнутые на момент переговоров.
Как только вопрос с оборудованием и расходными материалами, а также выбором поставщика будет решён, стоит продумать вопрос с рекламой. Мы продвигаем свои услуги через интернет. Единый маркетинговый отдел, находящийся в управляющей компании в Москве, обеспечивает лидогенерацию для всех автосервисов сети, в каком бы городе они не находились. Также мы используем наружную рекламу.
Персонал
Поиск новых сотрудников - дело трудоёмкое и затратное. Особенно после 2022 года проблемы с персоналом стоят очень остро.
Барно Турсунова
Сооснователь сети «Вилгуд»
Чтобы стать частью нашей команды, мастер должен заполнить в интернете длинную форму на несколько страниц. Если он заполняет ее до конца, мы видим, что человек заинтересован в работе у нас.
Кроме того, чтобы заполнить эту форму, человеку нужно следовать четкой инструкции. Так мы видим, что кандидат может работать в рамках заданного алгоритма, а этот критерий для нас один из главных. Если кандидат заполнил форму до конца, выполнив все инструкции, мы приглашаем его на собеседование.
Лучше не нанимать управляющих автосервисами со стороны, а выращивать своих. В идеале изначально руководителем должен быть сам предприниматель. Руководитель должен быть системным, прогрессивным, готовым к обучению, полным желания развиваться и настроенным на долгосрочный результат.
Персонал — один из основных столпов бизнеса. Важно не только грамотно отобрать сотрудников, но и суметь проконтролировать их работу и дать им мотивацию.
Отсутствие эффективной системы учёта позволяет недобросовестным сотрудникам обслуживать клиентов «мимо кассы».
Сотрудники СТО часто воруют новые детали, устанавливают старые, используют некачественное масло при замене и зачастую не соблюдают заявленные сроки ремонта авто. При этом клиент не удовлетворён, а собственник теряет прибыль.
Барно Турсунова
Сооснователь сети «Вилгуд»
Проанализировав ситуацию, мы поняли, что поставить дело «на новые рельсы» нам помогут две основные составляющие: полная оцифровка и автоматизация всех бизнес-процессов и новая система мотивации персонала.
На базе облачных технологий была специально разработана IT-платформа WILGOOD IS, в которой были прописаны алгоритмы всех действий сотрудников, а также система реагирования на них. Другими словами, была введена балльная система поощрения, которая учитывает каждое действие сотрудника в рамках рабочего процесса. За следование алгоритму сотрудники получают баллы, за отклонение от него — теряют.
Баллы — это своего рода внутренняя валюта «Вилгуд», а рабочий процесс в компании напоминает увлекательную деловую игру, где каждый ход приносит игроку прибыль или убыток, которые стимулируют его лучше играть. Баллы начисляются сразу же в режиме реального времени, и сотрудник может легко отслеживать эффективность собственных действий. По результатам месяца баллы формируют существенную премию. Также на их основе составляются рейтинги эффективности работы персонала.
Многие пытаются открыть СТО на видном месте, чтобы обеспечить себе трафик за счёт проезжающих мимо автомобилистов, которые обращают внимание на яркую вывеску и рано или поздно заезжают на ремонт. Но практика показывает, что расположение в первой линии возле магистрали — необязательное условие. Если вы сделаете упор на продвижение в интернете, к вам будут приходить только «готовые» клиенты, а на видном месте располагаться не понадобится. Это позволит также сэкономить на расходах.
Если требования к расположению могут быть не так уж строги, то с самим помещением автосервиса дела обстоят иначе. Помните, что размещать такие объекты в жилых домах категорически запрещено, поэтому придётся найти отдельно стоящее здание. Оно должно быть современным и благоустроенным.
Важное требование — высота ремонтной зоны, которая должна составлять не менее 4,5 метров. Это даёт возможность установить от 3-х до 6-и подъемников.
Площадь зависит от вида производимых работ и габаритов транспортных средств, которые будут ремонтироваться. В целом норматив таков — не менее 5 кв.м на одного работника без учёта оборудования.
По нормам, помещение обязательно должно быть оборудовано вентиляцией, отапливаться зимой и иметь естественный источник света. Стены должны быть отделаны влаго- и маслобензостойкими материалами.
В автосервисе также обязательно наличие клиентской зоны, где автомобилисты могут спокойно решить дела с администратором, оформить документы и т.д. Площадь такой зоны — не менее 10 кв.м. Кроме того, должна присутствовать парковка для как минимум для трёх машин.
Из документов у владельца автосервиса должен быть договор на аренду помещения, а также допуск от Роспотребнадзора и пожарного надзора.
Для того, чтобы открыть автосервис, никаких лицензий не понадобится, хотя в интернете можно найти и другую информацию. Но в соответствии с действующим ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ремонт автомобилей лицензированию не подлежит. Следовательно, нужно только зарегистрировать своё предприятие.
Зарегистрировать свой бизнес вы можете и как ИП, и как ООО. Какой вариант выбрать, зависит от личных предпочтений собственника.
В качестве вида налогообложения лучше использовать УСН, если вы собираетесь открыться в Москве. Для других городов большое подойдёт ЕНВД, а для маленьких сервисов - Патент. По ОКВЭД автосервис проходит, как «Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств» (50.2).
- Анализ спроса,
- Выбор концепции автосервиса,
- Поиск помещения,
- Заключение договора аренды,
- Регистрация ИП или ООО, постановка на учёт в налоговой инспекции,
- Оформление кредита,
- Поиск поставщиков оборудования,
- Заказ оборудования,
- Монтаж оборудования,
- Поиск поставщиков расходных материалов,
- Составление сметы стройки (перечень необходимой мебели, строительных материалов),
- Поиск строительной бригады,
- Покупка строительных материалов,
- Заказ мебели и предметов интерьера,
- Ремонтные работы,
- Разработка рекламной кампании открытия,
- Разработка и согласование вывески, её монтаж,
- Поиск мастеров по ремонту,
- Поиск административного персонала,
- Проведение собеседований, отбор кандидатов,
- Составление графика смен,
- Праздничное открытие.
При грамотной организации рабочего процесса автосервис — достаточно выгодный бизнес. Он может давать от 10-25% чистой прибыли к обороту.
В автосервисах сети и франчайзи проводится единая ценовая политика, адаптированная с учетом специфики регионов. В целом, мы стараемся держать цены ниже на 30%, чем у официальных дилеров.
«Вилгуд» разработал собственную технологию расширения среднего чека. Это достигается прозрачностью бизнес-процессов и грамотной работой с клиентами.
В обычном автосервисе нет автоматизированной системы учёта, бизнес непрозрачен, что позволяет недобросовестным сотрудникам обслуживать клиентов «мимо кассы». Доход идет сотруднику, но собственник недополучает выручку.
Благодаря тому, что на территории «Вилгуд» не может быть неучтенных автомобилей, работа не может быть произведена, если не зарегистрирована в системе, растет средний чек.
Также росту среднего чека помогает маркетинговая технология «Вилгуд». Каждому клиенту проводят диагностику по 41 параметру. Она помогает выявить все неисправности, определить, какие из них критичны, а с ремонтом каких можно подождать. Когда клиент узнает о состоянии своего автомобиля, он предпочитает сразу исправить поломку.
Барно Турсунова
Сооснователь сети «Вилгуд»
Если наш первый автосервис вышел на операционный ноль только через 18 месяцев, то после того, как мы внедрили IT-платформу WILGOOD IS и наладили все процессы внутри системы, новые автосервисы сети выходят на операционную окупаемость за 2-4 месяца (в зависимости от региона).
Срок полной окупаемости — около 15 месяцев. В наших СТО среднее количество клиентов в месяц — 485 человек, что обеспечивает среднемесячный оборот в 4 млн рублей.
Стоит учитывать, что для автосервиса как бизнеса характерна сезонность. С минимальной прибылью сервис работает в январе и феврале. Кроме того, есть у бизнеса ещё ряд рисков: неотлаженные бизнес-процессы, неэффективные технологии привлечения клиентов и работы с ними, непрозрачность бизнеса для собственника.
Независимому СТО сложно одновременно заниматься ремонтом автомобилей и оптимизацией бизнес-процессов.
Как я уже говорила, во многих частых автосервисах сотрудники воруют у собственника, проводят операции мимо официальной кассы, нарушают сроки. Избежать этого нам помогла полная оцифровка бизнес-процессов и создание алгоритмов работы сотрудников, от которых они не могут уклониться.
Комментарии •0