Для российского туристического рынка хостел — явление пока малознакомое, но ситуация активно меняется. В соотношении расходы-доходы хостельная ниша кажется интересным бизнес-направлением. О том, как открыть свой хостел, мы узнали у владельца сети хостелов Рустама Аюпова.
С чего начать?
Итак, как и в начале любого иного вида бизнеса, всё начинается с цели. Нужно ответить себе на вопросы: «Для чего все это начинать?», «Нужно ли это людям?». Здесь важно отметить, что бизнесмены делятся на несколько типажей: есть люди, которые просто хотят вложиться и получать пассивный доход, а есть те, кто хотят этим заниматься активно и развиваться исключительно в этом направлении. То есть нужно определиться с желаниями — хотим мы просто зарабатывать огромные деньги, или же нам нравится именно эта сфера и мы намерены её улучшить, вводя новшества в условия работы, и предоставлять людям новую качественную услугу. Необходимо понимать, что огромных денег с одного хостела не заработаешь, а для того, чтобы развиваться дальше, необходимо масштабироваться. После целей сразу начинается аудит рынка города и страны, в которых планируется заниматься «хостельерным» бизнесом. Необходимо определить, на каком уровне находится сфера, какие существуют конкуренты, их слабые и сильные стороны, также необходимо учесть тенденции международного рынка и учитывать потребности разных целевых сегментов. Это позволит сделать хостел более современным и конкурентоспособным, а бизнес-проект успешным. Конкурентов в этом сегменте в городе практически не было. Сфера относительно нова и нельзя сказать, что она богата опытом. Ниша открыта, но необходимо «протаптывать к ней дорогу».
Рустам Аюпов
владелец хостела «Кот на крыше» и сети хостелов «Like» в Казани
Одна моя знакомая хотела открыть хостел в Барселоне. Мы очень долго работали над этим проектом: искали арендные помещения, составляли смету, тратили огромное количество времени на понимание того, как будет выглядеть хостел, но забыли про аудит. Лишь спустя два месяца кропотливой работы выяснилось, что в Барселоне открывать хостелы иностранцам запрещено.
Для того чтобы беспроигрышно вложить необходимое количество денег, прежде всего нужно всё изучить и обладать информацией. Ещё раз: аудит рынка, исследование конкурентов, просмотр запросов. Что касается последнего, то в интернете существуют сервисы, которые позволяют узнать ключевые запросы и понять, является ли данный момент подходящим для открытия хостелов. В этом плане все ресурсы бывают полезными, например, можно создать рекламное онлайн-объявление о том, что открылся новый хостел и посмотреть, сколько будет поступать звонков на указанный номер. Аудит даёт предпринимателю возможность оценить целесообразность действий, резонность финансовых и временных затрат.
Очень важно оценить собственную компетентность и свои возможности, а также убедиться в действительном интересе к работе в сфере услуг, так как эта область имеет существенные отличия от производства. Здесь необходимо контактировать со своим клиентом и решать его проблемы, когда он, грубо говоря, приезжает к тебе «домой в гости».
В Казани около 46 хостелов и каждый месяц открываются новые, 30 % из которых закрываются. Можно увидеть скачок открытия хостелов в преддверии крупных мероприятий, когда ожидается туристский поток, но опять же многие из новоявленных хостелов не могут держаться на плаву долго, так как многие не осознают в какой сфере работают.
В среднем, для того чтобы открыть хостел на 30 мест, потребуется приблизительно 1 млн рублей. Но зачастую этой суммы недостаточно, если нет опыта в этой сфере, поскольку, не зная многих нюансов, невозможно минимизировать затраты. Самым главным звеном в статье расходов является аренда. Наладив диалог с арендодателем, можно снизить арендную ставку. Если это не удаётся, то можно попробовать уговорить дать скидку на использование помещения в несезонный период.
Условный расчёт ежемесячных затрат выглядит следующим образом:
- Аренда — 550 р/кв.м;
- Расходы ТНЦ (телефония, интернет, бытовые расходы) — 5 000 р;
- Реклама — 10 000 р;
- Оплата труда (три администратора, одна горничная) — 60 000 р;
- Охрана — 5 000 р;
- Фонды — 15% — 6 %.
Рустам Аюпов
владелец хостела «Кот на крыше» и сети хостелов «Like» в Казани
Первый хостел я открывал на собственные средства. Второй хостел я открыл через 9 месяцев после первого, но вообще без вложения собственных средств. Ко мне как-то обратился человек, который занимался сдачей в аренду около 30 помещений в Казани и предложил мне свои услуги. Несмотря на то, что у меня в тот момент не было необходимых накоплений, я согласился арендовать помещение в центре города, при условии, что этот человек будет за свой счет делать ремонт, пока я буду искать необходимые средства. Он согласился. По истечению оговоренного срока мне не удалось найти сумму, и я обратился к арендодателю с предложением вложиться в покупку необходимых для хостела мебели и инвентаря. Он снова согласился. В конечном итоге, мне удалось сократить несколько существенных статей расходов.
Существует множество способов привлечь финансирование. На мой взгляд, лучше выбирать те, в которых больше вероятности сохранить независимость. В случае работы с партнёром необходимо заранее оговорить долевые нюансы.
Желательно организовать схему так, чтобы партнер в составе организации имел меньший процент влияния и, соответственно, меньше прав. Это правило позволяет избежать негативных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе.
Рустам Аюпов
владелец хостела «Кот на крыше» и сети хостелов «Like» в Казани
Вообще, думаю, что партнёр необходим только на первых этапах, если у тебя для открытия своего дела нет необходимых финансирования, опыта или квалификации. Если ты делишь бизнес с кем-то в равной доле, то в критической ситуации, когда должно быть принято важное решение, ты можешь зайти в тупик, поскольку это решение не может быть принято, если нет самого главного с юридической точки зрения. Нужно понимать, что когда ты открываешь свое дело, несмотря на вид и направление деятельности, тебе необходимо всё делать самому. В этом смысле есть правило: если хочешь идти быстро — нужно идти одному, если хочешь идти далеко — нужно идти с командой. Нужно подчеркнуть слово «команда», именно команда, а не равноправный партнер.
В вопросах продвижения необходимо понимать, что у каждого вида деятельности имеется своя специфика. При выборе рекламной политики необходимо исходить из целевой аудитории. Принято считать, что основным потребителем услуг хостелов является молодежь, но в последнее время наблюдается тенденция смещения спроса в сторону более старшей по возрасту клиентуры. Рынок очень быстро реформируется, и необходимо успевать за изменениями. В хостелы заселяются люди, имеющие различные цели путешествия, эти нюансы важно учитывать. В целом, маркетинг должен быть направлен в сторону более разнообразной аудитории, но ключевую ставку в рекламной кампании все-таки нужно делать на привлечении студентов, молодых людей и иностранцев. Что касается каналов продвижения, разумеется, интернет выигрывает по многим параметрам — это и охват, и дешевизна. Через интернет можно быстрее донести информацию до конечного потребителя, но важно учитывать текущую ситуацию на рынке и по необходимости задействовать остальные способы и методы информирования.
Рустам Аюпов
владелец хостела «Кот на крыше» и сети хостелов «Like» в Казани
Как подобрать персонал? Лично я все должности разделяю на две группы: «текучие» и постоянные. Например, администратор — это самая непостоянная должность. Управляющие моих хостелов всегда держат открытыми вакансии, которые являются наиболее актуальными. Такое правило для хостелов я считаю обязательным. Таким образом, у меня имеется база, благодаря которой я могу заменить плохих сотрудников, нанять новых и не держать места «пустыми». Я уделяю много времени общению со своими сотрудниками, а во время приёма новых провожу тщательное резюмирование. Я лично сам инструктировал своих сотрудников, как привлекать гостей, как их встречать и как их размещать так, чтобы они оставались довольными. Проблем с сервисом и обучением своих сотрудников у меня не было, но были проблемы с тем, что у меня не хватало мест для заселения такого количества людей, которые к нам обращались.
Место и помещение для этого бизнеса являются фундаментом. Поэтому к выбору помещений стоит относиться с особой строгостью. Основные критерии, которым желательно отдавать предпочтения с целью обрести лояльность клиентов:
- Месторасположение. Близость к популярным у туристов местам и объектам, к крупным торговым, развлекательным и деловым центрам, а также к железнодорожным вокзалам (транспортная доступность) является большим плюсом.
- Сумма аренды. От этого зависит прибыль.
- Наличие парковки.
- Наличие отдельного входа. Запасной вход также важен с точки зрения комфорта и пожарной безопасности.
- Планировка.
- Дизайн, ремонт, визуальное оформление.
Рекомендуется рассматривать помещения площадью от 120 квадратных метров. По соображениям свободы и удобств, желательно располагаться в отдельном здании или на первом этаже офисного здания. Преимущество расположения в жилом здании
в том, что иногда этот вариант является более экономичным, как с точки зрения арендной платы, так и в связи с их изначальной обоснованностью.
Предпочтительнее выбирать ООО и упрощенную систему налогообложения доход минус расходы, так как это самый простой способ, позволяющий сэкономить на бланках строгой отчётности и работать без кассовых аппаратов. После регистрации юридического лица нужно подать документы о среднестатистической численности фирмы, изготовить печать и открыть расчётный счёт. После открытия необходимо подавать документы на классификацию. Удовлетворение определённых требований позволяет получить классификацию «без звезд» и даёт право иметь статус официального средства размещения. Стоит отметить, что на данный момент классификация не является обязательным условием, но её наличие даёт серьёзное конкурентное преимущество.
- Целеполагание;
- Аудит;
- Смета и финансовый план;
- Поиск стартового капитала;
- Регистрация бизнеса;
- Выбор помещения;
- Планировка, ремонт;
- Закупка мебели и инвентаря;
- Подбор персонала;
- Реклама;
- Работа и корректировка действий.
Рынок переживает эволюцию. Многие старые «недобросовестные» хостелы закрываются, открывая путь новым и прогрессивным заведениям. Вообще, хостельный бизнес не относится к быстроокупаемым, но в целом направление является актуальным и
востребованным. Резонность открытия должна определяться возможностью регулярно вкладываться и совершенствовать предоставляемые услуги, это ключевой фактор. Наличие финансового плана позволяет просчитать потенциал и риски в самом начале.
Рустам Аюпов
владелец хостела «Кот на крыше» и сети хостелов «Like» в Казани
Если хостел не окупается через полтора года, необходимо менять стратегию и сокращать расходы. Если изначальные вложения превышают сумму в размере 2 млн рублей, то за полтора года окупиться практически невозможно.
Вообще, фактор сезонности сказывается на хостельном бизнесе. Если «запуститься» в благоприятное время (туристический «высокий» сезон), то можно выйти на определённый уровень, который позволит держаться на плаву. Как правило, в регионах России октябрь, ноябрь, февраль и март — самые нежелательные для открытия месяцы. Конечно, всё зависит от того, какие работы проводятся для обеспечения стабильного потока клиентов. Если наладить сотрудничество с турфирмами и со спортивными организациями, то влияние сезонных факторов можно свести к нулю, а риски предельно минимизировать. Рекомендуется перед формированием стартового капитала и открытием хостела закладывать в смету сумму, равную двум-трём месяцам аренды как страховочный пул. В целом, риски при открытии хостела достаточно невысокие.
Комментарии •2
Всё верно сказал
Сообщение удалено
Ответить
Спасибо за статью, очень полезно. Но хостел это не простой бизнес, поэтому нужно как то на рынке выделяться. Тут нашел интересные идеи как сделать хостел необычным и оригинальным https://biz-pravda.com/kak-otkryt-hostel-s-nulya/
Сообщение удалено
Ответить