Герой нашей статьи имеет большой опыт работы в аптечной сфере — он открыл свою первую аптеку в 1990-е годы. И новичкам он дает такой совет: нужно быть уверенным в себе и настроиться на долгую работу. Может быть, уйдет лет десять, прежде чем вам удастся выйти в прибыль. Однако возможны и более позитивные варианты развития событий. О нюансах аптечного бизнеса порталу БИБОСС рассказал основатель сети аптек «Сакура» Марат Бикмуллин.
С чего начать?
Чтобы оценить аптечный рынок, можно воспользоваться открытыми источниками — это статистика, публикации, обзоры. Самый простой способ — поиск информации в Яндексе: интернет сегодня может дать много полезного: цифры, комментарии участников рынка, и это позволит понять ёмкость рынка. Можно походить по аптекам в том районе, где вы собираетесь открыть свою, и понаблюдать за работой — как много посетителей, какие лекарства пользуются спросом. Но в любом случае, у человека с опытом в аптечной среде шансы на успех выше. А лучше всего, если у вас есть опыт ведения бизнеса или руководства хотя бы двумя-тремя людьми.
Конечно, можно заказать аналитическое исследование в агентстве, информация никогда не будет лишней. Там вам помогут оценить место и спрос, уровень конкуренции в городе, оценить проходимость данного места, платёжеспособность людей, сколько молодых и пожилых в районе. Исходя из этого, можно оценить будущую выручку. Но подобная работа в агентстве стоит обычно порядка 500 тысяч рублей.
Аптечный рынок очень конкурентный. Чтобы выжить на рынке, непременное условие — постоянно изучать деятельность конкурентов, узнавать, какие новшества они применяют, и перенимать их опыт.
Марат Бикмуллин
основатель сети аптек «Сакура»
Когда мы начинали, в 1996 году, ещё не было такой насыщенности рынка и такой конкуренции. Можно было не делать расчёты, просто закидывать удочку и ловить. Сейчас всё нужно просчитывать, анализировать.
Как понять, в какой нише выгоднее начинать работу? Всего на аптечном рынке, грубо говоря, две ниши. Первая — дискаунтеры, аптеки, которые работают по очень низким ценам и выживают за счёт объёма. Они делают на свой товар не максимально возможную (установленную регулятором) наценку в 25%, а всего 10%. Первое время такие аптеки работают в убыток и только вкладывают в бизнес. Вторая ниша — традиционные аптеки. У них 25% наценка: на 1 млн рублей продали — 250 тысяч из них получили.
И та, и другая ниша рабочие. Если у вас есть длинные деньги, и вы готовы лет 5-6 вкладываться, не получая прибыли, можно выбрать дискаунтер. А если нет, то открывайте традиционную аптеку.
У аптечного бизнеса нет определённой целевой аудитории. Любая аптека работает для всех категорий населения — и бедных, и богатых, в аптеку приезжают люди на дорогих машинах, в нее заходят и бабушки с кошёлками. Это демократичный бизнес.
Вам потребуется арендовать помещение площадью минимум 70-100 кв.м. Чтобы помещение было красивым и прошло лицензирование, на его отделку уйдет порядка 1 млн рублей. Покупка ассортимента обойдется в 7-8 млн рублей. То есть около 10 млн рублей у вас должно быть, чтобы просто открыться. И в дальнейшем у вас должно быть достаточно денег, чтобы в течение двух-трех лет платить зарплату, налоги, коммунальные платежи, отчисления в социальные фонды. Также не забудьте о минимальной рекламе. Вам, как минимум, нужно будет заказать и повесить вывеску (это ещё 200-300 тысяч рублей). Если же вы будете не арендовать, а покупать помещение, то в хорошем месте в мегаполисе 1 кв. м. стоит примерно 100 тысяч, и это ещё 10 млн рублей.
Таковы стартовые затраты и инвестиции на период, пока аптека не выйдет на самоокупаемость. А прибыль начнется по прошествии примерно десяти лет.
Марат Бикмуллин
основатель сети аптек «Сакура»
Мы никак не рекламируемся. Потому что покупатель, как правило, просто видит аптеку и заходит. Хотя эффективная реклама может быть на радио. Когда едет человек в машине, и ему надо что-то купить, он запоминает название, бренд, и потом предпочтет заехать в то место, о котором уже слышал, чем в неизвестную аптеку.
Что точно нужно, так это вывеска. Броская, хорошо видимая и читаемая. И если вы дискаунтер, то название должно подсказывать, что это аптека с низкими ценами.
Поскольку этот бизнес очень долго окупается, то кредиты в банке герой нашей статьи брать не рекомендует: доходы не покроют процентную банковскую ставку. Лучше использовать личные накопления, спросить у обеспеченных родственников, не готовы ли они помочь. Можно найти инвестора, взять кого-то в долю. На помощь государства рассчитывать не стоит: субсидирование торгового бизнеса сегодня не в приоритете. В основном субсидии касаются производств, которые создают много рабочих мест и высокую добавочную стоимость.
Каковы текущие расходы? За аренду помещения 100 кв.м. в хорошем месте вы будете платить примерно 100 тысяч рублей в месяц. Плюс коммунальные расходы около 10 тысяч рублей, зарплата (на 3-4 сотрудника — около 200 тысяч рублей) и накладные расходы. Среднего размера аптека требует около 600-700 рублей в месяц. Если аптека работает 7 дней в неделю с утра до позднего вечера или даже в ночную смену — расходов еще больше.
Как оптимизировать текущие расходы?
По-крупному не оптимизируешь. Можно применять принципы энергосбережения. Но это даст минимальный эффект. Экономить на специалистах — себе дороже. Поэтому остается экономить только на себе.
Для организации бизнеса вам нужно будет наладить отношения с поставщиками. В настоящее время на рынке работает большое количество дистрибьюторов, которые обеспечивают аптеки товаром — привозят лекарства согласно заявке. Напрямую с производителями работать аптеке нет смысла, потому что производителю выгодно продавать большими фурами свой товар. Не говоря уже об импортных препаратах, процедуры растаможивания которых очень дорогостоящие — нужно иметь обороты в миллиарды рублей. Поэтому между производителем и аптекой, как правило, есть два посредника — это дистрибьюторы, которые согласуют небольшой объём потребления аптеки с огромным объёмом производства завода.
Искать поставщика не нужно. Дистрибьютор сам придёт к вам.
Как только вы получите лицензию и начнёте оформляться, поставщики сами придут к вам, и вы будете выбирать. Между поставщиками высокая конкуренция, и они все будут стараться изо всех сил вам понравиться.
Приходится выбирать среди лучших, а не среди худших: у кого лучше цены, кто быстрее привозит, кто шоколадки дарит, скидки даёт. Но главное, чтобы поставщик выдерживал сроки, качество и ассортимент. Это три главных момента.
Особенных способов продвижения аптеки нет. Ваша главная задача — завоевать доверие покупателей. А это значит, вежливо встретить, обслужить с искренней улыбкой, работать честно и качественно. Ассортимент и цены в аптеках одного города примерно одинаковые. Но у каждого торгового учреждения есть своя внутренняя атмосфера. И симпатии клиентов разделяются.
Какой персонал нужен для работы? Безусловно, у фармацевта должен быть диплом о соответствующем медицинском образовании — таковы правила лицензирования. Кроме того, для работы в аптеке нужен человек эмоционально выдержанный, радушный, улыбчивый. И грамотный и открытый к обучению, потому что ассортимент в аптеке постоянно обновляется, поступают новые лекарства, приходят клиенты с разными ситуациями, которым нужно дать рекомендацию.
Нужно минимум два фармацевта и две кассы. Когда люди заходят в аптеку, идя домой с работы, и видят в вашей аптеке очередь, тогда как в соседней аптеке быстро обслуживают, то народ не будет стоять в очереди. Также нужны бухгалтер, заведующий аптекой, люди на ночную смену, уборщица.
Особых рецептов поиска сотрудников нет — с помощью работных сайтов, объявлений в газетах и прочее. В серьёзных компаниях проводят собеседование на высоком уровне, чтобы понять, насколько человек подходит под коллектив, формат аптеки.
Марат Бикмуллин
основатель сети аптек «Сакура»
Чем мы привлекаем сотрудников на работу именно в свою аптеку? Прежде всего, внимательным отношением к их потребностям. В наших аптеках руководитель на каждого сотрудника тратит большое количество времени. Мы нацелены на то, чтобы найти взаимопонимание.
Продумайте систему бонусов, акций и скидок. Все клиенты любят какие-то сюрпризы: нужно, чтобы при посещении вашей аптеки клиент получил больше, чем он ожидал. Обратная ситуация: когда человек получает меньше, то можно сказать, что вы потеряли клиента. Поэтому дисконтные карты, розыгрыши и призы только приветствуются.
Открывать аптеку лучше всего в месте с высокой проходимостью. Идеальный вариант — там, где у людей высокая платёжеспособность. Но естественно, что и аренда помещения в таком месте будет дороже, да и конкуренция, скорее всего, выше. Поэтому, отмечает герой нашей статьи, любое место расположения имеет как плюсы, так и минусы в виде дорогой аренды или количества конкурентов вокруг. Поэтому эффект в итоге уравнивается. Например, в торговом центре высокая проходимость, но и стоимость аренды там намного выше, чем на первом этаже жилого дома. Больше, чем другим, вам не дадут заработать. Разве что вы придумаете что-то необычное, не как у всех.
Каким должно быть помещение? Чтобы получить лицензию, помещение должно соответствовать определенным требованиям, которые прописаны в приказе Минздрава РФ об условиях лицензирования — сколько метров, какая инсталляция, воздухообмен, освещение и прочее. Этот документ с требованиями легко найти в интернете. Вам также нужно будет получить заключения от пожарной инспекции и санэпидемстанции.
Открыть аптеку и начать работать в ней можно только получив лицензию. Она выдаётся на пять лет. При этом аптеки постоянно проверяются.
Это очень регулируемый поднадзорный вид деятельности, потому что он затрагивает социальную сферу жизни и здоровье людей.
Проверяются цены и наценки, качество товара и условия его хранения. Шаг в сторону — расстрел. Если потеряете лицензию, ее очень трудно будет восстановить, и вы рискуете потерять все вложения. В аптечном бизнесе применяется вмененная система налогообложения.
- Анализ рынка и конкурентов (ассортимент услуг, цены, программы, кадры и т.д.),
- Выбор ниши,
- Поиск помещения,
- Оценка места аренды, выбор оптимального варианта,
- Заключение договора аренды,
- Регистрация ИП или ООО, постановка на учёт в налоговой инспекции,
- Поиск сотрудников,
- Проведение собеседований, отбор кандидатов,
- Составление графика смен,
- Ремонтные работы, покупка оборудования и мебели,
- Получение лицензии,
- Заказ препаратов, инсталляция,
- Разработка и согласование вывески, её монтаж,
- Разработка акций, скидок и других маркетинговых активностей,
- Открытие.
Есть перечень жизненно важных лекарств — цена на них регулируется государством. Поэтому на стоимость этих лекарств вы повлиять не сможете. На остальной ассортимент регулятор позволяет устанавливать максимум 25% наценки, если больше — вас оштрафуют.
Что касается сроков окупаемости, то, может быть, уйдет лет десять, прежде чем вам удастся выйти в прибыль. Конечно, бывают редкие исключения, когда можно за 3-4 года покрыть все затраты — в том случае, если человек сметливый и найдет какую-то «новую струю». Но если вы будете действовать как все, то на окупаемость уйдет лет десять. Учтите, что доходность составит порядка 10% годовых от вложений, то есть чуть больше, чем в банке.
Какие варианты увеличения прибыли есть в этом виде бизнеса? Только один — уделять больше внимания клиенту и повышать качество в обслуживании. Помещение должно быть чистым, а персонал приветливым.
Марат Бикмуллин
основатель сети аптек «Сакура»
У этого вида бизнеса есть ряд рисков. Например, бывало, что нам звонили по телефону и говорили, что умирают и сами не могут приехать. Просят прислать медикаменты, присылают такси, мы сломя голову едем, а там сидит проверяющий. И он говорит, что мы не имеем права вне аптеки отпускать лекарства. Особенно если аппарат сильнодействующий. Вообще, лекарство можно продавать только в аптеке. Нельзя через курьера доставку осуществлять.
Рисков много. Сотни. Нужно следить за качеством продукции, не нарушать условия хранения. Придёт проверка — можете потерять лицензию. Не так-то просто найти хорошего фармацевта. Встречается некачественное обслуживание, могут нагрубить или неправильно отпустить лекарство, например, без рецепта, за что приходится платить штрафы.
На этот вид бизнеса также влияет фактор сезонности. Весной, зимой и осенью люди чаще болеют простудными заболеваниями. Летом наблюдаются частые отравления. Поэтому каждый сезон своя продукция пользуется спросом. Аптека не будет простаивать, но могут быть колебания выручки. Выручка однозначно выше в холодное время года.
Учтите, что бизнес социально ответственный и государством серьёзно контролируется, каждый год появляются новые ограничения для участников рынка. Также создаются государственные аптеки, которые находятся не совсем в рыночных условиях и могут существенно повлиять на экономику отрасли.
Комментарии •0