Развлечения — одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Мировая индустрия развлечений аккумулирует миллиарды долларов и является значимой частью экономики большинства стран. О том, как войти в эту нишу и взять свой «лакомый» кусочек этого пирога, мы поговорим с экспертом — Артёмом Краминым, предпринимателем, основателем квест-проекта «Выйти из комнаты».
С чего начать?
Итак, с чего начать? Вообще, учитывая нынешнюю экономическую обстановку и высококонкурентность среды, открывать квест самостоятельно и с нуля, по мнению эксперта — очень рискованная затея. Лучше всего приобрести франшизу крупной, зарекомендовавшей себя сети и уже развиваться, избегая множества рисков, сопряжённых со спецификой бизнес-ниши (в один квест один человек приходит один раз). В каждом крупном городе уже есть серьёзные игроки, которые контролируют локально рынок. Сфера высококонкурентна, но основными конкурентами являются не столько другие компании-квесты, сколько иные представители сферы досуга и развлечений: кинотеатры, аттракционы, аквапарки, различные секции, клубы и прочее. Успех определяется возможностью выдерживать конкуренцию именно на этом уровне.
Личный опыт
В нашем случае работает эффект синергии. У нас сейчас в Казани сеть составляет 27 квестов, и если человек посетил один из квестов и остался доволен, то он обязательно посетит остальные квесты сети.
Основная целевая аудитория — молодые люди от 20 до 35 с доходом средним и выше, которые предпочитают активные виды отдыха.
-
Франшиза Pixel Quest
от 4 500 000 ₽ от 4.5 млн ₽
-
Франшиза Ё-ШОУ
2 200 000 — 3 000 000 ₽ от 2.2 млн ₽
-
Франшиза Место Пряток
2 500 000 — 3 500 000 ₽ от 2.5 млн ₽
-
Франшиза ПАНИКА
400 000 — 1 000 000 ₽ от 400 тыс ₽
По мнению эксперта, многое зависит от того, насколько развит рынок квестов в отдельно взятом городе. Под развитостью подразумевается степень «насмотренности» горожан, это определяет уровень их взыскательности: чем больше видел зритель, тем сложнее его удивить.
Первый наш квест, который мы открывали два с половиной года назад, обошёлся нам в 150 тыс. рублей.
Сейчас у многих, кто открывается в большом городе, бюджет может доходить до 3 млн рублей. Такая разница объясняется тем, что простые и дешёвые методы достижения «вау-эффекта» за это время уже были использованы «первопроходцами», и «новички» вынуждены прибегать к более дорогостоящим решениям. Каждый последующий шаг на этом пути дорожает! Для сравнения, в Нью-Йорке открытие квеста стоит ориентировочно 30 тыс. долларов (приблизительно 2 млн рублей). По расчётам, в Москве на запуск необходимо не менее 7-8 млн рублей.
Что касается вопроса первоначальных затрат, то в случае франчайзи первым крупным вложением является приобретение франшизы (в том числе сценарий). Вторую половину расходов будут составлять:
- элементы антуража и бутафория;
- аренда помещения;
- ремонт;
- техническое оснащение: аудио-, видеоустройства и прочее.
При запуске первых своих квестов мы не потратили ни копейки на рекламу. Я считаю такой подход наиболее правильным: квест должно продвигать «сарафанное радио». Если он нравится людям, о нём будут знать.
Как найти финансирование? Поскольку у нас это не первое бизнес-направление, мы выработали следующую схему: перед стартом каждого нового проекта, мы определяем смету и общие денежные потоки, а потом идём в банк и берём в кредит необходимую сумму. Поскольку есть убеждённость, что каждый проект должен окупать себя сам. Нужно отметить, что такой подход очень рискован, если нет необходимого опыта и понимания того, как выходить из ситуации невозможности возврата кредита.
-
Общие показатели
-
Оборудование
-
Инвестиции
По мнению эксперта, если есть желание вложиться в квест, то самым правильным решением будет найти команду людей, которые уже занимались открытием квестов или работают с крупной франшизой. Такая бизнес-схема является наиболее стабильной и устойчивой. В России есть 6-7 команд, которые пребывают в состоянии готовности выехать за границу и открываться там, если будут инвестиции.
Какой необходим персонал? На этапе строительства понадобятся специалисты-техники и электронщики. После запуска главным сотрудником и, что называется, лицом компании становится «хранитель ключей». Встречать и провожать гостей, проводить инструкцию, а также делать финальное фото — их основная задача. Контингент работников данной должности представлен, как правило, студентами и молодыми людьми. Главный привлекающий фактор для них — увлекательность и далекие карьерные перспективы.
Ребята, которые два года назад были у нас «хранителями» — открывали и закрывали двери — сейчас уже ездят по всему миру, занимаясь продажами, и по всей России, инспектируя филиалы.
Особенностью данного бизнес-направления является то, что ни скидки, ни какие-либо бонусы не будут побуждать клиента приходить в квест, если сценарий и его воплощение не будут его привлекать.
Человек либо приходит к тебе, либо не приходит. Не придет на плохой квест, даже если он будет бесплатным, и с легкостью отдаст хорошую сумму за хороший квест. Так устроена индустрия развлечений: все плохо, что не развлекает.
В связи с этим классический маркетинг может не дать должные результаты, если качество продукта не будет соответствовать должному уровню запросов. Главным конкурентным преимуществом квеста является его зрелищность.
Личный опыт
Мы организовывали своего рода квесты по городу. В этом случае участник не находится в помещении, а перемещается на автомобиле по городу, выполняя задания, предусмотренные сценарием квеста. Такие мероприятия выполняют функцию хорошего продвижения.
В качестве механизмов продвижения могут применяются различные технологии и информационные каналы: промоакции и реклама в кинотеатрах, наружная реклама, вирусный маркетинг, радио, яндекс.директ, гугл адвордс и прочее. Стоит учесть множество факторов, от которых будет зависеть эффективность рекламы. Существуют прецеденты, когда в рекламу квестов вкладывались суммы, сопоставимые с общим бюджетом самого проекта, но реклама не приносила эффекта.
Как и в любых иных направлениях индустрии развлечений, местоположению необходимо уделить должное внимание. Рекомендуется открываться ближе к центру города или в местах высокой активности и доступности, но подальше от развлекательных заведений.
Ещё одним явным преимуществом данной ниши, по мнению эксперта, является простота выбора помещения. Существует два подхода в подборе помещения и организации пространства:
- поиск помещения исходя из запросов сценария;
- адаптация сценария под условия помещения.
В целом требования, предъявляемые к помещению в данной сфере, не отличаются строгостью. В большинстве случаев необходимо лишь согласование с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором. Для простоты решения задачи можно обратиться к компаниям, занимающимся получением разрешений.
Занимательным фактом является то, что в современном общероссийском классификаторе экономической деятельности понятие «квесты» отсутствует, и подобная деятельность относится к категории «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений». Лицензия не требуется. Удобнее, по мнению экспертов, открыть и регистрировать ИП или ООО, с упрощенной системой налогообложения «доходы», 6% налоговая ставка, так как издержки в этом бизнесе невысокие.
Интересный факт — в Германии есть требование согласовывать открытие любой организации с местным сообществом.
- Сформулировать идею;
- Зарегистрировать юрлицо;
- Создать сценарий;
- Найти помещение;
- Сделать ремонт;
- Построить антураж, декорации, создать «начинку» квеста;
- Изготовить электронно-технические элементы;
- Сделать рекламу;
- Запуститься.
В Европе и США ситуация с квестами иная: сроки окупаемости в целом там больше, но это опять же в пользу стабильности и устойчивости рынка. Наши квесты демонстрируют хорошие показатели общей рентабельности.
Нужно отметить высокую сезонность сферы. Большая активность наблюдается осенью и весной, в холодное время. Летом, как правило, люди в качестве отдыха отдают предпочтение вылазку на природу.
Чтобы нивелировать сезонность можно наладить сотрудничество с организациями, например, тренинговыми центрами, которые имеют стабильный спрос, а также проводить выездные квесты для сотрудников крупных компаний. Часто многие организации сами проявляют инициативу подобного взаимодействия.
Самым выгодным месяцем надо признать январь, доход в это время может дважды превосходить любой из других месяцев года. Кстати, проведение выездных квест-мероприятий может также послужить инструментом увеличения прибыли, но варианты этим не исчерпываются. Продукт, потенциальным потребителем которого является 60% крупного города, не может остаться без внимания, если будет правильно представлен обществу.
В нашем бизнесе есть две точки, которые необходимо пройти:
- выход в ноль по текущим издержкам, когда доходы покрывают все расходы;
- когда прибыль суммарно превосходит вложенные средства.
Не всем удается продвинуться дальше первого пункта. В последнее время многие самостоятельные квесты, в подавляющем своем большинстве, по экспертным наблюдениям, закрываются, не вернув расходы, это во многом связано с тем, что они лишены эффекта синергии, которым обладают «сетевые» квесты.
Комментарии •5
Всем привет. Мы открыли уже много квестов, собрали все грабли, если у кого-то есть вопросы, можете писать, подскажем, поможем) questlab54@gmail.com
Сообщение удалено
Ответить
Мария,Здравствуйте! Хотим открыть квест room в Ташкенте. Сможете нам помочь? На высшем уровне.
Сообщение удалено
Ответить
Квесты открывать выгодно, но в них нужно вкладываться с душой. Мне с оформлением моей квест-комнаты помогал талантливейший человек. Фишка в том, что он пишет и загадки, и сценарии к квестам и одновременно понимает как это все технически реализовать, что все выстрелило в нужный момент. На его сайте можно подробно почитать как и что он делает - superengineer.ru .
Сообщение удалено
Ответить
Полностью поддерживаю Елену! Квесты это актуальный вид бизнеса с высоким чеком и без затрат на сырье, но к сожалению у людей нет четкого понимания как им нужно заниматься, как рекламироваться и прочее. Например мой авторский квест работает уже с 2015 года, сумма инвестиций составила 250 тысяч рублей, количество игр уже перевалило за 3000 со средним чеком 3500р за игру. Почему так? Потому, что весь путь прошел сам - знаю, как строить, как рекламировать и как делать квест успешным. Последние два года делюсь накопленным опытом помогая людям открывать квесты во всех уголках России. Консультирую как по телефону, так и лично выезжая в город, где буквально за 2-3 недели открываем квест с минимальными инвестициями.
Сообщение удалено
Ответить
Всем привет! Меня зовут Анатолий. Являюсь автором и владельцем 3 квестов в небольшом городе, которые работают уже 3 года без существенных вложений и обновлений. Отзывы людей крайне положительные. Очень многие их оценивают даже выше, чем квесты Москвы с многомиллионными бюджетами. И всё из-за продуманных сценариев, которые создавались с любовью к этому делу. Наша команда уже помогла множеству людей открыться в других городах России и СНГ, поэтому если интересны действительно качественные сценарии, которые писались для себя - пишите: http://vk.com/gusakov_doc
Сообщение удалено
Ответить