Вы слышали о компаниях FedEx, DHL, UPS? Если так, то, наверняка, Вы или Ваши знакомые пользовались их услугами. А хотели бы Вы открыть собственную курьерскую службу?
Если да, то эта статья будет полезна для Вас и расскажет о том, как это сделать.
Специально для подготовки статьи мы взяли интервью у трёх экспертов и выяснили, как открыть курьерскую службу доставки. Знакомьтесь с нашими гостями:
- Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост. Специализация компании- курьерская доставка товаров из интернет-магазинов.
- Сергей Невзоров, основатель сервиса Департамент Логистики.
- Журабек Турдиев, директор курьерской службыBTS Express. Специализация компании — экспресс-доставка документов, корреспонденции, посылок до 3 кг внутри Узбекистана.
Статья написана совместно с нашими экспертами и при их активном участии. Это позволило получить развёрнутую, более полную информацию из первых рук об открытии курьерской службы.
Как подготовиться к открытию?
Как и при открытии любого бизнеса необходимо провести предварительный анализ рынка. Получаемые сведения должны касаться:
- Целевой аудитории, спроса с её стороны. Кто ваш потенциальный клиент, какие именно услуги ему нужны, что он будет ожидать от вас.
- Сведения о конкурентах и об их деятельности.
- Текущие условия на рынке. Какие ниши ещё относительно свободны и другая информация.
Это первое. Второе — выбор ниши и оказываемых услуг. После изучения рынка в0ам, возможно, захочется развивать курьерскую службу в какой-то узкой конкретной нише. Или вы предпочтёте специализацию на доставке определенных посылок, например, товаров из интернет-магазинов, еды из ресторанов.
Всё зависит от выбранной ниши и услуг, которые Вы собираетесь оказывать. Алексей Прыгин, заместитель гендиректора МаксиПост:
«Затраты (стартовые и ежемесячные) складываются из следующих расходов:
- рекрутинг персонала;
- закупка и брендирование униформы (если необходимо);
- автоматизация процессов;
- закупка кассовых аппаратов (и их дальнейшее обслуживание);
- покупка или аренда автотранспорта (если необходимо);
- связь (мобильная, городская, интернет);
- хозяйственные и канцелярские товары;
- банковские расходы (в основном, инкассация);
- топливо (если необходимо);
- зарплаты и налоги.
Основная расходная часть в „курьерке“ — это зарплаты и налоги.
Конкурентная борьба на рынке курьерских услуг сейчас зашкаливает и дальше будет только нарастать, открывать новый бизнес в этой сфере стоит, если у вас есть хорошие стартовые инвестиции, „подушка“ на будущее и опыт в этой сфере.»
У МаксиПост следующий формат — доставка товаров из интернет-магазинов. Если не закупать транспортные средства, то вложения потребуются относительно малые. Но! Нужно быть готовым к последующим финансовым вливаниям, чтобы удержаться на рынке и продолжать расти.
А вот BTS Express потребовались значительные инвестиции для запуска и развития своей курьерской службы.
Журабек Турдиев
директор BTS Express
Для запуска курьерской службы нашего формата потребуется минимум 150 000$ (порядка 10 000 000 млн. рублей). Основная статья расходов — это закупка автотранспорта (до 70% расходов). В нашем случае это 4 машины Lada Largus для междугородних перевозок и 4 автомобиля Damas для перевозок по Ташкенту и области. В остальных 11 городах мы нанимаем курьеров с собственными машинами.
Оставшаяся сумма приходится на:
- аренду, ремонт помещений, их оснащение, компьютерную технику, специальную программу учёта и контроля,
- зарплаты и налоги,
- рекламу и маркетинг,
- услуги авиаперевозок,
- и прочие мелкие расходы,
Если выбрать узкие ниши, к примеру, доставка еды или доставка счёт-фактур компаний внутри города, то вложений потребуется на порядок меньше.
Как видно из двух примеров, объёмы инвестиций могут отличаться в несколько раз. Многое зависит от ниши и оказываемых услуг. Но оба наших гостя сходятся во мнении, что для дальнейшего существования и роста компании потребуется регулярное финансирование.
-
Общие показатели
-
Оборудование
-
Инвестиции
Как и говорилось выше, открытие курьерской службы начинается с определения портрета клиента, его потребностей, ожиданий. Опираясь на эти данные, необходимо определиться с нишей и конкретным перечнем услуг, которые будет оказывать ваша компания.
После выяснения этих ключевых моментов можно думать о том, на что пойдут инвестиции, как дальше выстраивать бизнес, какая география обслуживания у вас будет.
Персонал. Найм, обучение, мотивация, отношения
О работе с персоналом рассказывает наш гость Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:
Штат курьеров — это один из самых первых шагов при организации курьерской службы. Чтобы его сформировать, нужно:
• Набрать курьеров, предварительно рассчитав их количество и загрузку исходя из планируемого объема продаж и графика распродаж;
• Обучить курьеров, разработав заранее систему обучения, включая умение коммуницировать, работать с кассовой техникой, соблюдать правила кассовой дисциплины и т.д.;
• Разработать систему мотивации и контроля курьеров: как вы им будете платить — фиксировано или сдельно? Как рассчитывать премиальную часть — исходя из количества выкупленных или доставленных посылок? Как будете контролировать их работу и сводить на нет риски недобросовестных исполнителей, что особенно важно с учётом того, что курьер — лицо материально ответственное?
Систему мотивации курьеров нужно строить исходя из бизнес-целей компании. Например, в нашей компании на первом месте не количество, а качество доставки, процент выкупа доставленных посылок. А значит все заточено исключительно на этот KP
Журабек Турдиев
директор BTS Express:
При работе с персоналом основное внимание и усилия нужно направить на курьеров, потому что, курьер:
- Лицо компании, и он по большей части общается с клиентами и получателями посылок.
- От него в значительной степени зависит, как и в каком состоянии будет доставлена посылка.
- Курьер — лицо материально ответственное.
При подборе курьеров мы смотрим на следующие моменты:
- Заполнение анкеты. До конца ли она заполняется. Если да, то это говорит о серьёзном отношении к делу кандидата и о том, что он хочет трудиться в нашей компании.
- Умение общаться. Легко ли человек входит в контакт, не агрессивен и не груб ли.
- Возраст и наличие водительских прав. В нашей компании курьерами работают только молодые люди.
Месяц у нас длится испытательный срок. В течение этого периода мы обращаем внимание на другие показатели курьеров:
- Как ведёт документы курьер? Всё ли и вовремя ли заполняется? Своевременно ли сдаются отчёты?
- Соблюдение поставленных графиков.
- Умение общаться с клиентами и получателями посылок.
- Обратная связь от клиентов и сотрудников. Если курьер грубит, нарушает правила, на него жалуются клиенты и сотрудники, то такой человек у нас не задерживается.
Система обучения и адаптации у нас тоже есть. Она позволяет новичку быстро влиться в дело и успешно выполнять свои задачи.
Отдельный разговор — это мотивация. Нам нужны целеустремленные люди, и их мы продвигаем на более высокие должности, если, конечно, есть стремление у сотрудника.
Основной принцип выстраивания отношений с курьерами, да и со всеми сотрудниками компании — это дать им понять, что они ценны и что их труд важен не только для компании, но и для клиентов и общества. И самое главное — не просто дать понять, а день за днём доказывать это на деле.
Как выстраивать рекламу и маркетинг?
На начальном этапе лучше сконцентрироваться на привлечении и высококачественном обслуживании N-ного количества первых клиентов. Я бы рекомендовал начать с 200 клиентов. Такой подход позволит:
- выявить слабые места в вашем бизнесе и ликвидировать их,
- понять ожидания и потребности своих клиентов,
- на основе полученной обратной связи выстраивать дальше свою маркетинговую стратегию.
Каналы продвижения могут быть разными. Нужно учитывать специфику своей ниши и ориентироваться на клиентов.
Говорит Журабек Турдиев, директор BTS Express:
В нашем случае хорошо работает SEO, рассылка коммерческих предложений по организациям, сарафанное радио. Социальные сети мы в основном используем для сбора обратной связи.
В деле выбора канала продвижения нужно исходить из особенностей клиентов. А именно знать:
- Через какие каналы коммуникации до них можно достучаться.
- Через какие каналы уже ищут информацию о Вас потенциальные клиенты.
Ниша и оказываемые услуги вашей курьерской службы играют основную роль при принятии решения о выборе места для размещения офиса и склада.
Например, доставка еды из ресторанов не требует наличия склада, т.к. посылка доставляется прямиком с кухни до получателя. Аналогичная ситуация при доставке посылок внутри города, т.к. доставка осуществляется в течение нескольких часов.
А вот в случае с междугородней доставкой наличие склада обязательно.
Журабек Турдиев
директор BTS Express
При выборе места мы учитывали следующие критерии:
- Удобное расположение для клиентов, т.к. часть наших клиентов приезжает в офис, чтобы отправить посылку. Также часть получателей забирает посылку из офиса. Это эконом-тариф с самовывозом с наших офисов. Главное, чтобы клиентам было удобно подъехать к нам, легко найти нас, и чтобы была парковка.
- Близость аэропорта, т.к. посылки в отдалённые города для увеличения скорости доставки мы отправляем самолётом.
Достаточная площадь помещения для работы всех отделов (ресепшн, склад, администрация). Это касается только центрального офиса в Ташкенте. Офисы в регионах устроены проще
Курьерскую службу можно оформлять как ООО или ИП. ООО удобен следующим:
- Инвесторы охотнее вкладывают деньги в дело, т.к. могут выступить соучредителями. Банки также охотнее выдают кредиты.
- Больше доверия со стороны организаций. Имеет значение, если организации являются вашими потенциальными клиентами.
У ИП следующие преимущества:
- Легко зарегистрировать.
- Можно платить налоги по «упрощёнке». Налоговая отчётность проще.
Выбор организационно-правовой формы на усмотрение владельца бизнеса. Регистрация компании — один из самых простых этапов при открытии курьерской службы.
- Анализ рынка (спрос, конкуренция, текущая ситуация).
- Выбор ниши и оказываемых услуг.
- Поиск и выбор помещения.
- Заключение договора аренды.
- Регистрация компании, постановка на учёт в налоговой службе.
- Получение инвестиций.
- Поиск поставщиков оборудования, мебели, транспорта (при необходимости).
- Составление сметы ремонтно-отделочных работ.
- Поиск строительной бригады, ремонтно-отделочные работы.
- Заказ оборудования, мебели.
- Монтаж и наладка оборудования, мебели.
- Покупка транспорта (при необходимости).
- Разработка рекламной кампании открытия и привлечения первых клиентов.
- Поиск, отбор, первичное обучение, адаптация сотрудников (курьеры, сотрудники бэк-офиса, ресепшн).
- Составление графика смен.
- Праздничное открытие.
- Привлечение первых клиентов.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть следующее:
- Курьерская служба как бизнес — это долгосрочный бизнес-проект. Здесь не получится по-быстрому «сделать деньги». Как и заводы, курьерские службы дают отдачу не сразу, а через некоторое время. Начиная курьерский бизнес, нужно быть готовым к марафону, а не к спринтерскому забегу.
- Многое зависит от выбранной ниши и оказываемых услуг, ситуации на рынке.
Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:
Услуги вообще сами по себе редко бывают высокомаржинальным бизнесом, а при неблагоприятном раскладе (а сейчас именно такой) разница между тарифом и себестоимостью стремится к нулю. Увеличивать этот зазор очень сложно: поднять цену значит потерять клиентов, а уменьшить себестоимость очень сложно.
Журабек Турдиев
директор BTS Express
Мы смогли выйти на операционную прибыль только на пятый год развития. До полной самоокупаемости есть ещё время. Вырученные деньги вкладываем в развитие. Курьерские службы — это долгоиграющий бизнес. Нужно обладать изрядным терпением, чтобы поднять такое предприятие.
Сезонность
Как и в ряде отраслей существует сезонность и в курьерском бизнесе. Она связана с периодом коммерческой активности населения перед знаковыми праздниками и другими событиями:
- Новый Год
- 23 февраля
- 8 марта
- Чёрная пятница и т.д.
Алексей Прыгин
заместитель генерального директора МаксиПост
Курьерский бизнес подвержен сезонности, которая напрямую зависит от всплеска продаж в интернет-магазинах. Самый горячий сезон для курьерских служб — это Новый год. Даже если вы целый год перебиваетесь от заказа к заказу, с конца ноября скучать не придётся. Наши люди никогда не перестанут закупать подарки к этому празднику, поэтому всегда есть шанс сделать хороший оборот за один месяц. Декабрь — это гарантированный заработок. А еще бывает 23 февраля, 8 марта, чёрные пятницы, киберпонедельники, подготовка к школе в августе и куча всевозможных более или менее успешных сезонов и распродаж, которые обеспечивают курьерам надежный доход.
Журабек Турдиев, директор BTS Express:
Сезонные колебания в нашем деле тоже есть. Больше всего отправок наблюдается в декабре-январе. Конец лета — начало осени тоже достаточно активный период — люди возвращаются из отпусков, начинается новый учебный год. Летом спрос немного падает, в остальное время всё относительно стабильно.
Факторы риска
В курьерском бизнесе есть несколько основных факторов риска:
- Утрата, порча посылки или денег.
- Риск, связанный с повсеместным демпингом цен на курьерские услуги.
- Риск, связанный с региональными подрядчиками.
- Риски, связанные с неэффективной логистикой.
- «Слабые» программные инструменты учёта и контроля работы курьеров, склада.
Сергей Невзоров
сооснователь сервиса Департамент Логистики
При внедрении веб-сервиса «Департамент логистики» мы наблюдаем типичные ошибки организации и контроля бизнес-процесса:
- Логисты принимают решения на основе своей интуиции и опыта. При этом во главу угла ставятся требования, не относящиеся к бизнесу. Например: выбор машины для доставки на основе близости проживания водителя в ущерб наполненности кузова и оптимальности маршрута. Или принятие решений по принципу «удобно» / «неудобно»
- Отсутствие контроля курьеров на маршруте. В результате информацию об отклонениях руководство получает уже в виде претензий от клиентов.
Алексей Прыгин
заместитель генерального директора МаксиПост:
Нужно четко понимать, что курьерский бизнес работает не с посылками, а с людьми — все «завязано» на человеческий фактор, и притом с двух сторон — и на клиентов, и на собственных курьеров. А работа с людьми это всегда сложно.
Еще одна зона постоянного внимания — это ИТ, по мере наращивания новых сервисов, открытия новых филиалов, появления новых клиентов её нужно постоянно наращивать и совершенствовать. С самого начала нужно обеспечить себя надежным ИТ тылом. Ни один из бизнес-процессов не будет работать без правильного ПО. Это возможно только в случае минимальных объёмов. Если объёмы продаж планируются большими, без инвестиций в доработку или приобретение новой ИТ-системы вам не обойтись.
Комментарии •1
Неплохая статья. Друзья, все кто хотел бы развиваться в сфере доставки на пункты выдачи или свою курьерскую доставку, приглашаю в группу.
Группа в Mesenger Telegram. Найти ее можно набрав @punktvidaci
В группе Ваши коллеги, возможные партнеры. Обсуждаем самые актуальные темы нашего с Вами бизнеса.
Добавляйте, делитесь своим и черпайте опыт от своих коллег.
Сообщение удалено
Ответить